Конспект урока по литературе (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Басня – древний литературный жанр.
Творчество И.А. Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_lit-re.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по литературе (5 класс)
Тема: Басня – древний литературный жанр.
Творчество И.А. Крылова
Цели урока:
- знать определение басни, морали, аллегории
- знать имена великих баснописцев
- сравнить басни трех писателей на один сюжет, выявить сходства и различия
- познакомиться с некоторыми сведениями о жизни и творчестве Крылова
- проанализировать басню «Свинья под Дубом»
Необходимые материалы: учебник (часть 1), тетради, раздаточный материал (тексты басен трех писателей на один сюжет)
Структура урока
- Организационный момент
- Объявление темы и цели урока
- Теоретический материал
- Слово о писателе
- Сопоставление басен
- Анализ басни Крылова
- Итог урока
- Домашнее задание
- Организационный момент
Ход урока
- Организационный момент
- Объявление темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о жанре, с которым вы уже очень хорошо знакомы. Это басня. Наша задача – вспомнить определение басни, ее особенности. Также вы узнаете фамилии некоторых баснописцев, познакомитесь с их трудами.
3. Теоретический материал
- Что такое ЖАНР?
(вид произведений, особенность, род и т.д.)
- Теперь давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов в нашем учебнике. Откройте страницу 309. Прочитаем определение.
(«вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть»)
- С баснями вы знакомы уже несколько лет, и вы многое можете рассказать об этом жанре. Что вам известно о баснях?
(дети обязательно вспомнят о морали, назовут известные им басни)
- Обратимся вновь к словарю. Самостоятельно найдите в нем определения понятий, записанных на доске, и перенесите их в тетрадь (басня, мораль, аллегория).
Далее следует проверка самостоятельной работы, значения слов зачитываются вслух, объясняются сложные моменты. Попутно в каждом определении подчеркиваются ключевые слова для лучшего понимания и запоминания терминов:
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Басни писал не только Крылов. Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа были созданы в 5-6 в до н.э. Французский баснописец 17 века Лафонтен, о котором мы сегодня также поговорим, знаменит переложениями басен Эзопа. Самобытная русская басня возникает лишь в 30-е годы 18 века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский.
(имена этих баснописцев записаны на доске и в тетрадях учеников)
- Слово о писателе в игровой форме
Игровая форма будет интересна для пятиклассников и поможет проверить готовность домашнего задания у всего класса (на этот урок ученики должны были ознакомиться со статьей о детстве Крылова в учебнике на страницах 56-58).
- Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, а вы, опираясь на свои знания, должны будете ответить «да» или «нет», а затем кто-то из вас объяснит свой выбор, рассказав о фактах из жизни писателя.
1) Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования?
(Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)
2) Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах?
(Нет, в Твери мальчик познакомился с иностранцем, синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов был очень музыкален и быстро выучился игре на этом инструменте)
3) Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать?
(Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)
4) Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой?
(Нет, от отца Крылову достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги: арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором)
5) Верите ли вы, что первым опубликованным произведением Крылова была басня «Ворона и Лисица»?
(Нет, свою литературную деятельность Крылов начал как драматург. Им написано 13 пьес, они опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет)
6) Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим именем?
(Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)
- Сопоставление басен
Сейчас на примере трех басен мы с вами посмотрим, как этот жанр постепенно менялся и достиг своего совершенства в творчестве Крылова. Для этого составим сравнительную таблицу, которую будем заполнять по ходу обсуждения.
Эзоп | Лафонтен | Крылов | |
Форма | |||
Сюжет | |||
Образы героев | |||
Мораль |
|
- Обратимся к раздаточному материалу. Перед вами басни Эзопа, Лафонтена и Крылова. Прочитаем их названия, какой вы сделаете вывод?
(Басни Эзопа и Лафонтена называются «Ворон и лисица», у Крылова – «Ворона и Лисица». Можно сделать вывод, что басни написаны на один сюжет)
- Прочитаем эти басни
(Басню Эзопа может прочитать ученик, Басню Лафонтена лучше прочитать учителю, с произведение Крылова дети отлично знакомы, так что прочитает ее ребенок)
- Какая басня вам понравилась больше? Почему?
(выслушиваются мнения учеников, их первоначальное впечатление о произведениях)
- Итак, сравним эти басни по 4 пунктам: по форме, по сюжету, по созданию образов героев, по наличию морали.
Далее последовательно говориться о каждом пункте, выявляются сходства и различия, которые кратко записываются в таблицу. Обсуждая отличия в сюжете, обратим внимание на то, что у Эзопа Ворон унес кусок мяса, а у Лафонтена и Крылова – сыра. Спросим у детей причину этого изменения. Можно предположить, что Лафонтен, будучи французом, предпочел заменить мясо на сыр, так как во Франции сыр – один из любимых продуктов. Необходимо обратить внимание и на появление эпитетов и метафор в двух последних баснях, попутно вспоминая значения этих терминов и приводя примеры. Говоря об образах героев, заметим на большое количество глаголов в первой басне, наличие прямой речи во второй. О басне Крылова скажем, что в ней образы героев раскрываются и через речь, и через действия. Далее попросим школьников подобрать прилагательные к героям каждой басни. Ворона Эзопа дети назовут глупым, лисицу хитрой, про героев Крылова ребята смогут сказать намного больше: ворона не только глупа, но и наивна, доверчива, проста, а лисица не только хитрая, но и умная, сообразительная, льстивая.
- Ребята, а что мы называем совокупностью человеческих качеств и черт?
(характер)
- Таким образом, у героев басен Крылова появляется характер.
Когда разговор зайдет о морали, ребята назовут моралью басни Эзопа следующие строки: «Басня уместна против человека неразумного». Тогда мы вновь вернемся к определению морали и выясним, что в данных словах едва ли найдется нравоучительный вывод, это скорее указание на человека, которому эта басня предназначена. Морали остальных басен прочитаем, запишем в таблицу и обсудим.
Эзоп | Лафонтен | Крылов | |
Форма | прозаическая | стихотворная | стихотворная |
Сюжет | Ворон на дереве; Лисица; кусок мяса; | Дядюшка Ворон на дереве; Дядюшка Лис; сыр | Ворона на ели, Лисица, кусочек сыра |
Образы героев | Через действия, много глаголов | Через речь, эпитеты, метафоры | Речь, эпитеты, метафоры, действия. Появляется характер!!! |
Мораль | ----- | «Всякий льстец кормится от тех, кто его слушает» | «…Лесть гнусна, вредна…» |
После заполнения таблицы запишем вывод, который предварительно сформулируем: Крылов сделал басню поэтически живописной, придал ей изящество. Одно из важнейших завоеваний Крылова – создание характеров персонажей.
- Анализ басни Крылова
Итак, мы достаточно много узнали о басне и о Крылове, его стиле, теперь настало время проанализировать еще одну басню – «Свинья под Дубом».
Учитель выразительно читает басню, дети следят по тексту, расставляя ударения в сложных случаях. После чтения проводится лексическая работа (рыло, продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать). Значения непонятных слов кратко записываются в тетрадь, после этого басню может прочитать ученик. Возможно попробовать представить Свинью, Дуб, Ворона, дать им характеристику. Затем следует сравнить представления детей о героях с иллюстрацией Куприянова (с 62).
- Как раскрываются образы героев?
(через диалог и действия)
- Перечислим глаголы, которые называют действия Свиньи.
(наелась, выспалась, глаза продравши, встала, подрывать стала)
- Запишите в тетрадь 2-3 прилагательных, характеризующих Свинью.
(ленивая, глупая, требовательная)
- Как называет Свинью Дуб?
(«неблагодарная»)
- Охарактеризуйте других персонажей басни
(Мудрые, умные)
- Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
- В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни?
- Итог урока
- Как преобразил, что нового внес Крылов в жанр басни?
- Домашнее задание
В 5 классе дети знакомы со многими баснями Крылова, поэтому следующий урок можно посвятить инсценировкам различных басен писателя. Для этого предложить классу разделиться на 5-6 групп, группам дать для постановки разные басни.
- Организационный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....