Литературная игра по поэме "Мцыри"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Литературная игра-викторина по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-viktorina_po_poeme_mtsyri.doc | 196.5 КБ |
mtsyri_vse_kartinki.docx | 485.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя образовательная школа № 3»
Литературная игра-викторина
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Методическая разработка урока
по литературе для 8 классов
Подготовила: Хурсенко Н.В. ,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Братск
2016
Литературная игра-викторина
по поэме М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»
Триединая дидактическая цель по теме:
- образовательная – проанализировать программное произведение в контексте авторского замысла, показать идейные особенности и художественные открытия писателя, создать условия для раскрытия философского звучания; выявить отношение автора к своему герою.
- развивающая – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности;
- воспитательная – учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений.
Задачи:
- Определить жанр поэмы;
- Составить психологический портрет Мцыри;
- Выявить роль пейзажа в поэме;
- Сделать вывод об отношении автора к своему герою;
- Исследовательские методы: проблемный анализ текста произведения ; опрос, обобщение, творческий вывод
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Технология: проектная деятельность
План работы по проекту:
- разделить класс на группы для эффективности исследования;
- заранее распределить задания на дом по группам;
- на уроке – проекте провести защиту исследований по тексту поэмы;
- подвести итоги работы по проекту;
Оформление доски: эпиграф, портрет Лермонтова, иллюстрации к «Мцыри», рисунки детей, мультимедиа.
Оборудование: цифровые ресурсы в виде звукового фрагмента и слайдовой презентации, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, кроссворд.
Методы:
- словесный (рассказ учащихся);
- наглядный (работа с иллюстрациями);
- частично-поисковый (работа над заданиями)
- метод критического мышления (РАФТ)
- метод театрализации (домашнее задание)
План урока:
- Оргмомент. Объявление темы урока.
- Целеполагание. Правила игры
- Литературная игра-викторина
Правила игры:
- Все учащиеся делятся на команды: 1- жюри (это учащиеся-знатоки романа), остальные делятся на три команды по жребию.
- Количество учащихся в команде – любое.
- Организация пространства: количество игровых столов – 3 + стол для жюри.
- Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников.
- Каждый правильный ответ – 1 балл.
Ход урока:
- Жеребьёвка «Собери картинку»
Слово учителя. Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове много созвучных струн с каждым, кто задумывается о смысле жизни.
“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, – писал известный литературовед Ираклий Андроников.
Знаменательно, что его привлекали люди-борцы, не склоняющие головы ни перед какой опасностью, ни перед какой силой– даже перед самой смертью . Это и безымянный герой «Бородина», и вдохновенное воплощение высоких черт русского национального характера – Степан Парамонович Калашников), и лирический герой многих его стихотворений, и мятежный Мцыри.
Лирика Лермонтова – это во многом автопортрет. Мы видим в нем, как в зеркале, душу поэта, и даже парус, который просит бури, - это уже сам поэт, его ищущее сердце. Для поэта и его лирического героя важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов. Так же бросает вызов судьбе и Мцыри.
II. Учитель:
Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.
Проблемный вопрос: Мцыри – идеал Лермонтова?
Друзья! Приглашаем к участию в литературной игре по поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”.
Победит тот, кто был внимательным и любознательным при изучении темы “Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова” Желаем успехов!
III.Разминка.
Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)
- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены де Сталь.
- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.
Эпиграфом к нашей игре служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.
…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
Первый отборочный тур
Вопрос 1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова (1814-1841) - 3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области
Вопрос 2. Сколько лет было Лермонтову, когда он лишился матери ? (3 года)
Вопрос 3. Как звали бабушку, воспитавшую поэта? (Елизавета Алексеевна Арсеньева, в девичестве Столыпина)
Вопрос 4. Как называлось имение бабушки, в котором прошли детские годы поэта? (Тарханы)
Вопрос 5. Назовите учебные заведения, в которых учился Лермонтов? (1. Московский университетский благородный пансион; 2. Московский университет (не закончил); 3. Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)
2) Задайте вопросы команде напротив (дом.задание)
Задание №1. Композиция романа.
Команды работают с карточкой №1
Карточка №1 | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-11 | |
Смерть главного героя | |
Исповедь маленького горца | |
Завещание Мцыри | |
Три дня долгожданной свободы | |
Жизнь смелого ребёнка в монастыре | |
Бой с барсом | |
Пленение грузинского мальчика | |
Исчезновение Мцыри из монастыря | |
Готовность принять монашеский обет | |
Оставление пленного мальчика в монастыре | |
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли |
Команды заполняют карточку, сдают на проверку жюри (по 0,5 балла за правильный ответ)
Проверьте себя (слайд).
Задание № 2. Блиц-опрос
А1. Укажите даты жизни М.Ю. Лермонтова:
1) 1814 – 1841
2) 1814 – 1837
3) 1799 – 1837
4) 1799 – 1841
А2. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?
1) Болдино
2) Тарханы
3) Лермонтово
4) Столыпино
А3. Укажите, какой факт НЕ относится к биографии М.Ю. Лермонтова:
1) обучался в Москве в Благородном пансионе
2) был другом детства А.С. Пушкина
3) служил в лейб-гвардии Гусарском полку
4) участвовал в Кавказской войне
А4. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» – отклик на гибель:
1) К.Ф. Рылеева
2) В.А. Жуковского
3) А.С. Пушкина
4) Г.Р. Державина
А5. Определите жанр произведения «Мцыри»:
1) поэма
2) рассказ
3) баллада
4) стихотворение
А6. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»?
1) реалистическое
2) символистическое
3) историческое
4) романтическое
А7. Эпиграф к произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
1) былин
2) Библии
3) древнерусских летописей
4) народных песен
А8. В чем заключается смысл эпиграфа?
1) восстание против судьбы
2) безнадежное смирение
3) защита права человека на свободу
4) раскаяние героя в своих поступках
А9. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:
1) монолога-исповеди героя
2) рассказа о герое свидетеля его жизни
3) диалога между Мцыри и монахом
4) монолога-проповеди героя
А10. Когда Мцыри совершил побег из монастыря?
1) во время грозы
2) ночью, когда все спали
3) во время богослужения
4) днём
А11. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
1) поэт любуется красотой Кавказа
2) могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри
3) природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
4) показана связь с историей России
А12. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
1) степь
2) Кавказ
3) барса
4) девушку-грузинку
А13. В исповеди Мцыри звучит:
1) гнев, негодование
2) смирение, покаяние
3) грусть, размышления
4) утверждение своей правоты
А14. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
1) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
2) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
3) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
4) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
А15. Выделите черты романтизма в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1) бурная, неистовая природа
2) гибель героя
3) герой одинок и не понят миром
4) введение сна героя в сюжет поэмы
А16. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
1) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри
2) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы
3) бой с барсом
4) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
А17. В исповеди Мцыри звучит: смирение покаяние
1) гнев, негодование
2) призыв отказаться от бесплодной борьбы
3) грусть, размышления
4) утверждение своей правоты
А18. Кульминацией произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является:
1) схватка Мцыри с барсом
2) побег из монастыря
3) предсмертная просьба Мцыри
4) встреча Мцыри с девушкой
А19. Укажите тему произведения:
1) показать прошлое Грузии
2) рассказать о жизни в монастыре
3) показать красоту человека, готового умереть за свободу
4) рассказать о жизни молодого человека
А20. В чем заключается основная идея произведения?
1) отрицание религиозной морали смирения
2) тоска по воле
3) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
4) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
- Как вы понимаете смысл названия поэмы? Какая же тема основная? (Изображение сильного, смелого, мятежного человека, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для жизни вырваться на волю.)
- Как вы понимаете эпиграф к поэме? (эпиграф подчеркивает жизнелюбие Мцыри, выражает недоумение, почему должен погибнуть человек).
- Какова идея поэмы? (Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек просто существует.)
- Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова? Грузинский поэт 19 века Акакий Церетели писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский».
- Что подразумевается под словом Кавказ?(Сейчас это три государства - Грузия, Азербайджан и Армения.)
- Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом? (Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым ( сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820, 1825 годах. Он рос болезненным ребенком. Для того, чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вошли « синие горы Кавказа». (1825 г. – Первая поездка на Кавказ с бабушкой; 1837 г. – Первая ссылка на Кавказ (Пушкин; «Смерть поэта»; 1840 г. – Вторая ссылка на Кавказ. Гибель поэта.)
- Какими искусствами увлекался Лермонтов в детстве? (В детстве и юности М. Лермонтов увлекался поэзией, живописью, лепкой, музыкой, декламацией.)
- Вопросы категории «Из каких произведений эти строки?»
«Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник» (Поэма «Мцыри»)
«Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!» (Стихотворение «Парус»)
- «Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..» (Поэма «Мцыри») - Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ. («Кавказ»)
- Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен… (Завещание)
- Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной. (Сосед)
- «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (эпиграф к поэме «Мцыри» Лермонтов)
А теперь вопросы по содержанию поэмы, а ответы принимаются только в форме цитат. Если цитирование происходит по памяти, команде присуждается 2 балла, если по тексту – 1 балл. Оценивается точность и быстрота ответов.
- Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…»
- В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
«Он был, казалось, лет шести…»
- К какому событию готовился Мцыри?
«Уже хотел во цвете лет
изречь монашеский обет…»
- При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…»
- Где и в каком состоянии был обнаружен беглец?
«Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли…»
- Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
- Боится ли Мцыри смерти?
«Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине,
Но с жизнью жаль расстаться мне…»
- Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
«И вспомнил я отцовский дом…» (и далее по тексту).
- Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Что, по его словам делал он в это время?
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
- Как описывает Мцыри природу после дождя?
«Вокруг меня цвёл божий сад…» (и далее по тексту).
- Как описывает юноша молодую грузинку, встретившуюся ему?
«Держа кувшин над головой…» (и далее по тексту).
12. Как и почему заблудился Мцыри?
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
- Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?
«Я был чужой для них навек».
- С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?
«То был пустыни вечный гость –
Могучий барс…»
- При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?
«Надёжный сук мой, как топор,
Могучий лоб его рассек…»
- С чем и почему сравнивает себя Мцыри?
«Таков цветок темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых…»
- О чём сожалеет юноша перед смертью?
«Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной…»
- Какова последняя просьба Мцыри?
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
- Что для Мцыри кажется милее грядущего рая?
«… за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял».
- Как относится Мцыри к смерти и людям? Обвиняет ли он кого-нибудь в том, как сложилась его жизнь?
«И с этой мыслью я усну
И никого не прокляну».
Задание № 3. Конкурс пантомим
Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из поэмы «Мцыри». (до 5 баллов)
Задача игроков из других команд – угадать, о чем идет речь.
Задание № 4. Поэма «Мцыри» в иллюстрациях
Учащимся даны картинки-эпизоды из поэмы, которые они должны расположить в хронологическом порядке и к отмеченному галочкой подобрать отрывок из текста, соответствующий эпизоду.
(Приложение 2)
Задание № 5. Кроссворд
3 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
6 | 9 | |||||||||
1 | 2 | 4 | 5 | |||||||
- Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе – это…
- Скажите одной фразой: о чём поэма Лермонтова? Каким термином называется предмет разговора в художественном произведении?
- Перенос свойств и качеств по принципу сходства («грозой оторванный листок»)– это…
- Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог – это…
- Вспомните описание внешности Мцыри. Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своих героях? Докажите это текстом. Как называется описание внешности героя?
- В теории литературы поэма, а также сказка, басня, рассказ, повесть, роман – это…
- Ученик перечислил ряд событий, описанных в произведении. Как в литературе называется этот ряд событий?
- А как мы называем того, кто создал произведение?
- Обратный (неправильный) порядок слов – это…
Ответы (для жюри)
3 | ||||||||
м | ||||||||
е | 7 | |||||||
т | с | 8 | ||||||
а | 6 | ю | а | 9 | ||||
1 | 2 | ф | 4 | 5 | ж | ж | в | и |
о | т | о | а | п | а | е | т | н |
л | е | р | м | о | н | т | о | в |
и | м | а | ф | р | р | р | е | |
ц | а | и | т | р | ||||
е | б | р | с | |||||
т | р | е | и | |||||
в | а | т | я | |||||
о | х | |||||||
р | и | |||||||
е | й | |||||||
н | ||||||||
е |
- Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе – это…(олицетворение)
- Скажите одной фразой: о чём поэма Лермонтова? Каким термином называется предмет разговора в художественном произведении? (Тема)
- Перенос свойств и качеств по принципу сходства («грозой оторванный листок»)– это … (Метафора)
- Трёхсложный размер стиха с ударением на 2-ой слог – это… (амфибрахий)
- Вспомните описание внешности Мцыри. Какие чувства испытывает автор, рассказывая о своих героях? Докажите это текстом. Как называется описание внешности героя? (Портрет)
- В теории литературы поэма, а также сказка, басня, рассказ, повесть, роман – это…(жанр)
- Ученик перечислил ряд событий, описанных в произведении. Как в литературе называется этот ряд событий? (сюжет)
- А как мы называем того, кто создал произведение? (Автор)
- Обратный (неправильный) порядок слов – это… (инверсия)
Проверяем работу (Приложение 2). Какое центральное слово получилось? Что оно значит?
Проверка письменных работ
Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.
Список использованной литературы:
- Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.П.Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005
- Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей словесности и абитуриентов (иллюстрации)
Карточка №1 | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-11 | |
Смерть главного героя | |
Исповедь маленького горца | |
Завещание Мцыри | |
Три дня долгожданной свободы | |
Жизнь смелого ребёнка в монастыре | |
Бой с барсом | |
Пленение грузинского мальчика | |
Исчезновение Мцыри из монастыря | |
Готовность принять монашеский обет | |
Оставление пленного мальчика в монастыре | |
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли |
Карточка №1 | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-11 | |
Смерть главного героя | |
Исповедь маленького горца | |
Завещание Мцыри | |
Три дня долгожданной свободы | |
Жизнь смелого ребёнка в монастыре | |
Бой с барсом | |
Пленение грузинского мальчика | |
Исчезновение Мцыри из монастыря | |
Готовность принять монашеский обет | |
Оставление пленного мальчика в монастыре | |
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли |
Карточка №1 | |
Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-11 | |
Смерть главного героя | |
Исповедь маленького горца | |
Завещание Мцыри | |
Три дня долгожданной свободы | |
Жизнь смелого ребёнка в монастыре | |
Бой с барсом | |
Пленение грузинского мальчика | |
Исчезновение Мцыри из монастыря | |
Готовность принять монашеский обет | |
Оставление пленного мальчика в монастыре | |
Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли |
Что такое свобода знают лишь те, кто готов
умереть за
неё.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Литературная игра состоит состоит из четырех туров: «Теория» 10 ...
Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Литературная игра для учащихся 7-8 классов «Надуваловка» Тема игры: « Художественно – выразительные средства»
Повторение теории литературы, обогащение лексикона обучающихся....
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс
Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....
Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"
Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...
Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.
Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...