Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2016.), Лебедев Ю.В.«Русский язык и
литература. Литература.» 10 класс. Учебник для общеобразоват организаций. Базовый уровень. В 2 ч. - М., Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_lit_10_klass.rar | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Cвиягинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №7 с. Чкаловское»
Согласовано Утверждаю
с педсоветом директор филиала
Протокол № _______ ____________________
от «____»________ 2016 г.
«____»__________ 2016 г.
Рабочая программа
по литературе.
10 класс.
102 часа
Учитель русского языка и литературы
Журба Л.М.
2015-2016 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2016.), Лебедев Ю.В.«Русский язык и
литература. Литература.» 10 класс. Учебник для общеобразоват огрганизаций. Базовый уровень. В 2 ч. - М., Просвещение, 2016.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ТЕМАМ)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Литература 1 половины 19 века. | 23 |
3 | Русская литература 2 половины 19 века | 57 |
4 | Зарубежная литература | 6 |
5 | Развитие речи | 10 |
6 | Внеклассное чтение | 3 |
7 | Контрольная работа | 1 |
ИТОГО | 102 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Базовый уровень
102 часа
№ | Дата | Название раздела | тема | Кол-во часов | Тип урока | Основные термины, понятия | Требования к уровню подготовки |
1-2 | Введение | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века | 2 | Лекция Тестирование. | Классицизм, романтизм, реализм | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой. | |
3 | Литература 1 половины 19 века. | Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков | 1 | Презентация | Романтизм | Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова Инд. сообщения о поэтах (презентации). | |
4 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание | 1 | Лекция | Новаторство | Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина | ||
5 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок | 1 | Беседа | Романтизм, реализм | Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике.
| ||
6. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | 1 | Практика | Художественно-выразительные средства | Анализ стихотворения, художественных приёмов поэта Анализ лирического текста с выразительным чтением | ||
7 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина | 1 | Практикум | Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.Идейно-тематический анализ текстов стих-ий | |||
8-9 | Философская лирика Пушкина. | 2 | Практикум | Знать нравственно-философскую проблематику стихотворений, уметь их анализировать. Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. | |||
10 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме | 1 | Лекция.практикум | поэма | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | ||
11 | Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | Беседа | Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | |||
12 | «Евгений Онегин» Историзм, энциклопедизм, реализм романа. | 1 | |||||
13 | Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна | 1 | |||||
14 | РР Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина | 1 | Работа над сочинением | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.Сочинение | |||
15 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. (Основные темы и мотивы лирики). | 1 | Лекция.Беседа | Реализм романтизм | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова | ||
16 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | Беседа.практикум | Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. | |||
17 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. | 1 | Беседа .Практикум | Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл. | |||
18 | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова | 1 | Беседа .практикум | Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина. | |||
19 | Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова.
| 1 | Лекция | Знать демонические мотивы в лирике поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы Анализ лирических стих-ий и поэмы «Демон» | |||
20-21 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного.
| 2 | Практикум | Знать романтическое и реалистическое в произведении писателя, жанроые, композиционные особ-ти, идею произведения. Уметь делать обобщение об идейно-композиционном содержании романа. Конспектирование, обобщение, схематизация материала, идейно-композиционный анализ текста | |||
22 | Зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Практикум | Стихотворный размер | Знать элементы анализа лирического стихотворения. Уметь анализировать лирическое стихотворение Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения» Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения | ||
23 | Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести. Обзор. | 1 | Лекция.Беседа | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особ-ти стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала | |||
24 | РР Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | 1 | Семинар | Знать текст произведения, особ-ти стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе худ. концепта, выявляя проблемы. Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала | |||
25 | Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. | 1 | Внеклассное чтение | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики. | |||
26 | Н.В.Гоголь «Мертвые души» Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного) | 1 | Жанр поэмы, композиции | Знать жанр поэмы, композицию, значение образа автора, проблематику произведения. Уметь делать обобщение по теме.образ автора. Аналитический пересказ с использованием цитат, анализ эпизода. | |||
27-28 | РР Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души») | 2 | Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа. Изложение с элементами сочинения | ||||
29 | Русская литература 2 половины 19 века | Становление и развитие реализма в русской литературе 1830 — 1850-х годов | |||||
30 | Русская критика и литературный процесс II половины XIX века | ||||||
31 | Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» | 1 | лекция | особенности композиции | Знать факты биографии писателя, , социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. Конспектированиесхематизация материала, аналитический пересказ текста | ||
32 | Обломов — «коренной народный наш тип». | 1 | беседа | понятия «типичный герой», «диалектика»; | Знать содержание романа «Обломов», Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | ||
33 | «Обломов» как роман о любви | 1 | беседа | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев.Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | |||
34 | Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | 1 | Семинар | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.Аналитический пересказ текста, | |||
35 | Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга | 1 | Лекция.Семинар | Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | |||
36 | История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Беседа | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. Характеристика персонажей в системе образов | |||
37 | Мы идем по городу Калинову | 1 | Беседа | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | |||
38 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | 1 | Беседа | Драма | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение. | ||
39 | Слово о И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | Лекция | жанр записок | Знать о личности и судьбе писателя, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ||
40 | История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | 1 | Беседа | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | |||
41 | Базаров — герой своего времени | 1 | Беседа | понятие духовный конфликт, текст произведения. | Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | ||
42 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | Беседа | конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. | Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | ||
43 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | беседа | аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. Анализ эпизодов романа аналитический пересказ. | ||
44 | Анализ эпизода «Смерть Базарова»
| 1 | Практикум | эпизод | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод Анализ эпизода романа. | ||
45 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети» | 1 | Лекция | Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.Краткий конспект. Сообщение-рассуждение на основе литературной критики. | |||
46-47 | РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Сочинение | 2 | РР | цитаты | Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно ипользовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. | ||
48 | Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева | 1 | зачет | Знать тексты произведений И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) | |||
49 | Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») | 1 | лекция | средства выразительности | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. Анализ философских стих-ий поэта | ||
50 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») | 1 | Практикум | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стих-ия. Анализ лирических стихотворений поэта. | |||
51 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») | 1 | Практикум | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стих-ия. Анализ лирических стихотворений поэта. | |||
52 | Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. | 1 | Семинар | Знать стих-ия о любви и понимать их. Уметь анализировать стих-я о любви. Анализ стих-ий о любви. | |||
53 | РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | РР | Знать содержание и понимать стихотворения поэтов. Уметь делать сопоставительный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля. Сопоставитель-ный анализ стих-ий поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | |||
54 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)
| 1 | Лекция | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. Сообщение о поэте. анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.). | |||
55 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») | 1 | практикум | новаторство | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стих-ия поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | ||
56 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…») | 1 | Практикум | Стихотворный размер | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стих-ях.Уметь анализировать стих-ия.Анализ стих-ий поэта, формулировка основных выводов | ||
57 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | Семинар | особенности жанра | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | ||
58 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Практикум | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом | |||
59 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы | 1 | Беседа | поэма | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | ||
60 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Практикум | фольклорная народная основа языка поэмы. | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности. | ||
61 | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок | 1 | Лекция | сказка | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. | ||
62 | Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | 1 | Вн.чт | композиции романа. | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре. Уметь характеризовать образы градоначальников. Характеристика образов градоначальников. | ||
63 | Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути | 1 | Лекция.Беседа | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе, анализировать стих-ия поэта. Сообщения о писателе | |||
64 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | 1 | Вн.чт | патриотизм | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды Анализ эпизодов | ||
65 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
| 1 | Лекция | Роман-эпопея | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа План-конспект; сообщения об истории создания романа | ||
66 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | беседа | монолог | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | ||
67 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | беседа | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | |||
68 | Семья Ростовых и семья Болконских
| 1 | беседа | аналитический пересказ | Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.Анализз эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ||
69-70 | Тема народа в романе «Война и мир» | 2 | беседа | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». Анализ эпизодов | |||
71 | Кутузов и Наполеон | 1 | Практикум | Антитеза | Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. Сопоставительная характеристика6величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. Сравнительная характеристика, составление таблицы | ||
72 | РР Сжатое изложение с элементами сочинения о роли художественной детали в тексте фрагмента «Первый бал» из романа Л.Н.Толстого. | 1 | рр | художественной детали в тексте | Знать понятие художественная деталь, приемы сжатия художественного текста. Уметь сохранить художественные особенности в сжатом тексте, объяснить роль художественной детали. | ||
73-74 | Истинное и ложное в романе «Война и мир» | 2 | семинар | героизм | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев. | ||
75 | Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения | 1 | Семинар | эпилог | Знать текст «Эпилога» Уметь анализировать текст«Эпилога» как гуманистический пафос произведения. Анализ «Эпилога» | ||
76-77 | РР Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 2 | РР | эпизод | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе. | ||
78 | Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя | 1 | лекция | полифоничность,авантюрность сюжетного действия, синтетич ность компо зиции, психологизм | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: Уметь выступать с сообщениями о писателе.Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | ||
79 | Петербург Ф.М.Достоевского | 1 | беседа | прием контраста. | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | ||
80 | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе | 1 | семинар | художественные приемы создания образов. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. Развернутые сообщения. | ||
81 | Теория Раскольникова и истоки его бунта
| 1 | Беседа практикум | тематика, проблематика, идейное содержание и композиция | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | ||
82 | Двойники» Раскольникова 1 | 1 | семинар | двойники | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | ||
83 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе | 1 | практикум | тематика, проблематика, идейное содержание и композиция | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.Развернутые ответы на основе работы с текстом. | ||
84 | Эпилог романа | 1 | Семинар практикум | полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика имен, | Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. | ||
85-86 | Рр Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 2 | рр | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, цитировать текст романа Сочинение. | |||
87 | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.
| 1 | ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ | праведники | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ эпизодов-глав романа. | ||
88 | Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | 1 | ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКУМ | РАССКАЗ | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия Анализ рассказов. | ||
89 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
| 1 | ПРАКТИКУМ | принцип нисходящего развития личности | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | ||
90 | Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда | 1 | семинар | конфликт (внутренний и внешний), | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта. | ||
91 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» | 1 | практикум | Знать своеобразие чеховского стиля в драматургии Сочинение по творчеству А.П.Чехова | |||
92 | Контрольная работа по русской литературе за2 полугодие | 1 | контроль | Знать тексты произведений писателей, основные теоретико-литературные понятия, уметь объяснять отдельные события и поступки героев из произведений, сравнивать, находить различное и общее. Тестовые задания. | |||
93 | Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | 1 | Лекция практикум | Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности Уметь анализировать сти-ия с точки зрения проблематики и художественного своеобразия. Инд. сообщение о жизни и творчестве КостыХетагурова (комп. презентация). Анализ стихотворений. | |||
94-95 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | 2 | контроль | Викторина. Презентация проектов, творческих работ. | |||
96-97 | Зарубежная литература. | Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»
| 2 | практикум | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопоссана (комп. презентация). Анализ сцен драмы | ||
98-99 | Вечные вопросы зарубежной литературы .Романтизм, реализм и символизм | 2 | семинар | ||||
100-102 | Резервные уроки | 2 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Десятый класс
А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).
М. Ю.Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...-». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).
А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. .Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Десятый класс
А. С. П у ш к и н. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. Нереида. «Редеет облаков летучая гряда...». Муза. Демон. Поэт. Три ключа. Воспоминание. «Дар напрасный, дар случайный...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Поэту. Элегия. Труд. Прощание. «Я здесь, Инезилья...». «В начале жизни школу помню я...». «Не дай мне Бог сойти с ума...». Пир во время чумы.
П. А. Катенин. Сонет.
Д. В. Давыдов. Вальс. «Не пробуждай, не пробуждай...».
Ф. Н. Глинка. К Пушкину. Сон русского на чужбине.
Е. А. Баратынский. Осень. «Толпе тревожный день приветен...». Приметы. «Благословен святое возвестивший!..». «На что вы, дни!..». Мудрецу. «Все мысль да мысль...». Рифма.
А. А. Дельвиг. Русская песня. «Ах ты, ночь ли...». Элегия. Вдохновение. Сонет. Романс. Разочарование. «Соловей мой, соловей...». Идиллия.
Н. М. Языков. Элегия. А. С. Пушкину. Морское купанье. Вечер. Буря.
В.К.Кюхельбекер. «Работы сельские приходят уж к концу...». «Еще прибавился мне год...». Участь русских поэтов. Усталость.
М.Ю.Лермонтов. Княгиня Литовская.
II. П. Огарев. Изба. Обыкновенная повесть. II. В. Го го л ь. Нос.
Л. Н. Майков. Свирель. Октава. Барельеф.
К. К. Павлова. «Ты, уцелевший в сердце нищем...». «Меняясь долгими речами...».
Н.А.Некрасов. «Безвестен я...». «Внимая ужасам войны,.». «Замолкни, Муза мести и печали...». «В столицах шум, і ремят витии...».
Ф.М.Достоевский. Бедные люди.
А. А. Григорьев. Из цикла «Борьба». «Я ее не люблю, не /ноблю...».
А. А. Фет. Добро и зло. «Не тем, Господь, могуч, непостижим...». «Жизнь пронеслась без явного следа...». Сентябрьская роза. «Опять осенний блеск денницы...». Цветы. Певице. Бал. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». Вечер. «На стоге сена ночью южной...». Венера Милосская. Деревня. «Какая ночь! Как воздух чист...».
И. А. Гончаров. Обыкновенная история.
А. И. Герцен. Былое и думы.
Я. П. Полонский. Зимний путь. Затворнице. Песня цыганки. Весна. «Когда октава за октавой...». «Не мои ли страсти...».
А. К. Толстой. «Средь шумного бала...». «Ты не спрашивай, не распытывай...». «Коль любить, так без рассудку...».
И. С.Тургенев. Новь. Накануне (на выбор).
Ф. И. Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Душа хотела б быть звездой...». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Нам не дано предугадать...». «От жизни той, что бушевала здесь...» и др.
М. Е. Салты ков - Ще д ри н . Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Карась-идеалист. Господа Головлевы.
Л. Н.Толстой. Анна Каренина.
К. К. С луче вс кий. «Ты не гонись за рифмой своенравной...». «Здесь все мое!..». «Воспоминанья вы убить хотите?..». Н. С. Лесков. Тупейный художник.
A. П. Чехов. Одна из пьес (на выбор).
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Макбет. И.-В. Гете. Страдания юного Вертера. О. де Бальзак. Гобсек.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2016
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
3) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
4) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
5) Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс . Планы-конспекты уроков - Ростов-на-Дону:Феникс, 2016
- Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
- Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2014.
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2014
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996 открытый банк заданий ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...