Открытый урок в 8 классе "Тихая лирика поэзии Н. Рубцова"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения в восьмом классе. Для проведения недели русского языка и литературы. Тема недели: " Тихая лирика Н. Рубцова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._rubtsov_.tihaya_lirika.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дубёнская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
В 8 Б классе
«Тихая лирика поэзии
Н. Рубцова»
Учитель: Паркаева Ирина Алексеевна
Дубенки 2016
Эпиграф:
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Владимир Соколов
- О чём мы будем говорить сегодня?
Вывод: контраст « шум – тишина».
Тема: «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.
- Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?
Цели: - показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни
страны, в литературе;
- показать связь «тихой лирики» с литературной традицией;
- дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова и некоторых поэтов «тихой лирики».
Задачи: - совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления; - совершенствовать навыки устной речи, публичного выступления.
Оборудование: выставка книг, картин, мультимедийный проектор для показа компьютерной презентации урока
ХОД УРОКА:
- Запись тему и эпиграф в тетрадь.
- Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим направлением, вошедшим в русскую литературу 20 века под названием «тихая лирика». «Тихой поэзии» суждено было стать последним, «девятым» валом мощного всплеска поэтической энергии, который буквально взбудоражил читающую Россию середины 50-х годов.
Целое десятилетие не спадало поэтическое напряжение, появилось множество талантливых, ярких имён, обилие поэтических направлений.
Явление этого десятилетия можно сравнить, пожалуй, лишь с «серебряным веком» в русской поэзии 20 века. (назвать имена Ахматова, Цветаева, Блок, Пастернак)
Чтобы понять, каковы истоки «тихой лирики», необходимо обратиться к этому десятилетию.
Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.
4.Сообщения учащихся: 1 сообщение
«Поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века
- Первым, кто чутко уловил новые духовные настроения в обществе, выдохнул их свежим, молодым словом, были, как ни странно, поэты старшего поколения, начинавшие в 20-30-е годы. У В.Луговского, М.Светлова, Я.Смелякова выходят книги новых стихов. В них поэты выразили через свой личный опыт жизни трагическую историю страны. Они считали, что счастье – это, по словам Н.Асеева, «соучастье в добрых человеческих делах».
- Следующий поток поэзии – «фронтовая лирика». Это время осмысления поэтами, чем были для народа четыре года войны. Б.Слуцкий, С.Орлов, Н.Старшинов, Ю. Друнина, Д.Самойлов раскрывали в своих стихах простые законы солдатской морали в противовес гражданской трусости и угодничеству. «Фронтовые» лирики сберегли в своей памяти и жёсткие подробности окопного быта, и высокое уважение к людям, принявшим войну и погибшим в ней. Они показали страдание и счастье в жизни человека на войне, способность сохранять своё достоинство на границе жизни и смерти.
2 сообщение
3. Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия.
Начало ей положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.
В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров, мужество первопроходцев, порыв из повседневности к высотам бытия.
Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.
- Самым необычным и неожиданным явлением в стиховом многоцветье 50-60-х годов стала авторская песня. Уникальность этого явления в том, что его стержнем стала не принадлежность авторов к одному поколению, не общность жанро-стилевых пристрастий.
Общее в авторской песне – полная свобода от норм и традиций советской идеологии, от государственного надзора за искусством.
С поющей поэзией появилась новая « технология» творчества: стихи не печатались, пелись в непрофессиональном авторском исполнении с непрофессиональным музыкальным сопровождением на гитаре. Это притягивало одних и отталкивало других. Поющая поэзия родилась в узком кругу столичной интеллигенции и студенческой молодёжи.
Песни имели большой отклик и распространялись благодаря появлению в те годы магнитофонов. Поющая поэзия стала отдушиной для серьёзных мыслей и переживаний.
- Слово учителя:
Творческая среда поэтов «тихой лирики»: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.
- (Словарная работа)
Знакомство с понятием «традиция» и выявление традиций классической традиции у поэтов «тихой лирики».
Слово учителя:
В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природе.
Сегодня мы обратимся к некоторым страницам жизни и творчества их идейного вдохновителя – поэта Н.М.Рубцова.
Спешит наш век. Слова мелькают, лица,
Лязг, скрежет, гром, сирены и гудки…
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки.
Олег Дмитриев.
6. Показ презентации.
- Выразительное чтение стихов.
Слово учителя:
Именно любовь к «малой родине», к её природе объединяла поэтов «тихой лирики», помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.
9) Подведение итогов обзора поэзии «тихой лирики».
Слово учителя:
Мы совершили с вами сегодня обзор поэзии «тихой лирики».
ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ».
Темы: - малая родина,
- природа и история,
- природа и нация (народ),
- Душа и Вселенная,
- терпение,
- любовь к матери, к женщине.
Идеи: - боль за утрату нравственных чувств,
- стремление к истокам, корням,
- связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
- вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы: - отчий дом,
- образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза), - фольклорные образы.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы поняли, что поэзия «тихой лирики» - не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторам, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю. Строки их поэзии точны и неподдельно искренни.
Вопрос ученикам:
Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас, в наш стремительный век?
Вывод. Рефлексия:
Глубина жизни зовёт читателя постигать стихи этих поэтов, изучать их, обращаться к ним и в печали, и в радости. Многие стихи поэтов стали песнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"
Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...
Интегрированный урок "Прекрасное и вечное в поэзии Н.Рубцова"
На интегрированном уроке сопоставляются стихотворения Н.Рубцова и созвучные им картины И.Левитана....
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Любовь к «малой родине» урок – проект по лирике Н.М.Рубцова.
Рубцов – поэт необычного дарования, очень своеобразный, самобытный; его поэзия близка к народному ...
Открытый урок "Тема родины в поэзии Н.Рубцова"
laquo;РОДИНА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА «РОССИЯ, РУСЬ, КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ…»...
Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"
Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...
Открытый урок "Физики и лирики"
Интегрированный урок "Физики и лирики" для 7 класса...