Рабочая программа факультативного курса "Проба пера" 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2009.).
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на факультативный курс « Проба пера» выделено 34 часа ( 1 час в неделю).
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки обучающихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Факультативный курс « Проба пера» для обучающихся 8 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultitav_8_klass_proba_pera.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, примерной программе по литературе, учебной программы (автор Т.Ф.Курдюмова.) (Литература: программы для общеообразовательных учреждений. 5-11 классы. –М.: Дрофа, 2009.).
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на факультативный курс « Проба пера» выделено 34 часа ( 1 час в неделю).
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки обучающихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.
Факультативный курс « Проба пера» для обучающихся 8 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Цели литературного подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:
- улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
- соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Основное внимание на занятиях факультатива уделяется специфическим особенностям художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. Воспитание вдумчивого читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках. Современный ученик сталкивается с самой разнообразной культурной информацией, которая воздействует на его читательские интересы, часто определяет круг и характер внеклассного чтения. Занятия предлагаемого факультатива расширяют представления школьников о литературе как искусстве, помогают осознать, привести в систему все разнообразные впечатления подростков, сделать правильные выводы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/ уметь:
- чтение художественных произведений, предназначенных для чтения и текстуального изучения;
- воспроизведение конкретного содержания произведения;
- характеристика произведения во взаимодействии его компонентов: темы, идеи, основных героев;
- умение давать произведению личностную оценку; выявление авторского отношения к изображаемому;
- пересказ узловых сцен и эпизодов произведений;
- умение давать устный и письменный развернутый ответ о произведении;
- умение писать отзыв о произведении; сочинение по произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие обучающимся;
- умение выразительно читать произведение или фрагменты.
Содержание
Раздел 1.
Литературные образы. (9ч)
Введение.
Литература как искусство слова.
Художественный образ. Типы художественных образов. Заглавный образ.
Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры). Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры). Мастерская слова: изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры).
Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.В. Кольцова).
Погружение в мир поэта (картины природы в лирике А.С.Пушкина, С.А.Есенина, А.В. Кольцова).
Творческая мастерская – защита проектов «Моё любимое произведение об осени (зиме, весне, лете)».
Раздел 2.
Сила мечты. (7 ч)
Произведения К.Г.Паустовского и А.С.Грина.
Литературный ряд: К.Г.Паустовский «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».
Литературный ряд: К.Г.Паустовский «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».
Литературный ряд: К.Г.Паустовский «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками», «Музыка Верди», «Старый повар»; А.С.Грин «Алые паруса».
Вопросы о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.
Вопросы о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.
Творческая мастерская – сочинение-размышление «Нужна ли юности романтика?»
Раздел 3.
Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. (8ч)
Проблемы формирования личности подростка в литературе. Значимость художественных образов, созданных писателями. Аналитическое чтение.
Проблемы формирования личности подростка в литературе. Значимость художественных образов, созданных писателями. Аналитическое чтение.
Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».
Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».
Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».
Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».
Литературный ряд: А.Рыбаков «Каникулы Кроша»; В.Тендряков «Весенние перевёртыши», «Ночь после выпуска»; Е.Ильина «Четвёртая высота».
Творческая мастерская – диспут «Что мне нравится и что не нравится в повестях о моих ровесниках?»
Раздел 4.
Грозные годы войны. (7ч)
Мастерство писателей и поэтов в создании образов литературных героев. «Образ времени».
А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.
А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.
А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.
А. Фадеев «Молодая гвардия». Мотивы поведения героев произведений, анализ и оценка их решений и действий. Герои и их прототипы. Мастерство писателя-документалиста.
Поэты родного края о Великой Отечественной войне.
Читательская конференция «Строки, добытые в боях».
Раздел 5.
Современные писатели о главном. (3ч)
Литературный процесс на современном этапе: традиции и новаторство.
Что волнует современного писателя?
Литературный ряд: В. Солоухин «Камешки на ладони»; В. Крупин «Живая вода».
Творческая мастерская «Что волнует современного читателя?»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Литературные образы. | 9 |
2 | Сила мечты. | 7 |
3 | Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. | 8 |
4 | Грозные годы войны. | 7 |
5 | Современные писатели о главном. | 3 |
Итого | 34 | |
Учебно - методическое обеспечение
- Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество обучающихся в школе. – М., 2009.
- Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.
- Литература в школе /Подбор статей, 2002-2009 г.г.
- Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 2009.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009.
- Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2002-2009 г.г.
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2010.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
рабочая программа факультативного курса 6 класс
рабочая программа факультативного курса 6 класс...
Рабочая программа факультативного курса, 7 класс
Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...
Рабочая программа факультативного курса 7 класс
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...