Развернутый ответ по литературе (ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учимся краткому ответу на вопрос по литературе
Фрагмент повести А.С.Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Береги честь смолоду.
Пословица.
ГЛАВА II
ВОЖАТЫЙ
…Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! -- сказал он,-- за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. "Хорошо,-- сказал я хладнокровно;-- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп".
-- Помилуй, батюшка Петр Андреич! -- сказал Савельич.-- Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.
-- Это, старинушка, уж не твоя печаль,-- сказал мой бродяга,-- пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
-- Бога ты не боишься, разбойник!-- отвечал ему Савельич сердитым голосом.-- Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
-- Прошу не умничать,-- сказал я своему дядьке;-- сейчас неси сюда тулуп.
-- Господи владыко! -- простонал мой Савельич.-- Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!
Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".-- Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе…
С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется вам наиболее значимой и почему? (дать краткий ответ 5-10 предложений)
Краткий ответ на вопрос – один из речевых жанров. Это набор суждений (мыслей) по каждому из ключевых слов формулировке задания. Каждая мысль при этом обосновывается. Нет вступления. Нет никаких отступлений от задания.
Как выполнять?
- Внимательно читай задание
- выделяй в формулировке ключевые слова
- находи все подсказки
- проверяй себя текстом фрагмента
- помни определение литературоведческого понятия
Образец выполнения.
- Какое слово выделили в задании?
(Тема – изображение автором разных аспектов действительности: событий, взаимоотношений, идей и ценностей)
- О чем эпизод? Выдели среди ответов самые важные.
- О спокойном утре
- О желании отблагодарить вожатого
- О чести
- О споре с Савельичем
- О заячьем тулупе
- Об упрямстве Савельича
- О чувстве долга
(Гринев воспитан по законам чести и долга, и поэтому не может не отблагодарить вожатого за доброе дело.)
- Найди в тексте самое важное высказывание Гринева.
(Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения.)
- Вспомни важные темы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
(Эпиграф к роману – «Береги честь смолоду».)
- Как ведет себя Гринев в сложных и опасных для него ситуациях?
(штурм Белогорской крепости, присяга новому «государю» Пугачеву – во всех случаях он верен дворянскому долгу.)
- Помимо темы чести и долга есть тема милосердия. Она выражена в короткой фразе «вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко».
- Развивается ли она в дальнейшем?
(помилование Гринева; разговор императрицы с Машей Мироновой) Тема милосердия важна в романе, потому что выражает авторскую позицию – гуманное отношение к человеку вне зависимости от его сословной принадлежности.
В этом эпизоде получают свое развитие тема долга и чести, тема милосердия. | Тезис 1 |
Наиболее значима тема долга и чести. | Тезис 2 |
Во всех жизненных ситуациях Гринев остается верен дворянскому долгу и честен в поступках: | Аргумент |
он отказывается присягнуть «государю» Пугачеву, осуждает предательство Швабрина, верен царю и отечеству. | Примеры |
Пугачев также верен своему слову: | Аргумент |
он помнит подарок Гринева – | Пример |
знак добрых человеческих отношений | Вывод |
Оцени сочинение-ответ
Мне кажется, что самая важная тема этой главы – начало хороших отношений между Пугачевым и Гриневым.
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гринева, не подари он заячий тулуп. Также этот эпизод показывает то, что Пугачев держит свое обещание : «Век не забуду ваших милостей». Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он хорошо отплатил: он даровал Гриневу жизнь, а позже становится его покровителем. Затем он по просьбе Гринева освобождает Машу из-под власти Швабрина и потом предлагает: «Пожалуй, я буду посажёным отцом. Дай вам Бог любовь да совет!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности С5. Подготовка к ЕГЭ. Презентация.
Для того чтобы рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ по математике необходимо постоянно изучать приемы решения и решать конкретные задания части С. Задания раздела С5 проверяют умение решать уравнения и н...
Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе
Тема урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо дл...
Работа по составлению плана развернутого ответа к экзаменационному заданию по литературе в формате С5
Презентация с планом ответа на экзаменационное задание по литературе в формате С5....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...
Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)
Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...
Развернутые ответы по литературе
Документы содержат развернутые ответы по следующим темам: Примудрый пискарь, Пущину, Маяковский. Летом на даче, Судьба человека, Цветаева. Мне нравится, что вы больны не мной, Зимняя песня Рубцов....