Любовь к «малой родине» урок – проект по лирике Н.М.Рубцова.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Рубцов – поэт необычного дарования, очень своеобразный, самобытный; его поэзия близка к народному творчеству, к традициям русской классической поэзии. И при этом он привнес в поэзию свой яркий индивидуальный стиль.
Рубцов – наследник фольклорных традиций, отчасти усвоенных через творчество С.Есенина и некоторых его современников.
Проектная работа предполагает попытку проникновения в художественный мир лирики поэта, получение возможности остаться наедине со стихотворным текстом, сделать свое открытие.
Работа в проекте позволяет обучающимся пересмотреть свое отношение к стихотворениям Н.М.Рубцова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь к «малой родине»
урок – проект по лирике Н.М.Рубцова.
Стихотворения «Звезда полей», «Детство», «Русский огонек», «Левитан»
Класс, предмет
6 класс, литература, 2 часа
Краткая аннотация авторской педагогической разработки
Со второй половины 60-х годов в поэзии, по словам Л.Анненского, «откровенный человек уступил место сокровенному»: позднее это явление в литературе получило название – «тихая поэзия». Начало «тихой поэзии» положено лирикой Н.Рубцова.
Рубцов – поэт необычного дарования, очень своеобразный, самобытный; его поэзия близка к народному творчеству, к традициям русской классической поэзии. И при этом он привнес в поэзию свой яркий индивидуальный стиль.
Рубцов – наследник фольклорных традиций, отчасти усвоенных через творчество С.Есенина и некоторых его современников.
Проектная работа предполагает попытку проникновения в художественный мир лирики поэта, получение возможности остаться наедине со стихотворным текстом, сделать свое открытие.
Работа в проекте позволяет обучающимся пересмотреть свое отношение к стихотворениям Н.М.Рубцова.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему каждому человеку нужна его «тихая родина»?
Проблемные вопросы
- Какой смысл каждый человек вкладывает в слово «родина»?
- Какая же родина у Рубцова?
- Какой образ является характерным для Рубцова?
- Что для него родные места?
- Что умеет видеть и слышать лирический герой?
- Зачем нужны стихи Николая Рубцова?
Учебные вопросы:
- Понравилось ли вам стихотворение «Звезда полей»? Чем? Какие чувства, мысли вызвало оно у вас?
- Каков смысл названия стихотворения?
- Как вы понимаете смысл ключевых слов стихотворения: «звезда полей»?
- Каков лирический герой стихотворения, его мир чувств и переживаний?
- Каково художественное своеобразие этого стихотворения?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение «Русский огонек»?
- О чём это поэтическое произведение?
- Какие символические образы несут значение печали, грусти, душевного холода?
- Отличается ли концовка стихотворения от начала? Как она связана с названием произведения?
- Почему автор назвал свое стихотворение «Детство»? О чем оно?
- Что так печалит автора? О чем он грустит? Что вспоминает?
- Какими словами он передает мысль о связи своей «малой родины» с «большой родиной»?
- Какой смысл вложил поэт в это стихотворение?
- Так был ли счастлив Николай Рубцов? Что нужно для того, чтобы стать счастливым?
План проведения урока-проекта по теме: «Основные темы и мотивы лирики Н.М.Рубцова» (урок литературы в 6 классе)
Цель занятия
Определить основные темы и мотивы лирики Н.М.Рубцова.
Задачи занятия
Пробудить интерес к личности Н.М.Рубцова, помочь учащимся увидеть художественное своеобразие лирики Рубцова.
Развивать познавательные способности, ассоциативно-образное мышление, расширять кругозор.
Формировать нравственный образ картины мира посредством анализа лирического произведения.
План проведения занятия
1.Организационный момент.
2.Работа с эпиграфом.
3.Проверка индивидуального задания.
4.Слово учителя.
5. Работа со схемой анализа лирического произведения
6. Физкультминутка.
7.Работа в группах. Анализ стихотворений поэта.
8. Сопоставление стихотворения «Левитан» Н.М.Рубцова и картины И.Левитана «Вечерний звон».
9.Самостоятельная работа (написание мини-сочинения)
10. Итоговая беседа с классом.
11.Подведём итоги.
12.Рефлексия.
13.Домашнее задание.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.
2.Работа с эпиграфом.
«Я считаю, что моя позиция, то есть мои привязанности,
моя любовь, должны быть понятны по моим стихам,
которые я пишу искренне…»
(из письма Н.Рубцова)
- Можно ли определить позицию человека по его стихам?
3.Проверка индивидуального задания.
Ребята, дома вы должны были провести исследовательскую работу на тему «Жизнь и творчество Н.М.Рубцова»
Ученик кратко рассказывает о Н.М.Рубцове. (Приложение №1. Презентация «Жизнь и творчество Н.М.Рубцова»)
Спасибо за интересный рассказ. Вы отобрали самые важные факты и события из жизни поэта.
4.Слово учителя. (Приложение №2 Презентация учителя)
Рубцов – поэт необычного дарования, очень своеобразный, самобытный поэт; его поэзия близка к народному творчеству, к традициям русской классической поэзии. И при этом он привнес в поэзию свой яркий индивидуальный стиль.
Характерными чертами лирики Рубцова, по мнению большинства критиков, являются богатая символика, лиризм, музыкальность стиха, песенный характер стихов, метафоричность, насыщенность тропами.
Символика одна из важных особенностей стиля рубцовской поэзии. Его лирика базируется на использовании иносказаний, в основе которых лежит сравнение, сопоставление мира человеческого и природного, человечного и бытового. Один из ключевых символов Рубцова – звезда: звезда – судьба, звезда – красота, счастье, звезда – Русь; другим символом поэзии Рубцова – образы из растительного мира; дорога - как сама судьба, жизнь; дом – пристанище, источник всего доброго, светлого; деревня – так же как и дом символ самого лучшего в жизни; храм - олицетворение святости Руси.
В его стихах возникают звуковые образы – одушевление звуков природы и звуков человеческой речи; буря «ревет и стонет», метель «кричит и голосит», «кричит и плачет птица», «свистит, всхлипывает и стонет» ветер. Многие стихи Рубцова полжены на музыку, стали песнями.
Глубокий лиризм, задушевность отличают все произведения Николая Рубцова. В них отчетливо вырисовывается лирический герой – его чувства, переживания, сомнения, размышления, представления о нравственных ценностях – красоте, добре, истине, смысле жизни. И это проявляется во всем – в описаниях природы, в раздумьях о родине, о ее истории и современности, о людях страны, в картинах детства.
- Давайте сегодня выступим в роли исследователей и попытаемся ответить на поставленные вопросы:
5. Работа со схемой анализа лирического произведения (Приложение №3)
6. Физкультминутка.
7.Работа в группах. Анализ стихотворений поэта.
Задание I группы. Анализ стихотворения «Звезда полей» (Приложение №4. Текст стихотворения «Звезда полей»)
- Каково ваше первое впечатление?
- Можете ли вы определить тему этого стихотворения?
- Каков смысл названия стихотворения?
- Как вы понимаете смысл ключевых слов стихотворения: «звезда полей»?
- Каков лирический герой стихотворения, его мир чувств и переживаний?
- Каково художественное своеобразие этого стихотворения?
- Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании?
- Докажите, что этот образ главный в стихотворении
- Символом чего является звезда в народной поэзии?
- Какой поэтический прием позволяет понять эту двойственность чувств в душе поэта?
- Какие действия совершает звезда в первой строфе?
- Для чего остановилась звезда?
- Обратите внимание на последние две строчки. Случайно ли одинаковое построение синтаксических конструкций? Каково значение этого приема?
- Почему «во мгле заледенелой» звезда ярче и полней?
Вывод: автор возвращается к мысли о судьбе Родины, но с другим настроением: чувство тревоги сменяется чувством уверенности в силе своей «звезды полей».
Задание II группы. Анализ стихотворения «Детство» (Приложение №5. Текст «стихотворения «Детство»)
- Почему автор так назвал свое стихотворение? О чем оно?
- Что так печалит автора? О чем он грустит? Что вспоминает?
- Какими словами он передает мысль о связи своей «малой родины» с «большой родиной»?
- Какой смысл вложил поэт в это стихотворение?
- Так был ли счастлив Николай Рубцов? Что нужно для того, чтобы стать счастливым?
Вывод: Тема детства – одна из самых любимых тем русской литературы. Почти каждый большой мастер слова отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни. Любому человеку дороги воспоминания детства, а Н.Рубцову, лишившемуся беззаботного детства так рано, особенно.
Задание III группы. Анализ стихотворения «Русский огонёк». (Приложение №6. Текст стихотворения «Русский огонёк»
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- О чём это поэтическое произведение?
- Какие символические образы несут значение печали, грусти, душевного холода?
- Отличается ли концовка стихотворения от начала? Как она связана с названием произведения?
- Как вы представляете себе события, которые описаны в произведении?
- Когда написано это стихотворение? Сколько лет прошло после окончания войны? Сколько человек сейчас живёт в одинокой семье?
- Как вы понимаете выражение «сиротский смысл семейных фотографий»?
- Как бы вы могли ответить на вопросы, которыми задаётся лирический герой: «Что снилось ей? Весь этот белый свет, Быть может, встал пред нею в то мгновенье?» Какие «старинные видения» встают перед её внутренним взором?
- Герой хочет заплатить хозяйке. Что он слышит в ответ? Как он отвечает на её слова вслух – и в душе?
- Чему посвящены два последних четверостишия стихотворения?
- Символом каких человеческих качеств становится для автора «скромный русский огонёк»?
- Обратите внимание на то, что «тихий свет», мелькнувший в бескрайнем поле, «как сторожевой»,- реальный огонек, горевший в окошке небольшой избы, превращается в символ добра и любви. Такое превращение бытовой детали в символ – одна из особенностей поэзии Н.М. Рубцова.
- Объясните постановку тире и многоточия в заключительных строчках стихотворения предложении:
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя…
Вывод: Родина потеряла миллионы своих сыновей. Погибли и близкие этой старушки, которая молчаливо несет свою безмерную скорбь. Но душа ее не очерствела, не ожесточилась. Она думает не только о собственных детях, задавая вопрос, который долгие мучил ее: «Скажи. Родимый, будет ли война?» На деньги же, предложенные за ночлег, она смотрит с удивлением:
Господь с тобой! Мы денег не берем…
Простая крестьянка учит поэта достоинству, она учит, перефразируя стихотворные строки, «за все добро платить добром, за всю любовь платить любовью». «За добро плати добром». Вот так раскрывается душевная красота человека.
8. Сопоставление стихотворения «Левитан» Н.М.Рубцова и картины И.Левитана «Вечерний звон».
Ребята, послушайте стихотворение Николая Рубцова «Левитан» (Приложение №7). Оно продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа.
Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана «Вечерний звон».(Приложение № 8)
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
— С чем может быть связано появление этого образа?
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
— Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?
— Каким образом в стихотворении передан звук колокола?
В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется — лирический герой слышит звук каждого колокольца.
— Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?
Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.
— Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?
– Ребята, эта картина И.И.Левитана называется «Вечерний звон». Посмотрите ещё раз на картину, подумайте, почему именно так назвал художник своё полотно.
Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.
-- Сейчас я предлагаю вам глазами лирического героя описать картину Левитана.
9.Самостоятельная работа (написание мини-сочинения)
10. Итоговая беседа с классом:
- Какое впечатление произвели на вас стихи Рубцова? Какие из услышанных понравились вам больше всего? Почему?
- Какое впечатление о личности поэта сложилось у вас после знакомства с его лирикой? Какой человек мог написать такие строки?
- Какие ведущие темы, мотивы, образы вы могли бы отметить в его творчестве?
11.Подведём итоги:
- Поэт тонко чувствует природу, её неповторимую красоту. В его интонации соединены трагизм и жизнеутверждение. Он пишет просто и одновременно искренне о прекрасных душевных качествах русского человека, его нравственных ценностях, красоте и любви, о жизни и смерти, о добре и зле – вот ведущие темы и мотивы лирики Рубцова, но в центре всего родина-Русь, как чаще всего называет её поэт.
Это и красота, счастье, судьба, это и вечность, и его “тихая родина”, это Русь, вся земля, всё человечество – одни из главных символов в его творчестве.
Заметили ли вы чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Его охватывает желание раствориться в чистой речной воде, в осеннем лесу, умытом дождём, слиться с листьями и облаками и снова возродиться, но уже другим человеком, который стал лучше, чище, красивее. Мир – как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду. Мы – часть мира, и если он хорош, то и мы должны быть тоже лучше и чище.
Мы, современные люди, не интересуемся природой, не пытаемся понять человека, нам не до этого: в вечной спешке не слышим шума дождя, пения жаворонка, не видим, как почки на деревьях распускаются. И Николай Рубцов открывает для нас эти тайны жизни, зовёт к раздумьям и действию, настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт нас его поэзия к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
12.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке пользуясь опорными словами на классной доске:
- На уроке я узнал … ;
- Мне понравилось на уроке … , потому, что … ;
- Я бы хотел повторить … , изменить … ;
- Оценка своей работы;
(Ответы детей)
13.Домашнее задание. Проанализировать стихотворение Н.М.Рубцова «Далекое», выучить наизусть то, которое больше всего понравилось.
Полезные ресурсы (источники информации)
- Николай Рубцов. Той девушке, которую люблю. М., «ЭКСМО», 2004.
- Саржан Л.И. Знакомство с Н.М.Рубцовым. Журнал «Литература в школе», 2006, №2.
- Глушаков П. «С душою светлою, как луч…» Журнал «Литература в школе», 2006, №2.
- Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи». О стихотворении Николая Рубцова «Видения на холме». Журнал «Литература в школе» 2006, №2.
- Кожинов В.В. Николай Рубцов: заметки о жизни и творчестве поэта. М., 1976.
- Бараков В. О народности Николая Рубцова. Литература в школе, 1991. № 3.
- О Николае Рубцове и его стихах в книге: Н. Рубцов. Посвящение другу. Лениздат, 1984, с. 5-16.
- Коняев И. Поэт России Николай Рубцов. Роман-газета, 1993. № 19-20.
- Чечетин В. Встречи (этюды о Н. Рубцове). Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"
Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"...
Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».
В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....
Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».
В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....
С долгом к Отчизне, с любовью к малой Родине
Работа была представлена Чистосердовым Андреем на историко-обществоведческой конференции «Эврика», проходившей в 2015 году. Данная конференция проходила в рамках празднования 70-летия Победы в Великой...
Тихая моя родина...(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)
Тихая лирика - это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт - малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стих...
Проект «Большая любовь к малой родине». Дубовик О.В.
Литература нашего края уникальна по своему богатству. История исследовательской проблемы началась с того, что в нашей школе 5, 6 классах изучаются художественные произведения из «Лит...