Конспект урока "Осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок направлен на выявление указанных в рассказе А.П.Чехова пороков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 7 классе
на тему:
«Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Подготовила и провела:
Храпцова Ю.Н.
учитель русского языка и литературы
п. Преображенский, 2016 г.
Цели урока:
- обучающие: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
- воспитывающие: воспитание духовности, нравственности учащихся;
- развивающие: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.
Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.
II. Актуализация знаний.
- Литературная разминка (Слайд 1).
Кроссворд «Угадайте фамилии чеховских героев»).
Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».)
2. Слово учителя.
Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональным писателем и профессиональным врачом. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Формулировка темы урока.
- Ребята, с произведениями А.П.Чехова вы знакомы давно. Какие это произведения?
- А чему они посвящены?
Сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)
Тема урока. (Слайд 2)
III. Целеполагание.
А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя.
Цель урока: провести небольшое исследование рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» и в ходе анализа рассказа выяснить, какие человеческие пороки высмеивает автор, какие средства создания комического использует.
Проверка домашнего задания.
Работа в парах
Для того, чтобы работать с рассказом «Хамелеон», нам нужно вспомнить теорию литературы.
Выполнение задания на знание литературоведческих терминов «Терминологическое лото»
Прием “Кластер”. Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)
(Слайд 3.)
Анализ рассказа. Коллективная работа.
- Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?
Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.
(Слайд 4)
- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.
- Вот через базарную площадь……
- Что несут эти служители закона?
/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/
- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.
- Посмотрим на Очумелова.
От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/
Работа в группах
Карточка№1
Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?
Карточка№2
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Карточка № 3.
Проследите за тем, как ведет себя толпа. Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей?
- Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?
- Что ими движет? (Любопытство) Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”?
Вывод: Мы видим перед собой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.
- В рассказе не встречается слово «хамелеон». Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?
Дайте определение. Кто такой хамелеон? Что обозначает явление, называемое «хамелеонством»?
Хамелеон – это: (Слайд 5)
1) разновидность ящериц, способных менять свой цвет в зависимости от окружающей среды
2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.
Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество.
- Кого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова, который меняет своё мнение? Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
Варианты ответов:
- Хамелеон - Очумелов.
- Хамелеоны - Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
- Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце - смеётся и злорадствует.)
Хамелеонство – это моментальное изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду обстоятельств. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Так ли вы представляли себе героев этого произведения? (Слайд 6)
- Ребята, а какие пороки скрываются за понятием «хамелеонство»?
Вывод: Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
- Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?
(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер)
- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Встречались ли вам такие?
Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.
Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
Подведение итога урока. Прием «Решето»
- Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно! Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество.
- Вместо крыжовника мы с вами конфискуем те пороки, которые есть у героев рассказа «Хамелеон» и не должно быть у нас с вами! Выберите карточки и отложите их. (В одну сторону – карточки с плохими качествами, а в другую – с хорошими). Объясните свой выбор.
(остались карточки со словами «добро», «милосердие», «честность» и т.д.)
- Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.
- Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
- Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
- Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.
Хамелеонство — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».
Рефлексия. (Слайд 7)
Подведение итогов учебного занятия.
- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Сегодня было интересно…
- Мне захотелось…
- Урок дал мне для жизни…
Заключительное слово учителя.
Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.
- Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.
Домашнее задание: Прочитать рассказ «Злоумышленник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....
Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"
Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...
Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)
Цели урока:· образовательная: формирование умения анализировать прочитанное худо...
Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон".
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове"....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)
Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....