Конспект урока по литературе "Любимые героини русских писателей" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Гатина Ануза Мавсуловна

Урок по литературе о предназначении женщины в произведениях Пушкина, Толстого, Куприна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimye.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Любимые героини русских писателей

                                                                             «Женщина для меня- это воплощенная

                                                      гармония жизни»

                                                                              Б. Васильев

      Цель урока:

Привлечь  внимание учащихся к проблеме роли женщины в обществе, развивать желание быть похожими на любимых героинь писателей, воспитывать уважение к женщинам                                                                                                                                                                                                                                                                          

      Оформление: Портреты любимых героинь писателей

       Репродукции с изображениями портретов русских красавиц, аудиодиск с романсами о женщинах

                       Ход урока:

1.Постановка проблемы (звучит музыкальный фрагмент. Это может быть романс или красивая песня о женщине.)

2.Слово учителя. Да,  сколько песен, стихов, романсов посвящено женщине!  Ведь именно женщина является центром вселенной, началом жизни. Как говорил Бонапарт: «Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу, одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем» Именно о женщинах, которые стали сокровищами русской литературы,  пойдет сегодня речь.

         Вы обратили внимание на тот факт, что очень многие писатели одинаково рисуют образцовых женщин.  Как вы думаете, какие женщины, девушки становятся главными любимыми героинями писателей? Всегда ли они писаные красавицы? (ответы учащихся, определяются общие черты героинь : портрет, внутренний мир, отношение к близким, к жизни

Ребята сегодня на уроке мы будем говорить о героинях, которые стали идеалами не только писателей, но и для читателей. А теперь обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока (ученик вслух читает эпиграф)

Учитель: А кому больше всех подходит этот эпиграф?

Ученик: Наташе Ростовой

Учитель: Почему ты так считаешь, ответь пожалуйста?

Ученик:  Её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. Потому что она гармонична, она в ладу со своим сердцем. В отличие от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и, тем не менее, она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Как выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! Героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, этим она  заворожила и нас. Она всегда будет с нами, будет освещать наш путь как звезда!

Учитель: не только освещать, но еще и вдохновлять к лучшему. Есть одно стихотворение посвященное Наташе Ростовой. Это стихотворение Игоря Киселёва «Стихи о Наташе Ростовой» Сейчас мы послушаем это стихотворение в исполнении  вашего одноклассника(ученик читает наизусть стихотворение под музыку, музыку подбирает сам ученик

Учитель: А ведь она тоже совершает ошибки?  Как она смогла найти верное решение?

Ученик: Если бы она не совершала ошибки, я думаю, ее образ был бы не так интересен, тем и близка она нам, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Учитель: Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья – вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье. Вот главное предназначение женщины. Она- хранительница семейного очага.

Но есть и другая героиня Толстого. Может быть, не такая яркая ,как Наташа, может быть, в ее судьбе было меньше перепадов, но она достойная любви и уважения не меньше чем Наташа.

Ученик: Это Мария Болконская (читает заранее подготовленное сообщение о Марии Болконской)

 Княжна Марья, лишённая броской привлекательности, мучительно переживающая это, очень стеснительна. Ей свойственна потребность к глубокому самоанализу. Она не щадит себя, строго осуждает свои сколько-нибудь неблаговидные мысли и чувства. Одновременно, как и любая женщина, княжна живёт в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. Её душа добра, нежна, прекрасна и светла. Лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопиками выходят из них) глаза Марьи как зеркало отражают её душу, в них вся её привлекательность. Молодая княжна умна, романтична, религиозна. Она любит всех окружающих её людей. И эта любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются её ритмам и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Она переживает измену и смерть близких, из рук врагов её спасает бравый гусар Николай Ростов, который в будущем станет её мужем. В этой судьбе, вместе с автором, живое участие принимаем и мы, читатели. Образ героини, с живой и трепетной душой,  привлекает нас больше, чем другие женские персонажи романа В образе Марьи Болконской автор воплотил не просто внутреннюю красоту и талантливость, а дар преодолевать внутренние реальные противоречия человека.

Учитель: Толстой гордится своими героинями, гордится их умением любить, их добротой, умом, женственностью. Наташа Ростова и Марья Болконская – пример, достойный подражания, пример для тех, кто ищет свой путь в жизни

(Ученик читает наизусть под музыку )

         Есть женщины, которые похожи на ангелов… При этом совершенно неважно: счастлива ли их личная, чисто женская Судьба, красивы ли они, знамениты ли, богаты. Пишут ли их портреты лучшие художники. Всё, может быть, и - совсем наоборот. Они, эти женщины, могут обладать невыразительною внешностью, их портреты - или будут никому неизвестны, или затеряются в пыли чердаков. Это - в лучшем случае. А то и вовсе не будут написаны! И судьба этих женщин будет складываться, порой непросто, а то и вовсе - трагически. Но для их внутреннего состояния это, повторяю, будет совершенно неважно.

Словом, они могут быть самыми обычными, слабыми женщинами…

          Но проходят годы… и их выросшие сыновья , читая их уцелевшие дневники, письма, записки возводят ушедшие, легкие, бестелесные образы в степень божества, а их жизнь - подчас короткую, как мгновение, (позволено ли ангелам долго задерживаться на земле?!) - знают наизусть и пересказывают своим детям и внукам, как увлекательнейший роман. А если сыновья ещё и талантливы и одарены Небесами даром Слова, то могут сделать и большее …  Дать жизнь боготворимому образу на страницах своих творений. Жизнь бессмертную. Вечную. Но не холодную и безразличную, а теплую и живую. Такую, какую и подобает иметь ангелам в земном образе. С одним таким ангелом - графиней Марией Николаевной Толстой - Волконской всё так именно и случилось. И не могло быть иначе. Ведь её сыном был Лев Толстой.

Учитель: самое прекрасное , что может оставить после себя  обычный человек- это достойные дети. Если так, то жизнь прожита не зря.Я хочу привести в пример еще одну героиню, которая тоже имеет полное право находиться наряду с Наташей Ростовой, с Марией Болконской, Татьяной Лариной, многими другими. Это-Вера Шеина. Да, да ведь именно она, а никто другой удостоилась такой великой любви. Достойна ли она этого великого чувства? Что вы  скажете  об этом? (беседа о Вере Шеиной)

Давайте теперь послушаем вашего одноклассника

Сообщение ученика: Куприн описывает Веру Николаевну как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Но эта благородная, удивительная женщина, по мнению автора, символизирует человека, достойного настоящей, святой любви. Княгиня Вера – женщина добрая, чуткая и честная. О ее способности сострадать говорит концовка повести, когда она является в дом погибшего Желткова, чтобы проститься с ним. На честность указывают укоры совести, которые она испытывает в одной из сцен. Когда между Василием и братом Веры Николаем разгорается спор о переписке, которая якобы компрометирует всех членов семьи, Шеин холодно замечает, что это эпистолярное явление имеет исключительно односторонний характер. На слова своего мужа княгиня густо краснеет. Ведь всего одно единственное послание получил человек, который преподнес этот злосчастный гранатовый браслет

Учитель: Хоть и Вера не такая деятельная, как Наташа, не такая религиозная и умная как, Мария Болконская, но она, сама того не зная, была смыслом жизни прекрасного человека. Как жаль ,что ее душа спала, когда мимо ее прошла такая любовь(Звучит романс в исполнении Пелагеи» Не уходи, побудь со мною»)

Есть такие женщины, они могут не иметь модельной внешности, могут быть одеты не по моде, но в них есть нечто совершенно необъяснимое, особая красота, шарм, который не возможно не уловить…  На них хочется смотреть, ими хочется восхищаться. Что таинственного есть в этих женщинах, чего нет в других? Они владеют одним очень важным секретом. А секрет в том, что истинно красивая Женщина - это Счастливая женщина…

Красота не в косметике, не в дорогой одежде, не в прическе, фигуре, и даже не в навыках искусного обольщения. Красота женщины в ее Чистоте, в ее умении Любить и быть Счастливой, в ее умении слушать сердце и жить со всеми в ладу. Обладая внутренним ощущением Красоты, достоинства, умиротворения и счастья, женщина излучает эти состояния вовне, и всё, с чем она соприкасается, тут же преображается, наполняясь светом ее Души…

  • Итак, завершая наш урок, мы можем прийти к какому выводу?
  • В чем предназначение женщины?
  • Какие женщины становятся объектами восхищения и подражания
  • Актуальна ли эта проблема сегодня?
  • Что вы взяли для себя из этого урока?

Домашнее задание написать сочинение «Моя любимая героиня» (по прочитанному произведению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Д.Паустовский.На уроке идет знакомство с типом речи -...

Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"

Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка

Тип урока  Открытие новых знанийЦель  Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....