Материал для анализа худ-лит.приемов в романах Ч.Диккенса "Приключения Оливера Твиста" и "Дэвид Копперфильд"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Различение видов комического;
Способ характеристики персонажей;
Говорящие фамилии (с отсылкой к оригиналу);
Выход на тему и идею романов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakanchivaem_dikkensa.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
С литературой всё немного труднее, но ты справишься. Вообрази, будто это я тебя спрашиваю, читай вопросы моим голосом. Не забывай похвалить себя моим голосом тоже!
Эта лестница вопросов должна привести тебя к определенным выводам.
Когда мы читали вслух первые главы историй про Оливера и Дэвида, мы обратили внимание на то, что Диккенс использует один и тот же прием – иронию. Именно иронию, а не юмор, не сатиру, не сарказм. Посмотри на приведенные ниже определения и объясни – в чем разница?
Юмор — изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. (всем весело)
Ирония — скрытая насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. (может быть чуть-чуть неловко, но смешно)
Сатира — высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. (стыдно)
Сарказм — язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. (горько и обидно)
Что или кого иронически описывает Диккенс?
Помимо иронии, какой прием еще используется для характеристики героев? (Мы знаем, что можно понять персонажа через его портрет («Муму»), его быт, отношения с окружающими («Дубровский») Что является главным у Диккенса – каким образом читателю дано представление о чувствах и мыслях Оливера и Дэвида?
И еще один – маленький, но очень значимый у Диккенса момент.
В романе «Дэвид Копперфильд» бабушка Дэвида знакомится с его няней по фамилии Пэгготи и ужасается этой фамилии. Найди этот момент в книге и вспомни – почему эта фамилия так не нравится Бэтси Тротвуд?
А теперь посмотри на оригинальное написание фамилии отчима мальчика – Мэрдстона.
Мurdstone
Из каких английских слов она составлена? Не правда ли, она сразу говорит нам о характере персонажа?
Сделай вывод: как называется этот литературный прием?
В обеих историях повествуется о жизни мальчиков. Значит ли это, что у романов общая тема?
А теперь об идее: посмотри на таблицу, которую мы начали рисовать в тетради на первом уроке, посвященном творчеству Диккенса. Идеи у романов несколько различаются. Сформулируй: какова основная мысль того романа, который прочел ты?
Истории об Оливере и Дэвиде – это, несомненно, романы. Вспомни определение жанра «роман» и аргументируй это утверждение.
Если ты ответил на все эти вопросы, ты большой молодец! Значит, ты не просто ознакомился с романами – ты их изучил.
А теперь вопросы задаешь ты: составь хороший, подробный вопросный план к этим темам сочинений.
«Школы жизни Дэвида (Оливера)»
«Любимые люди и их роль в жизни Дэвида (Оливера)»
«Печальные и радостные дни и события в жизни Дэвида (Оливера)»
Готово? Отлично, теперь в твоем мозгу стало еще больше нейронных связей, а значит, ты прибавил себе несколько лет здоровой и осознанной жизни (Галина Юрьевна подтвердит).Ну и конечно ты сможешь получить заслуженные «5/5» за учебную тему «Романы Ч.Диккенса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя обществознания (произведения искусства как материал для анализа теоретических проблем курса)
Это статья, написаная на основе опыта работы. Я попытался проанализировать использование кинофрагментов в рамках реализации популярного сейчас проектного метода. Она уже...
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Интегрированный урок русского языка и литературы«Комплексный анализ текста И.А.Бунина «Роман горбуна»
Презентация к интегрированному уроку в 7 классе...
Анализ техники основных приемов в вольной борьбе
Метод рекомендации...
Развитие навыков чтения по роману Ч.Диккенза"Оливер Твист"
Разработка открытого урока по творчеству Ч.Диккенза построенна по УМК Афанасьевой О.В,Дж.Дулитл"Английский в фокусе",10 класс.Урок представляет интерес для тех, кто интересуется творчеством...
Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"
Учеников можно научить находить в тексте выразительные средства языка, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» учени...