Открытый урок "Тема родины в поэзии Н.Рубцова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Хидирнабиева Лариса Идаятовна

«РОДИНА В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА «РОССИЯ, РУСЬ, КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_tema_rodiny_v_poezii_n.rubtsova.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: 

ХОД УРОКА

Учитель: - Здравствуйте!

- Ребята! Кто из вас имел возможность наблюдать звездное небо?

 Что вам запомнилось?

 Дети: - Красивые мерцающие звезды.

 Учитель: - Я тоже удивляюсь и восхищаюсь красотой звездного неба, удивительными звездами. И, наверное, ребята, не случайно самых талантливых, самых одаренных и гениальных людей называют звездами. Вспомните имена великих поэтов, которые, как звезды, сияют на литературном небосклоне.

(Учитель открывает часть доски, где нарисовано звездное небо)

Дети: - Пушкин, Лермонтов, Есенин.

(Учитель прикрепляет «звезды» поэтов на небо)

- А вот послушайте такие строки…. Сможете ли вы назвать их автора?

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни…
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, -
Воспрянув духом, выбегу на холм
И вce увижу в самом лучшем свете.

- Кто назовет имя автора?

Сегодня приглашаю вас на встречу с талантливым русским поэтом Николаем Михайловичем Рубцовым.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в Архангельской области. Ушел на фронт и не вернулся отец, мать тяжело заболела и умерла. Став сиротой, маленький Коля попал в детский дом. После седьмого класса он продолжает учебу в техникуме. Рано началась взрослая жизнь поэта. Рубцов работает, поступает в литературный институт. Выходят его первые книги.

Выросший сиротой, Николай Рубцов знал одну единственную мать – Россию. Ей посвятил лучшие свои стихи и лучшие минуты подъема и вдохновения.

Многие русские поэты писали о родине, но у Рубцова эти стихи звучат как-то необыкновенно просто, душевно и проникновенно. Мне дорого творчество этого поэта. Я хочу, чтобы и вы познакомились с удивительным миром поэзии Рубцова, неразрывно связанной с темой родины.

Сегодня на уроке: «Россия, Русь, куда я не взгляну», я приглашаю вас к диалогу с поэтом о родине.

На доске вывешивается тема.

 -Ребята, как вы думаете, у разных поколений одно представление о родине или эти представления разные?

Для того, чтобы ответить на этот  вопрос, обратим внимание на таблицу, которая находится в рабочих тетрадях. Таблица – символическое изображение диалога двух поколений. Мнение поэта найдем в его стихах. Впишите свое имя и фамилию в таблицу.

Но сначала ответим на вопросы:

1.С чего начинается родина?

2.Какая она?

3.Где для вас родина?

Ваше мнение записывается в колонке…

(Дети заполняют таблицу)

А чтобы узнать мнение поэта прослушаем стихотворение и постараемся почувствовать то, о чем говорит поэт.

Учитель читает стихотворение «Тихая моя родина»,

Работа класса со второй графой таблицы «Мнение поэта».

- Какие чувства испытывает поэт к своей родине? (Вывод: поэт любил свою малую родину)

- Сегодня у нас есть уникальная возможность  услышать живой голос поэта и убедиться в искренности его чувств к малой родине. (Звучит стихотворение в исполнении Рубцова).

- Ребята, а вы обратили внимание, как поэт читает стихотворение? Стихи Рубцова сами просятся на музыку. У поэта тончайший музыкальный слух. Композиторы пытаются проникнуть в такую вроде бы доступную, а на деле не простую мелодику стихотворений Рубцова.

- Я хочу вам предложить интересное задание. Чтобы прочувствовать насколько мелодично звучат стихи, прочитаем стихотворение «Березы» вместе.

- У меня есть сюрприз. Ребята, на эти стихи положена музыка. Предлагаю вам прослушать песню «Березы». (Выставить картину «Осень в Тотьме»)

1.Что воспевает поэт? Или о чем стихотворение?

2.Почему береза?

3.Что символизирует березка?

4. Кто еще из поэтов воспевал березу? Вспомните стихотворение.

Образ русской березы вдохновлял многих поэтов, в числе которых был и Есенин, называвший Россию «страной березового ситца». Рубцов любил Есенина, восхищался, поражался необыкновенной силе его стихов. Есенин советовал молодым стихотворцам искать родину, без которого не может получиться хорошего поэта. Николаю Рубцову не надо было искать, он родился с чувством родины. Поэт объехал много земель и многое видел. Но не было для него родней и ближе северной и скудной на урожаи, но щедрое на душевное тепло земли.

- Посмотрите на картину, ведь это малая родина поэта – Тотьма.

Прежде, чем прочитать следующее стихотворение, я попрошу вас ответить на вопросы.

  • А что еще мы называем родиной, ребята?
  • А родина это только дом, друзья, школа?
  • А какая она наша страна?

Россия – наш общий дом, а малая родина у каждого своя.

(Опять обращаемся к таблице)

Учитель читает стихотворение.

- Давайте обратимся к мнению поэта и  заполним таблицу.

Продолжаем диалог поколений:

1.Кто может прочитать мнение поэта? Какая она? (строки)

2.Мнение учеников.

Ответ на проблемный вопрос. (Одинаковый смысл)

- А что объединяет вас – два разных поколения? (Любовь к родине)

(Подвожу к выводу, что любовь к родине – это ценность, передающаяся от одного поколения к другому.)

Поэт надеялся, что его услышит будущее поколение и именно к вам обращены строки, которые можно считать духовным заветом поэта. (Читаю завет).

А что же нам делать? Узнать интересно.

А ты, говорит, полюби и жалей

И помни, хотя бы родную окрестность

Вот этот десяток холмов и полей.

- Какие слова в нем главные?

А чтобы не прервалась связь поколений, предлагаю вам написать послание людям Земли, страны, будущим поколениям на березовых листочках, что лежат у вас на партах. (Пока пишут, звучит музыка, учитель выставляет березу).

(Послания озвучивают и вывешивают на дерево)

 Итак, наша встреча с поэтом подходит к концу. Любая встреча с новым – это открытие.

- Какое открытие на уроке вы сделали для себя?

Урок наш необычен тем, что мы открыли звезду.

Мы познакомились с гениальным русским поэтом. Я считаю справедливым то, что на нашем поэтическом небосклоне засияла еще одна звезда. Имя этой звезды – Николай Рубцов. (Один из учеников подписывает безымянную звезду на небосклоне)

Поэзии Рубцова суждена долгая жизнь, поэтому мы в ней открываем все большие глубины и на себе испытываем ее очарование. Его звезда – чистая звезда поэзии светит нам в пути и разгорается с каждым днем все ярче и ярче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

Интегрированный урок "Прекрасное и вечное в поэзии Н.Рубцова"

На интегрированном уроке сопоставляются стихотворения Н.Рубцова и созвучные им  картины И.Левитана....

Открытый урок в 8 классе "Тихая лирика поэзии Н. Рубцова"

Урок внеклассного чтения в восьмом классе. Для проведения недели русского языка и литературы. Тема недели: " Тихая лирика Н. Рубцова"....

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"

Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...

"Тихая моя родина" (Поэзия Н.Рубцова)

Технологическая карта урока по поэзии Н.Рубцова "Тихая моя родина". На занятии проводится закрепление навыков выразительного чтения и анализа поэтических текстов; используются деятельностные...