Отзывы о произведениях о Великой Отечественной войне
методическая разработка по литературе на тему

Тема Великой Отечественной войны - одна из основных в российской литературе. Для школьников книги о войне - это обращение к истории, память о тех, кто защищал нашу Родину. В подборке отзывов о Великой Отечественной войне книги, героями которых являются дети. Дети войны не только переживали вместе со взрослыми невзгоды и лишения, но и сражались с фашистскими захватчиками. И становились героями. И погибали за наше будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отзывы о книгах на военную тему.41.33 КБ

Предварительный просмотр:

О войне мы узнаём по книгам

К 70-летию Великой Победы

Книги – мои лучшие друзья. Друг способен вызвать большие чувства, глубокие переживания. Может быть, именно поэтому книга стала моим другом. Соприкасаясь с книгой, я забываю, что это всего лишь стопка бумаги под переплётом. Я вижу в книге магическую силу, способную взволновать, обрадовать, разгневать, вызвать жалость, ответить на возникшие вопросы, пробудить любопытство, сделать для себя определённые выводы и даже построить программу действий.

Есть книги-друзья, книги-бойцы, книги-наставники. Однажды повстречавшись, мы не расстаёмся с ними. Огромное значение для  сегодняшних школьников имеют книги о войне. Они возвращают сегодняшних мальчишек и девчонок  к тем  пропахшим порохом дням, что определили судьбу поколения сороковых годов прошлого столетия.

«Наше поколение – те, кто остались в живых, - вернулись с войны, сумев сохранить,  пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему чёрному, жестокому, античеловеческому,» - пишет известный русский прозаик, участник Великой Отечественной войны Юрий Бондарев.

Память вновь и вновь возвращает писателей к войне, чтобы показать читателям реальные картины, опалённые войной. Чтобы запечатлеть события военных лет, показать свои чувства и переживания. Вместе с героями книг мы поднимаемся в атаку, шагаем по дорогам сталинградских степей, Украины и Польши, толкаем плечом орудия, вытаскиваем их из окопной грязи, стреляем, едим пропахшую гарью кашу и делимся с однополчанином последним куском чёрного хлеба.

Детство моей бабушки выпало на военные годы, и она делилась со мной своими воспоминаниями. Ей тяжело было вспоминать, рассказывая, она утирала слёзы, мы плакали вместе. Бабушка  любила слушать книги о войне и часто просила меня читать вслух. Время от времени она останавливала моё чтение, о чём-то думала. Иногда объясняла, о чём идёт речь, иногда просила перечитать страницу. Когда книга была прочитана, мы  делились впечатлениями, а потом она вновь вспоминала о войне.

О Великой Отечественной войне моё поколение узнало от ветеранов, от своих близких, из кинофильмов и из книг.

«Повесть о Зое и Шуре» и поэма «Зоя»

В «Повести о Зое и Шуре» нет вымысла. Она основана на реальных событиях. Её создал не писатель, эту книгу написала Л.Т. Космодемьянская, мать двух героев, которые родились и выросли для счастья, для радости, для мирного труда. И погибли в борьбе с фашизмом, защищая жизнь, свободу, независимость нашего народа.

Любовь Тимофеевна прожила нелёгкую жизнь. Перед войной умер её муж, и ей пришлось одной ставить на ноги дочь  и сына. Она воспитала верных защитников Родины, оба  стали  Героями Советского союза. Только вот не сберегла мать своих детей: забрала навсегда война.

Главные герои повести – Зоя и Шура Космодемьянские. Мать рассказывает о детских,  школьных и военных годах своих детей. Добровольцем со школьной скамьи Зоя осенью 1941года, когда немцы подошли вплотную к столице, ушла на фронт. В партизанском отряде, который действовал под Москвой, Зою знали как смелого разведчика, надёжного товарища. Во время очередного задания в  селе Петрищево девушка была схвачена немцами. Вот как об этом пишет в поэме «Зоя» Маргарита Алигер:

Как собачий лай, чужая речь.

…Привели её в избу большую.

Куртку ватную сбросили с плеч…

     Чтобы получить сведения о партизанском отряде, фашисты зверски пытали девушку: били, выводили на тридцатиградусный мороз босую, жгли огнём. Но, уверенная в победе нашего народа над фашизмом,Зоя молчала, даже имени своего не сказала – назвалась Таней.

                         Встала ты под пыткою Татьяной,

                         Онемела, замерла без слёз.

                         Босиком, в одной рубашке рваной

                         Зою выгоняли на мороз.

Фашисты устроили показательную казнь: согнали жителей деревни на площадь и повесили Зою. Перед смертью юная патриотка обратилась к женщинам, детям, старикам, которые плакали, жалея её:

                          Граждане, не стойте, не смотрите,

                          Я живая! Голос мой звучит.

                          Убивайте их, травите, жгите!

                           Я умру, но правда победит.

    О подвиге Зои Космодемьянской страна узнала после  битвы под Москвой, когда советская армия освободила подмосковные сёла и журналист Лидин  написал очерк об отважной разведчице. В 1942 году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти, вышла поэма Маргариты Алигер «Зоя». Зоя стала символом боевого патриотизма, и бойцы шли в атаку с её именем.

                         Мне хотелось написать про Зою,

                         Будто бы про Родину свою…

                         Стань же нашей любимицей,

                         Символом правды и силы,

                         Чтоб была наша верность,

                          Как гибель твоя, высока.

                         Мимо твоей занесённой снегами могилы –

                         На запад, на запад! –идут, присягая, войска.

Александр Космодемьянский тоже добровольцем ушёл на фронт.Казалось, командир танкового экипажаКосмодемьянский  никогда не испытывал страха. Он мстил за сестру, за маму, за Родину, нещадно  подбиваявражеские танки. Сожжённые немецкие машины лейтенант отмечал пятиконечной  звёздочкой на башне своего танка.В немецкий город Фирбруденкруг его танк с надписью «За Зою!» ворвался одним из первых, истребив более сорока гитлеровцев и разбив четыре противотанковых орудия. Разорвавшийся вражеский снаряд оборвал жизнь Александра Космодемьянского.

С чувством глубокой скорби перевернула я последнюю страницу книги. Бессмертен подвиг героев Зои и Шуры Космодемьянских, отдавших свои молодые жизни за наше мирное будущее. Низкий поклон любови Космодемьянской, матери, воспитавшей настоящих патриотов любимой Родины – России.

В. Попов «Они приближали рассвет»

Автор повести «Они приближали рассвет» - один из старейших кубанских писателей, автор более тридцати книг, лауреат премии Краснодарского крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства.

Книга рассказывает о комсомольском подполье в годы Великой Отечественной войны. Главная героиня повести – комсомолка Катя Соловьянова, в 1942 году организовавшаяактивную подпольную группу в оккупированной Анапе. Это имя хорошо известно на Кубани. Её короткая, но светлая жизнь, подвиг, совершённый во имя Родины, служат нам примером беззаветной любви к Отчизне.

Цель организации – месть фашистам за их зверства. Ребята взрывали немецкие склады с провизией и снарядами, выводили из строя машины, уносили из-под носа фашистов оружие и боеприпасы, держали связь с партизанами, действовавшими в анапских лесах, и передавали им важные сведения о расположении фашистских войск. В подполье участвовали верные друзья, Катины одноклассники: Роза Дегтярёва, Владик Каширин, Аза Григориади. Одна из подпольщиц, Клава Торсина, работала в комендатуре и передавала партизанам сведения о фашистах.

Ночью ребята залезли через окно в комендатуру и вынесли радиоприёмник. Они стали слушать сводки Совинформбюро, записывали информацию и расклеивали листовки, чтобы жители города знали правду. Мальчишки ухитрялись приклеить листовки даже на спины немецких часовых. Юные подпольщики собирались в подвале старой больницы, где у них был штаб и где они прятали радиоприёмник.

Читая книгу, ощущаешь волнение и гордость за сверстников-патриотов. Самый трагичный эпизод – гибель героев. В ноябре гестапо удалось напасть на след отважных комсомольцев, была арестована Катя Соловьянова. Гитлеровцы пытками стремились добиться от юной подпольщицы сведения о партизанах, ничего не добившись, зверски казнили девушку.

Немцы выследили маленьких мстителей и ворвались в подвал, когда ребята принимали сводку. Аза, слушая радио, держала рядом мину. Распахнулась дверь, и ввалились вооружённые фашисты. На мгновение наступила тишина, и вдруг раздался уверенный голос: «Говорит Москва! От Советского информбюро…» По приказу офицера немцы бросились на подпольщиков. И в ту же минуту гулкий взрыв раздался над развалинами, огромный чёрный столб поднялся в небо...

Именем Кати Соловьяниной в Анапе названа улица.  Установлен памятный знак, где проходят встречи школьников с ветеранами войны.

Братья-герои

Книга эта про двух братьев, Геню и Женю, уроженцах Кубани.До войны семья Игнатовых жила мирно, как все советские люди.

Но началась война, и город Краснодар, где жили Игнатовы, был оккупирован немцами. Самые  смелые и  мужественные люди ушли в партизанские отряды,  находящиеся в горах. Партизанами стали и Игнатовы. Партизаны устраивали  засады, минировали дороги, взрывали фашистские эшелоны.  Немцы теряли боевую технику и солдат, поэтому любыми путями старались уничтожить действующую группу партизанского отряда. Активными участниками в боевых операциях были братья Игнатовы. В одной из таких операций отряд попал в окружение.

Немцы выследили партизан, расположились у подножия скалы и перекрыли доступ к реке. Без воды жить нельзя, и мучимые жаждой партизаны предпринимали несколько попыток прорваться к реке, но всякий раз нарывались на огонь противника. Тогда вызвались добраться до реки Геня и Женя. Под обстрелом врага они добрались до речки, наполнили фляги водой и, вернувшись, доставили воду партизанам.  Бойцы были спасены и  вышли из окружения по крутым горным склонам.

Партизаны узнали, что на Новороссийск должен отправиться эшелон, гружённый боеприпасами. Немцы организовали неприступную охрану, и подобраться к поезду было невозможно. Партизаны сконструировали автоматическую мину, которая должна была поднять эшелон на воздух. Железнодорожные рельсы минировали второпях, когда поезд был совсем близко. Предохранительную чеку повернуть не успели. Тогда Евгений и Геня с гранатами в руках бросились к поезду.  Мину подорвали, немецкий эшелон пошёл под откос, но братья погибли. Было уничтожено огромное количество смертоносного груза и более пятисот немецких солдат и офицеров.

В марте 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Евгению и Гене Игнатовым присвоено звание Героев Советского Союза.

Народ не забывает  героев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей родины. Школа, где учился Геня, краевая детская библиотека, улица нашего города носят их имена. Есть теплоход «Братья Игнатовы».

Эту книгу написал отец братьев-героев. Он был командиром партизанского отряда, в котором Евгений и Геня сражались с фашистскими захватчиками. Книга написана сердцем.

«В тылу как в тылу»

Мне очень понравилась повесть А.Алексина«В тылу как в тылу». Повествование в ней ведётся от первого лица. Главная тема произведения – это материнская забота о детях и способность пожертвовать своей жизнью ради ребёнка.

Начавшаяся война разлучила семью Тихомировых: отец ушёл на фронт, а  Дима с матерью эвакуировались на Урал. Там, на Урале, мальчик учится в школе, Появившись на пороге, она каждый раз спрашивает у сына, не пришло ли письмо с фронта. Они голодают, свой паёк мама отдаёт сыну, а  его вопрос, ела ли она, мать будто не слышит, переводя разговор на другое.

Полученную похоронку Дима спрятал, чтобы не расстраивать маму, а сам напечатал на отцовской машинке письмо, будто бы от папы. А потом мальчик получает письмо от отцовского боевого товарища, который пишет о подвиге Диминого отца, оставшегося на поле боя и отдавшего свою жизнь за светлое будущее Родины.

Удивительно, как быстро мальчик становится взрослым.Война лишила   детей детства, а они были такие же, как я, и младше меня.

«А зори здесь тихие»

Книга Бориса Васильева о девушках-зенитчицах, добровольно ушедших на фронт. Военные действия, описанные в книге, проходили на Голубой линии.

Главные герои повести – комендант разъезда старшина Васков, младший лейтенант Рита Осянина, рядовые Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Немногочисленный отряд, состоящий из шести человек, отправился на задание, определённое старшиной, - остановить фашистских диверсантов. Неопытным в военных делах девчонкам непросто пересилить страх, да они, кажется, не  совсем понимают, на что идут.

Как жаль деревенскую девчонку Лиза Бричкину, отправленную Васковым за подмогой и утонувшую в болоте. Хочется помочь Жена Комальковой, которая отвлекла врагов на себя! Все девушки погибли. А ведь они могли бы быть жёнами и матерями, растить детей, смеяться и  быть счастливыми… «Ах, война, что ты, подлая, сделала!»

«Партизанка Лара»

В книге Надежды Надеждиной рассказывается о Ларе Михеенко, которая была партизанкой.

Когда началась война, девочка уехала из Ленинграда к бабушке в деревню, а маме написала записку: «Мамочка, дорогая! Я очень тебя люблю и скучаю, но дорогу разбомбили и приехать нельзя. Я бы могла пойти пешком, но бабушка не дойдёт, а я не оставлю её.»

Лара стала разведчицей, вместе с партизанами  она участвовала в диверсионных операциях против фашистов.  За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса девушка была представлена к правительственной награде. 

Повесть рассказывает об обычной девочке и посвящена герою  Великой Отечественной войны, партизанке Ларе Михеенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения о Великой Отечественной войне

Презентация к уроку литературы в 6 классе...

презентация урока в 6 классе "Произведения о Великой Отечественной войне."

1.Познакомить уч-ся со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны; 2.показать,что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. 3....

Проявления нравственности человека в предельных ситуациях (по материалам произведений о Великой Отечественной войны).

Единство социального и нравственного аспекта в проблематике художественного творчества- одна из великих традиций нашей отечественной литературы.Само собой разумеется, как важно учителю литературы прив...

Произведения о Великой Отечественной войне в стихах К.М. Симонова и Д.С. Самойлова

Данный материал может быть использован на уроках литературы в 6 классе по творчеству К.М. Симонова и Д.С. Самойлова (стихи о ВОВ)....

Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»

   Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_

 Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...