Открытый урок по литературе к году литературы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Вступительное слово.
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?». Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
Какое стихотворение о войне вы более всего любите?
На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что многие стихи нам по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.
Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею ввиду «Жди меня» Константина Симонова. Немудренные, казалось бы строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:
Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть скажет - повезло…
Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и сними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и в радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровые строки стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами…
Потому что каждый поэт-это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по –разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.
А как вы думаете: в те годы было больше поэм или стихотворений, баллад или песен?
Были стихотворные произведения всевозможных жанров. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А.Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Сын артиллериста» К.Симонова и «Баллада о красноармейце Демине» А.Прокофьева, «Машинист» И.Уткина, «Разговор с соседкой» О.Берггольц и «Песня о Днепре» Е.Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М.Исаковского, «Баллада о мальчике» И.Сельвинского и поэма П.Антокольского «Сын», стихотворение П.Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С.Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».
С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем.
Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин»-это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.
Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд,
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Вот - вы назвали стихотворение Юлии Друниной о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:
Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий… Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».
Из черной щели амбразуры-из перекошенного рта,
По нас, по полю, по лазури-«та-та-та-та!», «та-та-та-та!».
А мы лежим и хрипло дышим, уткнувшись касками в траву,
И пули-спинами мы слышим-у ног тугую землю рвут.
И страшно даже шевельнуться под этим стелющим огнем…
Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать все. Я только перечислю некоторые из тех, которые особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и другие. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка-картина:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
Как слезы они вытирали украдкою
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.
Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц в стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти…
Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить,
А мне не счесть души моей богатства,
А я затем хочу и буду жить,
Чтоб всю ее как дань людскому братству
На жертвенник всемирный положить…
Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.
«Я обращаюсь к молодым», потому что оно в тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Оно было написано в год 20-летия Победы и обращался к призывникам-ровесникам Победы.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь да раненных солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой-к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О «безымянной высоте
У незнакомого поселка».
Я нюхал тех сражений дым,
И видел слева смерть с справа,
И это все дает мне право-
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет
И вы - ровестники победы, Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
Петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть на высоте,
Когда понадобится это.
В этом стихотворении автор показывает высоту духа, моральную высоту, о которой о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.
Сейчас ото всюду мы слышим, что народы не хотят войны.
Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения - как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.
Из стихотворения «Калина» А.Жигулина:
…Окопы старые закрыты пашнями.
Осколки острые давно поржавели.
Но память полнится друзьями павшими.
И сны тревожные нас оставили…
и слова В.Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:
…У братских могил нет заплаканных вдов,-
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?...
А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?
Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И нам легко поставить себя на место этих людей: они - почти наши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею ввиду сыновей полка.
Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу. Да, литература отражает все стороны жизни и передает через отношение своих героев к той или иной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"
Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...