Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Поиск истины в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Конспект открытого урока, проводимого в рамках методической недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_proshchanie_s_materoy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс
Открытый урок литературы
Поиск истины в повести Распутина
«Прощание с Матерой»
Задачи урока:
-обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения.
-привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.
-развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.
- ОРГ МОМ
- ТЦМ
Просмотр отрывка из фильма «Мастер и Маргарита»
-Что является предметом обсуждения в данной сцене?
- А что такое истина?
- ИСТИНА: утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом
Старые истины. Избитые истины ”опошленные частым повторением”.
ИСТИНА: В философии:
адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно
Объективная и. Стремление к истине
- ИСТИНА: == правда
Его слова близки к истине.
Значение слова Истина по Ефремовой:
Истина - 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности..
В чем же правда Распутина? На этот вопрос мы и будем искать ответ, анализирую повесть «Прощание с Матерой»
Откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров?
Рассказ о писателе
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.
- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.
(Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)
А какую правду ищут герои повести? В чем она?
Прежде чем мы начнем выслушивать точки зрения героев, предлагаю для поиска истины обратиться к Феми́де, в древнегреческой мифологии богине правосудия. И на чаши её весов мы будем класть доказательства, выдвигаемые обеими сторонами
ФЕМИДА с весами
Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.
«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.
Должно уйти под воду всё:
-дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких;
-огороды-кормильцы;
-кладбище, где покоятся души умерших;
-луга, леса, цветы…
Всё…
Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.
Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял?
II. Работа с текстом.
- Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, «Прощание с Матёрой»
«Прощание» от слова «проститься».
«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
По семантике глагол «прощаться» относится к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом.
- Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.
«Матёра - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».
«Матереть – становиться матерью, рожать детей».
В повести Распутина Матёра – это остров, и одноименная деревня.
- Составьте синонимический ряд к этому слову?
Матёра – мать - сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина
- Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?
- Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?
- Для кого Матёра – «зона затопления», «территория», «хламье»?
- Почему нарушился жизненный уклад деревни?
Поэт Андрей Вознесенский считает:
Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек.
Тревожно вползает в повествование грустная нота: деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая». Не случаен выбор имени героини: Дарья – «сильная», «побеждающая».
С фразы Богодула «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.
- Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?
«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь ».
Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»? Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.
- Что такое «святотатство»?
Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.
- Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения?
- О чем думает Дарья во время последнего посещения родных могил?
Действительно, человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…
- Что обозначает имя героини?. Что дает ей силу?
- В чем истина Дарьи?
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.
- Что означает для человека память?
Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…». Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»?
- Чем опасно для человека забвение прошлого?
- Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?
«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»
«… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало основание Дарье говорить о разорении души матёринцев?
Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».
Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение). Значит, жители остова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека? Почему это произошло? За что Дарье жалко человека?
«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил. Она над им верх взяла… Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».
- Обратите внимание на описание церквушки в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры?
- Не случайно Андрей спрашивает бабушку Дарью: «… почему тебе человека жалко?» Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.
- Почему в семье Дарьи произошел распад связи трех поколений?
- Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. В чем коренится причина «немоты» многих персонажей повести?
- Почему Петруха и Богодул утратили свое подлинное имя? А ведь в имени заложено земное предназначение человека…
- Определите роль сцены сенокоса.
«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.
В своей книге «Что в слове, что за словом»: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет».
Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матёрой».
Солнце идет по небу медленно, а закатывается так стремительно, что сердце сжимается от печали. Распутин писал этот закат вечной деревенской, всё определяющей в душе России, пока солнце не закатилось совсем. И мы, как перед лицом смерти, словно впервые видим, какое счастье мы оставляем в своих матерях и своей крестьянской Родине, какую красоту и правду, какую любовь и силу. »… Великий мыслитель И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить её. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, наше земное, отеческое гнездо, наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад».
- Что теряют люди, уничтожая Матеру?
- Какую сцену вы бы назвали идейно-художественным центром повести? Почему?
- Что значит дом для старухи?
Заключительное слово учителя.
И.А. Ильин писал: «Современному человеку становится всё яснее, что он живет без святыни и что жизнь без неё будет невозможно вынести. В этом он прав. Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло свое значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего все по-прежнему. Как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде… Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был всегда – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами света… осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно – к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена… Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность…
Современный просвещенный человек… в нем погасло святое пламя сердца. Ему недостает духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершилось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни». (Без святыни. т.3 ,с. 215- 216)
- Что же является той «животворящей святыней», воспитывающей нас «чувство собственного духовного достоинства», Что нас делает по-настоящему людьми?
Звучит фрагмент песни «Дом родной».
Матера - это символ отчего дома, России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга об истине. В чем же эта истина?
Обращаемся к весам
в почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине,
в духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь.
В памяти, ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.
Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает каждому из нас священное право называться Человеком.
Домашнее задание:
Чем заканчивается повесть? Понятно ли нам, что произошло с главными героями, почему?
Придумайте свой вариант концовки данного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"
Данный урок был проведён в канун юбилея писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."
Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....
Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)
Урок раскрывает духовный мир писателя и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество...
Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе
Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...