Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Тема урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо для успешной сдачи экзамена. Знания мы приобретаем с вами повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку
по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?»
в 11 классе
Цели:
Обучающая:
- уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
Коммуникативные:
- уметь последовательно излагать собственное мнение;
- уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
- уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.
Развивающая:
- уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Воспитательная:
- воспитывать умение видеть красоту…
Технические средства обучения: интерактивная доска
Наглядные материалы: (на каждую парту) критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом, памятки требования к сочинению(прилагается), словарь С.И.Ожегова, текст автора, пустые бланки таблицы на каждого ученика для заполнения
Ход урока:
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Учитель:
-Добрый день, ученики.
Вспомните, что такое рассуждение и попробуйте определить основные особенности типа речи – рассуждения.
Учащиеся работают с тетрадями «Учись учиться» по теме и вспоминают тему «Рассуждение»: (ответы учащихся)
-рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой;
- в рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения, аргументирует их и делает выводы.
Учитель: Верно, мы с вами вспомнили, что такое рассуждение. Теперь ещё раз обратите внимание на структуру рассуждения и к основным требованиям На интерактивной доске дана следующая схем:
Учитель: А теперь посмотрим на экран и ещё раз убедимся, что вы правы.
(1 ученик читает содержимое в таблице)
Структура аргументирующей речи
ТЕЗИС | Исходное утверждение, положение, требующее доказательства; идея, истинность которой требует аргументации. |
АРГУМЕНТЫ | Доводы, доказательства в споре, в рассуждении. |
ДЕМОНСТРАЦИЯ | Развертывание доказательства. Предъявление аргументов в их взаимосвязи |
СИНТЕЗ | Обобщение, вывод |
Основные требования
К тезису | К аргументам |
1. Определённость(ясность, точность смысла и формулировки) | 1. Истинность |
2. Неизменность на протяжении всего развертывания доказательства (не допускать «подмены тезиса») | 2. Непротиворечивость |
3. Достаточность |
ВТОРОЙ ЭТАП
Учитель: На втором этапе мы перейдем к работе с текстом. Перед вами на каждой парте лежит одинаковые тексты и пустые бланки таблицы для заполнения (один ученик читает текст, другие внимательно слушают)
(1)Что такое красота? (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3) Можно ли оценивать красоту? (4) Меняются ли со временем представления о красоте? (5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6) Идеалы и мода у каждой эпохи. (7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10) Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л. Мигдалу)
Вопросы к классу:
К какому стилю речи относится текст? (публицистическому).
(Ответ обоснуем).
Ученик: текст эмоциональный, авторская позиция передается прямо.
Какой тип речи текста? Докажите (рассуждение)
(ученики воспользуясь таблицей доказывают, что это рассуждение) Верное определение стиля и типа речи помогут вам не только определить главное и второстепенное в тексте, но и с большей степенью достоверности понять исходный текст.
Учитель: Итак, перед нами – публицистический текст; ведущим типом речи в нем является рассуждение. В черновиках составим план к тексту. Варианты плана могут быть разные: вопросный, назывной, тезисный, цитатный, комбинированный. (ниже приведен примерный план).
План: 1. Что такое красота? А) оценивается ли красота? Б) если оценивается, одинаково ли? Б) мнение самого автора о понятии красоты; 2. Всегда ли прав человек, когда думает, что на вкус и цвет товарищей нет. |
ТРЕТИЙ ЭТАП
Учитель: Теперь мы должны с вами выявить и сформулировать проблему исходного текста.
- О чём говорится в тексте? (о красоте).
- Что такое проблема? (это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте, именно над ней он в основном размышляет). Какие чаще всего виды проблем встречаются в текстах?
Ученики: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические.
Учитель: Что значит «сформулировать» проблему текста? В словаре С.И.Ожегова находим и читаем слово «формулировать» - кратко и точно выражать мысль.
Вернёмся к тексту. Основная проблема: проблема оценивания красоты (запись в таблицу).
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП
Учитель: Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему, проблему оценивания красоты. Прежде чем мы прочтем памятку № 1. (памятка появляется на экране)
Учитель читает вслух:
ПАМЯТКА №1
Запомните,
что комментарий текста – работа достаточно сложная. Для того чтобы «комментировать», надо сначала понять чужой текст. Восприятие их людьми очень индивидуально. Понимание и оценка художественного текста зависят от жизненного опыта человека, в частности – опыта его общения с искусством, а также от его природной восприимчивости, внимания, культурного багажа. Ваша задача – прокомментировать только сформулированную вами проблему исходного текста. Задайте себе вопросы:
-На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего свое внимание?
-Что особенно волнует автора? Что подчеркивает, выделяет?
Комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Здесь уместны такие «переходные предложения», как:
Комментируя эту проблему, хочется отметить
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
Проблема поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что… и др.
Переходное предложение очень важно в сочинении. Оно указывает на связность вашего текста: от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому.
Учитель:
- Вернёмся к тексту:
- Какие вопросы выносит Л.Мигдал на обсуждение с читателем?
- Что её волнует, над чем он размышляет? Для этого найдите в тексте предложения (назовите их номера), в которых выражается авторская позиция.(3-7 предложения)
- Что хотел сказать нам с вами автор?
- Ради чего написан этот текст? Сформулируйте авторскую позицию своими словами. Запишите ваши ответы в таблицу. При затруднении выберите из приведенных ниже предложений утверждения, соответствующие точке зрения автора: (предложения даны на интерактивной доске)
Красота –это такое представление, которое со временем изменяется
Красота – это соответствующее нормам и идеалам нашего времени.
На вкус и цвет товарищей нет.
Многие люди одинаково оценивают красоту.
(запись в таблицу).
Таблица
Проблема текста | Позиция автора (что хотел донести до своего читателя автор?) | Моя позиция и аргументация |
ПЯТЫЙ ЭТАП
Учитель: Ребята, мы с вами нашли проблему нашего текста и выяснили то, что хотел нам сказать автор данного текста. А теперь – новый этап нашей работы. Вы должны аргументированно выразить собственное мнение. Вернёмся к первому этапу нашего урока. (на интерактивной доске вновь появляется таблица рассуждения). Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли. Чтобы на экзаменах получить максимальный балл по критерию К4, формулируйте свою позицию четко и прямо. Задайте себе вопрос: разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ней? Если согласны, задайте вопрос: почему? Если не согласны, задайте вопрос: почему? Вы при этом должны этически корректно сформулировать свое мнение. Какие типовые конструкции мы можем использовать? (ответы учащихся)
- Какие аргументы чаще всего можете представить? (ответы учащихся)
Для конкретности воспользуемся интерактивной доской (памятка №2)
ПАМЯТКА №2 АРГУМЕНТЫ
|
Учитель: Внимательно читайте памятку и выберите нужные вам пункты (1,2,5,6 –возможно и другие)
Аргументируйте свой ответ. Какие два аргумента (контраргумента) вы можете привести? Запишите их в таблицу.(запись в таблицу)
ШЕСТОЙ ЭТАП
Учитель: Мы с вами выполнили «предварительную» работу нашего сочинения. Но это ещё лишь половина нашей работы. Для сочинения характерна смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Вспомните, как осуществляется всё это. (ответы учащихся: лексические повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, местоимения, союзы и частицы, вопросительные и побудительные предложения)
Учитель: Очень хорошо, ребята, а теперь вспомните композиционные части (ответы учащихся: вступление, основная часть, заключение)
Учитель: И ещё маленькая помощь для вас – читайте на интерактивной доске афоризмы о красоте и выберите себе для написания сочинения (учащиеся записывают)
А Ф О Р И З М Ы О К Р А С О Т Е
1. Никогда не говорите о других, что они уроды. Может то же самое говорят о вас... (Русик GREEN)
2. Красота спасет мир, если мир не разрушит красоту. (Илья Герчиков)
3. Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно "старое". Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного, отказываться от него, как от исходного пункта для дальнейшего развития, только на том основании, что оно "старо"? (Владимир Ильич Ленин)
4. Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... (Вера Федоровна Комиссаржевская)
5. Смотреть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту. (Оскар Уайльд)
6. Разве можно сказать цветку, что он некрасив? (Владимир Петрович Бурич)
7. Все прекрасное редко. (Марк Туллий Цицерон)
8. Красота спасет мир, но кто спасет красоту? (Константин Кушнер)
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Что такое красота?»
Использованный материал:
- Ю.В. Щербинина. Русский язык. Материалы к подготовки к экзамену.
Издательство «Экзамен» Москва, 2009.
- Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Издательство «Астрель» Москва, 2008.
- О.В.Волкова, Т.О.Скиргайло. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: методика и опыт. «Школа», 2008.
- В.Н. Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. Русский язык. ЕГЭ. «Взгляд». 2005
- М.А.Мищерина, Н.Г.Гольцова. Русский язык. 10 – 11 классы. Издательство «Русское слово», 2007.
ПАМЯТКА №3
Требования к сочинению:
- В той или иной форме верно сформулировать одну из проблем исходного текста.
- Прокомментировать сформулированную проблему.
- Сформулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме.
- Выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись с позицией автора. В своем ответе вы должны привести 2 аргумента, опираясь на ваши знания, жизненный и читательский опыт.
- При оценке сочинения от вас не требуется оригинальности. Поэтому, прежде чем «оригинальничать», подумайте: нужно ли это?
- Формулировка задания, с одной стороны, как бы уже намечает количество микротем в вашем сочинении, с другой стороны, «подсказывает» вам композицию вашего будущего сочинения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения....
Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....
Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...
Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"
Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...