Исследовательская работа по литературе "Роль изобразительно-выразительных средств языка в стихотворениях раменских поэтов
проект по литературе (5 класс)

Полякова Алла Алексеевна

Узнать об изобразительно-художественных средствах в стихотворениях раменских поэтов и проанализировать, какие тропы они используют чаще.

Исследовательский проект разработан и выполняется с целью изучения изобразительно-выразительных средств в стихотворениях местных поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_literature_5.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Исследовательская работа по литературе

«Роль изобразительно-выразительных средств языка в стихотворениях раменских поэтов»

Выполнил: ученик 5 «Б» класса Евсеев Георгий

Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы

Полякова Алла Алексеевна

Раменское, 2023

Оглавление

  1. Введение 3-4 стр.
  2. Основная часть 4-10 стр.
  3. Заключение 10-11 стр.
  4. Источники, используемые в работе 12 стр.
  5. Приложение 1 13-18 стр.

Введение

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в произведениях русских писателей и поэтов. В настоящее время русский язык является одним из наиболее сложных языков для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности. Нам захотелось узнать об изобразительно-художественных средствах в стихотворениях раменских поэтов и проанализировать, какие тропы они используют чаще.

Цели проекта: исследовательский проект разработан и выполняется с целью изучения изобразительно-выразительных средств в стихотворениях местных поэтов.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с художественными средствами выразительности русского литературного языка.

2. Рассмотреть примеры их использования в литературных произведениях поэтов Раменского городского округа.

Объекты исследования: стихотворения поэтов городского округа Раменское.

Актуальность:

Данная тема является актуальной, так как этот материал изучается на уроках литературы и русского языка и его знание необходимо для успешной классной и домашней работы. Для меня лично важно также более широко изучить этот вопрос. Я думаю, что это обогатит мою речь, сделает ее более выразительной и образной. Важную роль играет знакомство с поэтическими произведениями поэтов-земляков.

Гипотеза: Поэтическая речь невозможна без средств художественной выразительности.

Основная часть

Языковые средства выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления. Русскую поэзию невозможно представить без употребления языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль. Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

В чём же заключается богатство, красота, сила, выразительность русского языка?

Художник передаёт красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант, композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину, гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическая глубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённой тетради А.Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся Слово.

Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв (на письме), рождаются волшебные строки?

На этот труднейший вопрос пытается ответить стилистика. Начиная с античных времён пытливые и любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать эту загадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно из возможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существование особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка. Этими словами и интересуется стилистика.

Основным средством лексической выразительности являются тропы. Это специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

К основным видам тропов относятся эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Метонимия (в переводе с греческого — «переименование») — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.

Синекдоха (в переводе с греческого — «соотнесение») — это разновидность метонимии, основанная
на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Гипербола (в переводе с греческого — «преувеличение») — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.

Литота (в переводе с греческого — «малость», «умеренность») — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.

Ирония (в переводе с греческого — «притворство») — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») — сочетание противоположных по значению слов.

Эпитет – это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Сравнение – это приём, основанный на сопоставлении двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник чести – А.С. Пушкин, муза плача и печали – А.А. Ахматова).

Антитеза – стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.

Теперь обратимся к двум раменским поэтам, принадлежавшим к разным поколениям, и проанализируем, какие из данных средств выразительности они использовали чаще остальных, какие приемы являются излюбленными.

Евгений Антошкин

Евгений Александрович Антошкин родился 1 февраля 1937 года в городе Раменское. В 1938 году, когда ему едва исполнился год, умер отец. Приехавший на похороны дед, Сергей Петрович Макаров, забрал его с собой в село Посконь Калужской области, где и прошло его детство.

Из автобиографических заметок Е. А. Антошкина: «… в 14 лет вернулся в г. Раменское, а когда исполнилось 16, пошёл работать слесарем-сборщиком, а потом, окончив курсы в Москве, радиомонтажником и радиомехаником на предприятиях г. Жуковского. Продолжил учёбу в школе рабочей молодёжи. С детства любил рисовать, поэтому занимался в изостудии при Д.К. Воровского, и в литературном объединении при районной газете «Авангард». В ней были напечатаны мои первые стихи и два рассказа».

В 1961 году, пройдя творческий конкурс в пятьдесят человек на место, Е. Антошкин поступил в литературный институт им. А.М. Горького. Во время учёбы на 4-м курсе в издательстве «Московский рабочий» выходит его первая книга стихов «Огниво».

После окончания литинститута Евгений Александрович работает в «Литературной газете», в «Литературной России» на радио, телевидении, в журнале «Огонёк».

За полвека в литературе Е. Антошкиным издано более 30 книг.

Творчество поэта отмечено международными премиями им. А. Платонова и К. Симонова, премиями Всероссийского литературного конкурса имени М.Ю. Лермонтова, премиями ряда литературных журналов. Е.А. Антошкину присвоено звание «заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Какие средства выразительности использует поэт Е. Антошкин? Рассмотрим на примере нескольких его стихотворений.

«Пела мама…»

Эпитеты: милый; с добротой людской; песни ласковые; земное солнышко.

Олицетворения: с добротой подружишься; время торопить.

Сравнения: пела словно обо мне.

«В лесах уже….»

Эпитеты: рачительный ручей;

Олицетворения: пожары занялись; дрожит опавший лист; ручей серебро на золото меняет.

Метафора: перезвон лесных ключей.

Сравнения: как марево.

«У калитки зацвел подорожник….»

Эпитеты: трава-мурава; золотая пыльца; радостные слова.

Олицетворения: зашумела трава-мурава; стоит у порога, может, август, а может, июнь; пыль заметает; цветет не спеша подорожник, золотую роняя пыльцу; лето шепчет; я светел.

Метафора: лето – веселый художник.

Сравнение: будто я еще светел и юн.

Таким образом, в анализируемых стихотворениях Е. Антошкина мы увидели частоту использования эпитетов, олицетворений, метафор и сравнений.

Владимир Зайцев

Родился Володя Зайцев 11 февраля 1959 года в посёлке Воровские Выселки, Орловской области. Первые два года начальной школы Володя Зайцев учился в Фёдоровке, а когда ему исполнилось девять лет, семья продала свой дом и переехала в посёлок Верховье, где он закончил школу №2. Служил в Советской Армии (место службы – город Канск Красноярского края), в возрасте 19 лет и начал писать стихи.

По окончании в 1985 году строительного факультета Тульского политехнического института (ныне – Тульский Государственный Университет) получил распределение мастером в монтажное управление №22 подмосковного города Жуковский.

С 1988 года Владимир Иванович Зайцев живёт в городе Раменское. Тридцать лет отработал прорабом на стройках Москвы и Московской области. Для души всегда писал стихи. На его счету – четыре сборника стихотворений. Печатался он во многих центральных литературных журналах и газетах.

Владимир Зайцев – лауреат нескольких литературных премий. С 2012 года является заместителем руководителя литературного объединения «Раменские зори», а в 2016 году возглавил Раменское отделение Московской областной организации союза писателей России. Одновременно Владимир Иванович занимает важную и ответственную должность секретаря правления Московской областной организации Союза писателей России.

Обратимся к средствам выразительности, которые использует В. Зайцев в своих стихотворениях.

«Слива»

Эпитеты: морщинистые ветки; плачет навзрыд; неказистая слива.

Олицетворение: плачет пятилетка; дрожит слива.

Метафора: капельки слез на ветках (сливы).

Перифраз: пятилетка (слива, которой 5 лет).

«Мое время»

Эпитет: нежная строчка; серые города; жарко дышит; снег пушистый.

Олицетворение: туман съедает дубраву; время дышит.

Метафора: грачи порвут тишину; колыхаюсь с пламенем свечи; тратить годы; обметая волос сединой.

Сравнение: как время в клочья.

Перифраз: деревенский омут (родная сторона).

«Долг»

Эпитеты: едкий дым; долгий путь; трудный путь; тихо ляжешь.

Метафора: строгий порядок у судьбы; пули пчелами снуют; страна отдаст долг; неубитая страна.

Поэт часто применяет эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и перифраз.

Поводя итог, можно сказать, что излюбленные приемы анализируемых поэтов – эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Именно с помощью этих тропов можно показать глубокую любовь к своей Родине, передать все красоты родной природы.

#1047;аключение

Изучив средства художественной выразительности, убедились в том, что эта тема интересная, познавательная, полезная.

Проанализировав собранный материал, пришли к выводам:

в исследовании рассмотрены средства художественной выразительности, использованные авторами в стихотворениях, определена их функциональная роль;

ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, делающие нашу речь красивой и выразительной, необычайно разнообразны.

Мы, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры

Цель работы достигнута: удалось систематизировать ранее известные и полученные сведения.

Гипотеза подтвердилась: изобразительно – выразительные средства языка имеют свои функции в речи.

Закончить работу хочется словами А. И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен… ».

Источники, использованные в работе:

  1. #readmore
  2. #ixzz5l5cargyu
  3. Антошкин Е. А., «Вечерние звезды». Стихотворения и поэмы.-М.,1986
  4. ,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. Скиба В. А., Семенов В. Б., Чернец Л. В. Школьный словарь литературоведческих терминов.- М., 2007

Приложение 1

Тексты стихотворений Е. Антошкина

«Пела мама»

Пела мама про соловушку,

Что вернулся по весне.
Гладила мою головушку,

Словно пела обо мне:

- Где ты, милый,

В небе кружишься?

Срок пришел ложиться спать,

Подрастешь,

Тогда научишься

Выше облака летать.

С добротой людской подружишься

И не будешь век жалеть.

Подрастешь –

И сам научишься

Песни ласковые петь.

Будешь первым чувством мучиться,

Станешь время торопить.

Подрастешь,

Тогда научишься

И влюбляться,

И любить.

Спи,

Мое земное солнышко, -

Слышал я уже во сне…

Пела мама про соловушку,

А казалось,

Обо мне.

«В лесах уже…»

В лесах уже

Пожары занялись,

И птичьи ветры дуют на чужбину.

Как марево,

Дрожит опавший лист,

Прислушиваясь к стонам журавлиным.

Все глуше

Перезвон лесных ключей,

Все позже и медлительней светает.

И меж ветвей

Рачительный ручей

Вновь серебро

На золото меняет.

«У калитки зацвел подорожник…»

У калитки зацвел подорожник,

Зашумела трава-мурава,

Снова лето –

Веселый художник –

Шепчет радостные слова.

И опять мне приснилась дорога,

Будто я еще светел и юн.

И стоит у родного порога,

Может, август,

А может, июнь.

По садам все притихло до срока –

Зелень ягод видна меж ветвей.

Почему же вокруг одиноко

И не видно, как прежде, друзей?

Только пыль придорожной порошей

Заметает тропинку к крыльцу

Да цветет не спеша

Подорожник,

Золотую роняя пыльцу.

«Соловьиная песня»

В окружении небес,

Звонкую,

Былинную,

Подарил мне зимний лес

Песню соловьиную.

Календарь перемешав,

Сбились птицы стаями.

И от песни той

Душа

Вдруг сама оттаяла.

На тропиночках лесных

Всех она приветила

И до самой до весны

Вешки поразметила.

Вечер вновь зажег зарю

Длинную предлинную…

Я тебе ее дарю –

Песню соловьиную.

Тексты стихотворений В.Зайцева

«Слива»

Капельки слёз
На морщинистых ветках.
Плачет навзрыд
Под дождём пятилетка.

Весной по – утру
Без листвы – не красива.
Дрожит на ветру
Неказистая слива.

«Мое время»

Колыхаюсь с пламенем свечи,
И дрожу над каждой нежной строчкой.
Прилетят опять весной грачи,
Тишину порвут, как время в клочья.

Вот стоит мальчишка на горе,
Смотрит вниз, где щиплют кони траву.
И туман съедает на заре
Полем, окружённую дубраву.

Эх, мальчишка, знал бы ты тогда,
Что покинешь деревенский омут,
И начнёшь по серым городам
Свои годы тратить по другому.

Жарко дышит время за спиной,
Снег пушистый, обращая градом,
Обметая волос сединой…
И спешить ему уже не надо...

«Долг»

Всё что пройдено, то свято.
Под ногами едкий дым,
Это долгий путь солдата
По дорогам фронтовым.

Трудный путь в своей отчизне,
А в чужой стране вдвойне
Ничего дороже жизни -
Быть не может на войне.

У судьбы порядок строгий:
Коль не враг, то значит ты
Тихо ляжешь вдоль дороги
Под могильные кресты.

Где в окопах рвутся мины,
Пули, пчёлами снуют,
Снова вырастет малина,
Снова птицы запоют.

Но останутся на плитах
В длинных списках имена…
Так отдаст свой долг убитым -
Не убитая страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

Контрольная работа по теме"Изобразительно- выразительные средства языка»

Контрольная работа позволяет проверить знания по основным средствам выразительности в 5-6 классах. Я использую такие работы на уроках "Обобщения и систематизации знаний" или в качестве промежуточного ...

Исследовательская работа учащейся 9 класса Кузьминой Ольги "История одного стихотворения: Н.Заболоцкий. "Признание"

Автор исследует историю написания  НиколаемЗаболоцким стихотворения "Признание"...

Исследовательская работа на тему:«ИССЛЕДОВАНИЕ МОЮЩИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОСУДЫ»

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто "чудеса". Реклама убедительно склоняет нас исп...

Исследовательская работа "Личностно-ориентированное обучение как средство здоровьесбережения".

Статья посвящена исследованию влияния личностно-ориентированного обучения на здоровьесбережение учащихся....

Проверочная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Материал проверочной работы нацелен на повторение знаний о средсвах выразительности. Можно испльзовать на урочной и внеурочной деятельности в 5-6 кл....