Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Поиск истины в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект открытого урока, проводимого в рамках методической недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_proshchanie_s_materoy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Открытый урок литературы

Поиск истины в повести Распутина

«Прощание с Матерой»

Задачи урока:

-обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения.

-привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.

-развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.

  1. ОРГ МОМ
  2. ТЦМ

Просмотр отрывка из фильма «Мастер и Маргарита»

-Что является предметом обсуждения в данной сцене?

- А что такое истина?

ИСТИНА: утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом
Старые истины. Избитые истины ”опошленные частым повторением”.

ИСТИНА: В философии:
адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно
Объективная и. Стремление к истине

ИСТИНА: == правда
Его слова близки к истине.

Значение слова Истина по Ефремовой:
Истина - 1. 
Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности..

В чем же правда Распутина? На этот вопрос мы и будем искать ответ, анализирую повесть «Прощание с Матерой»

Откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров?

        Рассказ о писателе

В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.

- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.

(Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)

А какую правду ищут герои повести? В чем она?

Прежде чем мы начнем выслушивать точки зрения героев, предлагаю для поиска истины обратиться к Феми́де, в древнегреческой мифологии богине правосудия. И на чаши её весов мы будем класть доказательства, выдвигаемые обеими сторонами

ФЕМИДА с весами

Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.

Должно уйти под воду всё:

-дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких;

-огороды-кормильцы;

-кладбище, где покоятся души умерших;

-луга, леса, цветы…

Всё…

Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.

Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял?

II.        Работа с текстом.

  • Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, «Прощание с Матёрой»

«Прощание» от слова «проститься».

«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.

По семантике глагол «прощаться» относится к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом.

- Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.

«Матёра  - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».

«Матереть – становиться матерью, рожать детей».

В повести Распутина  Матёра – это  остров, и одноименная деревня.

  • Составьте синонимический ряд к этому слову?

Матёра мать - сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля,  модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина

  • Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?
  • Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?
  • Для кого Матёра – «зона затопления», «территория», «хламье»?
  • Почему нарушился жизненный уклад деревни?  

          Поэт Андрей Вознесенский  считает:

                                                    Все прогрессы  реакционны,

                                                     Если рушится человек.

Тревожно вползает в повествование грустная нота:  деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты?  А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать.  И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая». Не случаен выбор имени героини: Дарья – «сильная»,  «побеждающая».

С фразы Богодула «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.

  • Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?

«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь ».

Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»? Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.

- Что такое «святотатство»?

Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.

 

       - Почему  сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения?  

  • О чем думает  Дарья во время последнего посещения родных могил?

  Действительно, человек  - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…

- Что обозначает имя героини?. Что дает ей силу? 

  • В чем истина Дарьи?

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.

  • Что означает для человека память?  

Дарья говорит   своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…». Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему  «износилась память»?

  • Чем опасно для человека забвение прошлого?

  • Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?

«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»

«… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало  основание Дарье говорить о разорении  души матёринцев?

 

 Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».

Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение).  Значит, жители остова утратили истинный смысл жизни,  «самостоянье» человека? Почему это произошло?  За что  Дарье жалко человека?

«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил.  Она над им верх взяла…  Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».

 

- Обратите внимание на описание церквушки в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры?

  • Не случайно Андрей спрашивает бабушку Дарью: «… почему тебе человека жалко?»  Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.
  • Почему в семье Дарьи произошел распад связи трех поколений?
  • Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. В чем коренится причина  «немоты» многих персонажей повести?

       - Почему Петруха и Богодул утратили свое подлинное имя? А ведь в имени  заложено земное предназначение    человека…

  • Определите роль сцены сенокоса.

     «Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря.  Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.

   В своей книге «Что в слове, что за словом»: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством…  «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли.  Она способна исправить ошибки родительского воспитания.  Первые и  самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.  Я, например,  испытываю нечто вроде молитвы,  то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет».  

  Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матёрой». 

Солнце идет по небу медленно, а закатывается так стремительно, что сердце сжимается от печали.  Распутин  писал этот закат вечной деревенской, всё определяющей в душе России, пока солнце не закатилось совсем. И мы, как перед лицом смерти, словно впервые видим, какое счастье мы оставляем в своих матерях и своей крестьянской Родине, какую красоту и правду, какую любовь и силу. »… Великий мыслитель И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить её. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, наше земное, отеческое гнездо,  наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад».

  • Что теряют люди, уничтожая Матеру?
  • Какую сцену вы бы назвали идейно-художественным центром повести?   Почему?
  • Что значит дом для старухи?

                     

                          Заключительное слово учителя. 

И.А. Ильин писал: «Современному человеку становится всё яснее, что он живет без святыни  и что жизнь без неё будет невозможно вынести. В этом он прав. Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло свое значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего все по-прежнему. Как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему  поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде…  Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был всегда – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами света…  осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и  соответственно – к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена… Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом.  Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая  машина продолжает стучаться в вечность…

    Современный просвещенный человек… в нем погасло святое пламя сердца.  Ему недостает духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершилось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни». (Без святыни. т.3 ,с. 215- 216)

  • Что же является той «животворящей святыней», воспитывающей  нас «чувство собственного духовного достоинства», Что нас делает по-настоящему людьми?               

                   

                     Звучит фрагмент песни «Дом родной».

Матера  - это символ отчего дома, России. Повесть Валентина  Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга об истине. В чем же эта истина?

Обращаемся к весам

в почтительном отношении к предкам, «малой» и большой  Родине,

в духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь.

В памяти, ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.

 

 Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям  дает каждому из нас  священное право называться Человеком.

Домашнее задание:

Чем заканчивается повесть? Понятно ли нам, что произошло с главными героями, почему?

Придумайте свой вариант концовки данного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)

Урок раскрывает духовный мир писателя  и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...