МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Полуднякова Наталья Августиновна

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА («ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ»)»

Тип урока: урок анализа поэтического текста.

Цель урока: познакомить  учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Тютчева.

  Оборудование: презентация, ПК, раздаточный материал, тексты стихотворений Ф.И. Тютчева.

Ход урока

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви (слайд 2). Сегодня на уроке мы с вами коснёмся особенностей любовной лирики Тютчева, а также стихотворений  Денисьевского цикла. Постараемся ощутить ту любовь, которая согревала поэта в жизни, а может, приносила ему страдания, тоску.

Начать изучение этой трепетной темы мне хотелось бы строками из стихотворения «Предопределение», которые будут эпиграфом к сегодняшнему уроку (слайд 2):

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их единенье, сочетанье,

И роковое их слиянье

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)

- Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны мной?

В процессе урока попробуем ответить на этот вопрос более точно.

- Откройте свои тетради и запишите тему и эпиграф сегодняшнего урока.

- Любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И. Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований.

 

- Сообщение ученика «Любовь в жизни Ф.И. Тютчева») (слайды 3-5).

В Денисьевский цикл вошли такие шедевры любовной лирики (слайд 6): «Пошли, Господь, свою отраду» (1850), «Я очи знал,- о, эти очи!» (1850-1852), «Не говори: меня он, как и прежде любит…» (1850-1851), «Чему молилась ты с любовью…» (1850-1851), «О, как убийственно мы любим» (1851), «Последняя любовь» (1852-1854) и др.

- Дома вы читали стихотворения этого цикла, а теперь узнали о той, которая вдохновила Тютчева на их создание.

- Какое впечатление произвели на вас стихотворения Денисьевского цикла?

- Какие чувства вызвали?

- Что потрясло?

- Каким представился образ лирического героя (героини)?

Давайте вслушаемся в строки стихотворений Ф.И. Тютчеват и постараемся определить своеобразие стихов Денисьевского цикла. На доске записаны слова, которые вы можете использовать при определении художественных особенностей стихотворений: исповедальный, страстный, трагедия, стихийная страсть, горечь, угасает, тает, измученная душа, мгновение любовных отношений, психологический драматизм, внутренний монолог, трепетное чувство, блаженство, безысходность, душевное напряжение, умиротворение, успокоение, дисгармония, роковой поединок (учитель читает слова).

Глубочайшим лиризмом отличается стихотворение «Последняя любовь», которое было написано в 1852-1854 г..

- Послушайте это стихотворение, постарайтесь ощутить те чувства, которыми оно наполнено.

(Выразительное чтение стихотворения учителем) (слайд 7).

- Прочитайте ещё раз про себя, чтобы лучше осознать, понять смысл стихотворения.

- Какова тема данного стихотворения?

Это стихотворение о любви, а если быть точнее, то о последней любви на склоне лет.

- Каким чувством проникнуто?

- Какая любовь в этом стихотворении?

В этом стихотворении последняя любовь предстаёт и как блаженство, и как безнадежность; оно звучит как исповедь поэта, как грустный романс, посвящённый позднему, но оттого особенно трепетному чувству.

- Можем ли выделить в этом стихотворении смысловые части?

Это лирическое стихотворение, во всех строфах которого с помощью разных поэтических образов перед читателем предстаёт последняя любовь, наполненная сильными чувствами.

- Каким предстаёт лирический герой? (влюблённый человек, в зрелом возрасте, прошедший половину жизненного пути, испытывающий нежность).

- Какие слова в стихотворении указывают на данную характеристику? (слайд 8)

Поэт использует метафоры («Полнеба обхватила тень…», «скудеет в жилах кровь…»), которые помогают почувствовать, что половина жизненного пути уже пройдена, отчего ощущается тоска, грусть, печаль. Но эти чувства не преобладают в стихотворении. Обращаясь к последней любви, лирический герой с лёгкой горечью и одновременно с радостью приветствует её. В первой строфе звучит исповедальное признание лирического героя в нежности чувства и страхе перед утратой («…на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»).

Лирический герой не просто испытывает чувство влюблённости, а действительно горячо, трепетно любит и тем сильнее оттого, что эта любовь последняя.

- Какие поэтические образы, выражения помогают почувствовать эту последнюю любовь? (Что указывает на то, что любовь последняя?) (слайд 9)

Метафоры: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…», «прощальный свет», «вечерняя заря» - это своеобразная метафора, которую поэт избирает для передачи этого позднего, но сильного чувства; «заря вечерняя» - источник особого, интенсивного света. И оттого в 1-ой строфе об этом свете говорится трижды, применяя повтор и обращение: «Сияй, сияй, прощальный свет…». Этот мотив подхвачен во 2-ой строфе: «Лишь там, на западе, бродит сиянье…».

Но в этом стихотворении ощущается контраст: рядом со светом уживается тень, охватившая полнеба. Эпитет «вечерний день» тоже очень контрастен: с одной стороны – это вечер(закат жизни), с другой – день (то светлое чувство, возникшее на склоне лет). И снова звучат повторы мольбы: «Помедли, помедли, вечерний день,/ Продлись, продлись, очарованье…»

А в 3-ей строфе вновь мотив нежности, прозвучавший в начальном четверостишии, уверяя, что «в сердце не скудеет нежность».

В стихотворении не просто упоминаются эти знаменательные слова: оно этой нежностью, как и музыкой пронизано, покоряя чуткого читателя.

В финале жизни последняя любовь действительно может согреть любого человека.

- Что последняя любовь несёт в жизнь человека?

- С каким чувством она сопряжена?

Последняя любовь несёт нежность, блаженство, чем старше становится человек, тем трепетнее это чувство, но наряду с этими чувствами, последняя любовь – это ещё и безнадежность. Вновь мы видим противоречивость чувств, переживаний лирического героя.

- Обратите внимание на ритмический рисунок этого стихотворения. В чём его необычность? (слайд 10)

Ритм стихотворения «неправильный», смещённый.

1 строка – ямб – подчёркнуто правильный, мужская рифма;

2 строка начинается ямбом, но затем появляется «лишний слог» - союз «и», рифма женская;

В 3 строке размер строго выдержан, а в 4-ой вновь «сбит», но очень аккуратно.

- Для чего нужен сбой? Что помогает ощутить?

Ритмический рисунок связан сообразным строем стихотворения, построенном на контрастах, что говорит о напряжённых переживаниях лирического героя.

Сбои повторяются и в 2-ух последних четверостишиях. (аналогично 1 строфе разбираем остальные)

- Что чувствуется здесь (во 2 строфе)?

Нарастает чувство тревоги, душевное напряжение, мольба.

В 3 строфе успокаивается сердце – выравнивается и ритм. Лишь напоследок – краткий вздох.

- Что ещё в стихотворении помогает передать переживания героя? (Синтаксический строй стихотворения, пунктуация).

Наличие многоточий, которые совпадают со сбоями в ритме, создаёт впечатление незаконченности мыслей; раздумья, размышления предстают перед нами.

 – эмоциональный всплеск, душевный крик.

 – в конце стихотворения ещё раз указывает на успокоение, умиротворение в сердце лирического героя, и лишь женская рифма и «сбой» в ритмическом рисунке создаёт впечатление последнего вздоха.

- Изменилось ли ваше восприятие этого стихотворения?

Последняя любовь – это «и блаженство, и безнадежность», и напряжённое чувство, которое тем нежнее, трепетнее, ценнее, чем позднее оно приходит. «О, как на склоне наших лет/ Нежней мы любим и суеверней…»

  Итог урока. (Слайд 13)

(Читаю вновь эпиграф)

- Как вы думаете, почему же именно эти слова являются эпиграфом?

Любовь у Тютчева – это действительно союз родных душ, их сочетанье, но в ней очень часто любящие люди не только не могут жить друг без друга, но и вступают в «поединок роковой», в котором один из них сгорает.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец…

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...

Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...