Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе
Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста
Планируемые результаты:
Познавательные -анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
Коммуникативные -изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные -аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Задачи: познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.
Технологии: технология развития критического мышления
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.
Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.
III. Работа с учебником
(Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.) Какое настроение возникло после прочтения? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Прежде чем приступить к чтению по ролям, обратите внимание на следующие моменты. В начале рассказа, как в театральной афише, Чехов представляет героев.
- Какими средствами художественного чтения актер проявляет отношение автора к персонажам произведения? (Это интонация, тембр голоса, ритм речи, сила и эмоциональная окраска звучания.)
В эпизоде встречи бывших одноклассников звучит фраза: «Оба были приятно ошеломлены», а в конце (финале) рассказа: «Все трое были приятно ошеломлены».
- В каком случае фраза передает реальное состояние героев, а в каком - иронию автора? Почему? (Примерный ответ. «Оба были приятно ошеломлены» передает реальное состояние двух героев, действительно обрадовавшихся встрече, фраза в финале - ирония автора по отношению к тонкому, пресмыкающемуся перед приятелем, достигшим высокого положения.)
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Толстые» вопросы, придуманные детьми | «Тонкие» вопросы, придуманные детьми |
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? | Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый? |
Стадия «Осмысление»
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
- Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)
Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"
УРОК РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...
Рассказы А. П. Чехова о тонких и толстых
В этом учебном году на уроке литературы прочитали рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий ». Меня очень заинтересовала проблема толстых и тонких. А....
Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....
Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий".
Урок по литературе в 6 классе. Первый при изучении творчества А.П. Чехова. Урок построен в технологии развития критического мышления с применением приема "чтение с остановками"....