С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Токмакова Анастасия Александровна

Данный материал поможет провести урок по изучению жизни и творчества С.Т.Аксакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon aksakov._ocherk_zimnego_dnya_-_kopiya.zip16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по изучению «Очерк зимнего дня» С.Т. Аксакова.

Составитель: учитель русского языка и литературы Савик А.А.

Тема: «И день прекрасный в памяти храни…».

Цели:

-расширить имеющиеся  знания детей о личности писателя;

-формировать интерес шестиклассников к описательности как свойству художественной формы произведения, умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины;

-развивать чувство слова, наблюдательность;

-показать важность зимнего дня для автора, вызвать ответные чувства у детей.

Ход урока.

1. Ребята, на дом вам было задано прочитать вступительную статью об Аксакове. Что нового и интересного о писателе вы узнали?

- Расскажите о событиях и впечатлениях детства Аксакова, которые наиболее вам запомнились.

- Какие качества, необходимые будущему писателю, проявились у Аксакова еще в детские годы?

( Аксаков очень рано полюбил книги, читал всё, что попадется. Чтение пробудило тягу к сочинительству, всё, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, он рассказывал сестре. Аксаков любил фантазировать, у него было очень развито воображение: выдумал, будто в саду у дедушки есть пещера и в ней живет Змей Горыныч о семи головах. С детства он стал предчувствовать «силу своих слов», и то, как они воздействуют на других людей).

- Почему жизнь природы стала основной темой в творчестве писателя?

(Детство Аксакова прошло в Уфе  в имении Ново-Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Жизнь маленького Сергея была наполнена постоянными поездками в дальние села к родным, переправами через реки, частыми прогулками по лесу, на реку, на болото, в поле. Аксаков был страстным охотником, исходившим все окрестные леса, неутомимым рыболовом, человеком, не упускавшим ничего, что с глазу на глаз открывала природа. Природа была его неотъемлемой частью).

- Над рабочим столом Аксакова в Абрамцеве всегда висел портрет Гоголя- копия картины художника  Моллера. Как вы объясните этот факт?

 (Гоголь и Аксаков очень тесно общались. Влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов, предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова).

- В каких произведениях Аксаков выразил свою любовь к природе?

(В «Записках оружейного охотника Оренбургской губернии», «Записках об уженье рыбы», очерке «Собирание бабочек»).

Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план перед воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика: крестьянский труд пробуждал в нем сострадание, уважение. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народнопоэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, со сказками, со святочными играми. И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, деревня. Очерк, с которым мы с вами сегодня познакомимся, тоже относится к теме деревенской жизни. Аксаков любил деревню в разное время года: и весной, и летом, и осенью, но особенно хороша она казалось ему зимой, в своем ослепительно-белом величии.

2. Анализ очерка.

Попробуйте нарисовать картину зимнего дня: передайте атмосферу, ваши ощущения, впечатления.

А я представила такую картину:

Вообразите, что вы на улице. Вам холодно, очень холодно. Трескучий мороз, настоящая стужа: птица на лету мерзнет, брызги воды моментально превращаются в оледенелые шарики. Снега мало, земля промерзла.

Воздух сух, тонок, жгуч, пронзителен, перехватывает дыханье. Небо необыкновенно ясное, голубовато-красное. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты, и деревья опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней.

- Но, честно говоря, я не совсем ее представила. Что вам напоминает эта картина?

( Верно, описание зимнего дня из очерка Аксакова).

3. Выявление первоначального восприятия.

Многие считают, что очерк скучно читать: в описание нужно вчитываться, надо заставить свое воображение работать.

-Итак, ребята, вы познакомились с произведением, которое сплошь состоит из описаний. Скучно или интересно было вам его читать? Объясните почему.

- Очерк написан в декабре 1858 года, а рассказывает о зиме 1813 года. Как вы думаете, почему через 45 лет писатель вспомнил давно прошедшее?

( Наверное, это одно из самых ярких воспоминаний писателя, которое настолько его захватило, что он пронес его через всю жизнь, да еще и отразил в произведении).

4. Составление плана.

Давайте попробуем составить план. А перед тем, как его составить, скажите мне, как мы определили, что перед нами очерк?

( В очерке описывается достоверное описание конкретной зимы 1813 г. 19 декабря. Очерк – небольшое прозаическое литературное произведение, изображающее действительные факты, события, особенности природы какой-либо местности; автор очерка открыто выражает свое отношение к изображенным картинам. Очерк отличен, например,  от рассказа отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения).

План:

  1. Беды, которая принесла малоснежная зима.

Какие именно беды, прочитайте.

  1. Вид зимней природы. ( « Великолепен был вид зимней природы»)

Найдите в тексте описание зимней природы. А что несет людям красота природы? ( Болезни, бесснежье, безветрие. Почему беды?).

И вдруг происходит то, чего все так долго ждали – начинает идти снег  (слайд со снежинками). Попытайтесь озвучить картину. Может чего-то в ней не хватает? (Не хватает чувств человека, ощущения восторженности, наслаждения). В чем совпадает с описанием в очерке? Озвучьте, что происходит в деревне в это время?

(Радостно смотрели крестьяне…).

  1. Радостное появление пушистых снежинок.
  2. Приготовление автора к охоте.

( Прочитайте, чем занимается автор, как идут приготовления к охоте).

5. Описание зимней ночи.

( Прочитайте выразительно, чтобы почувствовать завораживающую атмосферу зимней ночи. Что тем временем происходит в деревне?)

  1. Наступление рассвета. ( «Белый день вступил в свои права»).

Какие чувства испытывает автор, наблюдая за постепенным зарождением дня?

7. «На охоту!»

- Что же такого необыкновенного было в той далекой зиме, из-за чего она на десятилетия запомнилась автору?

- Какой фрагмент текста вызывает в вашем воображении особенно яркую картину? Опишите своими словами, как  вы себе ее представляете.

- Каким предстает автор - рассказчик в этом очерке?  (Прием словесного рисования).

- А какую музыку вы бы подобрали для очерка? Теперь послушайте, что нашла я.

- Какое настроение вызывает у вас данное произведение? Поделитесь впечатлением! ( радость, восхищение). А к какому описанию из очерка по тональности подходит музыка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Зимний день здоровья "Зимние забавы"

День здоровья "Зимние забавы" разработан для учащихся 5-6 классов.Этот день один из самых любимых зимних праздников ребят Бехтеревской школ...

Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"

дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...

Спортивный зимний праздник "Зимние забавы"

Спортивного зимнего праздника "Зимние забавы"  проводится с целью показать детям привлекательность зимних месяцев года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Сценарий зимнего праздника "Зимние дни рождения"

Сценарий праздника "зимние дни рождения"...

Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы"

Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы" Цель: ориентация  на   здоровый   образ жизни.Задачи: формировать представление о польз...