Рабочая программа факультативного курса "Проба пера" 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного  образовательного стандарта  основного образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2009.).

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации  на факультативный курс « Проба пера» выделено  34 часа ( 1 час в неделю).

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки обучающихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс « Проба пера»  для  обучающихся 8 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultitav_8_klass_proba_pera.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного  образовательного стандарта  основного образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2009.).

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации  на факультативный курс « Проба пера» выделено  34 часа ( 1 час в неделю).

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки обучающихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

Факультативный курс « Проба пера»  для  обучающихся 8 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

 Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературного подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Основное внимание на занятиях факультатива уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия предлагаемого факультатива расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/ уметь:

- чтение художественных произведений, предназначенных для чтения и текстуального изучения;

-  воспроизведение конкретного содержания произведения;

-  характеристика произведения во взаимодействии его компонентов: темы, идеи, основных героев;

- умение давать произведению личностную оценку; выявление авторского отношения к изображаемому;

-  пересказ узловых сцен и эпизодов  произведений;

-  умение давать устный и письменный развернутый ответ о произведении;

- умение писать отзыв о произведении; сочинение по  произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие обучающимся;

- умение выразительно читать произведение или фрагменты.

Содержание

Раздел 1.

Литературные образы. (9ч)

Введение.

Литература как искусство слова.

Художественный образ. Типы художественных образов. Заглавный образ.

Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка      (тропы и фигуры). Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка      (тропы и фигуры). Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка      (тропы и фигуры).

Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.В. Кольцова).

Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.В. Кольцова).

Творческая мастерская – защита проектов «Моё любимое произведение об осени (зиме, весне, лете)».

Раздел 2.

Сила мечты.  (7 ч)

Произведения  К.Г.Паустовского и А.С.Грина.

Литературный ряд: К.Г.Паустовский  «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».

Литературный ряд: К.Г.Паустовский  «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».

Литературный ряд: К.Г.Паустовский  «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».

Вопросы о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

Вопросы о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

Творческая мастерская – сочинение-размышление «Нужна ли юности романтика?»

Раздел 3.

Научиться любить,  научиться  прощать,  научиться  делать добро. (8ч)

Проблемы формирования личности подростка в литературе. Значимость художественных образов, созданных писателями. Аналитическое чтение.

Проблемы формирования личности подростка в литературе. Значимость художественных образов, созданных писателями. Аналитическое чтение.

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».

Творческая мастерская – диспут «Что мне нравится и что не нравится в повестях о моих ровесниках?»

Раздел 4.

Грозные годы войны. (7ч)

Мастерство писателей и поэтов в создании образов литературных героев. «Образ времени».

А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.

А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.

А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.

А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.

Поэты родного края  о Великой Отечественной войне.

Читательская конференция «Строки, добытые в боях».

Раздел 5.

Современные писатели о главном. (3ч)

Литературный процесс на современном этапе: традиции и новаторство.

Что волнует современного писателя?

Литературный ряд: В. Солоухин «Камешки на ладони»; В. Крупин «Живая вода».

Творческая мастерская «Что волнует современного читателя?»

Тематическое планирование

№ п/п

 Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Литературные образы.

9

2

Сила мечты.  

7

3

Научиться любить,  научиться  прощать,  научиться  делать добро.

8

4

Грозные годы войны.

7

5

Современные писатели о главном.

3

 Итого

34

Учебно - методическое  обеспечение

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество обучающихся в школе. – М., 2009.
  3. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Литература в школе /Подбор статей, 2002-2009 г.г.
  5. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2002-2009 г.г.
  8. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2010.
  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

рабочая программа факультативного курса 6 класс

рабочая программа факультативного курса 6 класс...

Рабочая программа факультативного курса, 7 класс

Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...

Рабочая программа факультативного курса 7 класс

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...