Педагогический проект
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Капитонова Наталья Александровна

Формирование исследовательской компетенции на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitonova_n.a.-stsenariy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий хода и содержания проектной работы.

1часть. Актуальность темы.

В  мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Именно поэтому в современном образовании на первый план выдвигаются задачи формирования не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а метапредметных компетенций, к разряду которых, в большей степени, чем остальные, можно отнести исследовательскую компетенцию.  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится : «… школьники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

         Тема моего проекта: «Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами русского языка и литературы».

В настоящее время, когда интерес к русскому языку и литературе резко падает, очень важно приобщить обучающихся к слову. Сделать это можно только в том случае, если сильно заинтересовать ребёнка. А интерес у современного молодого человека проявляется только к новому: компьютер, интернет, проектная деятельность, значит, нужно максимально использовать на уроках гуманитарного цикла новые технологии: ИКТ, проектные  и исследовательские  технологии. Они позволяют по-новому взглянуть на преподаваемый предмет.

В огромном мире информации ученик находит нужный материал, познаёт интересные факты – это новая ступень в развитии познавательной деятельности обучающегося.

По мнению целого ряда авторов, исследовательская компетенция, представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

2часть. Определение предметов исследования.

     Объектом  исследования проекта становится: Процесс формирования исследовательской компетенции средствами  русского языка и литературы. А предметом  исследования: исследовательская компетенция.

     В современной школе явно прослеживается противоречие между уже имеющимися методами, направленными на реализацию исследовательской деятельности школьников и недостаточным уровнем сформированности исследовательских навыков обучающихся при выходе из школы.

3 часть. Формулировка проблемы.

Мы выявили проблему: низкий уровень сформированности исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы. 

Результаты изучения уровня исследовательских умений школьников   показали, что большинство обучающихся среднего и старшего звена испытывают затруднения при выявлении проблемы, анализе литературных источников, в частности, конкретного текста, обосновании своей точки зрения, грамотном построении предложений, формулировании выводов и т.д.

Нам видится решение данной проблемы в создании комплекта методических рекомендаций, направленных на формирование исследовательской компетенции обучающихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через урочную и внеурочную деятельность.

4 часть. Выдвижение гипотезы.

Мы выдвинули гипотезу: формирование исследовательской компетенции способствует расширению кругозора и словарного запаса школьников, развитию их коммуникативной грамотности, креативности, расширению практической деятельности.

На наш взгляд, данный проект может быть реализован через тематические занятия в рамках образовательной программы и элективного курса; проведение мониторинга образовательного процесса; тесное сотрудничество и взаимодействие с учителями.

        5 часть. Проверка гипотезы.

Проект реализовывался в три этапа.

Информационно-аналитический. На основе изучения методической и научной литературы была создана теоретическая база для реализации проекта.

Практический.  Была реализована авторская  программа дополнительного образования «А.М.Жемчужников на литературной карте Тамбовщины», были привлечены обучающиеся к участию в исследовательских и творческих проектах, различных мероприятиях, конкурсах и конференциях. На втором этапе происходило формирование исследовательской компетенции, повышение степени мотивации деятельности, самостоятельности и ответственности, формирование коммуникативной культуры и активной творческой личности.

В ходе контрольно-аналитического этапа  была проведена итоговая диагностика и подведение итогов с целью совершенствования исследовательской компетенции, обеспечение единства образовательного и воспитательного процессов, развитие креативности, коммуникативной культуры.

Методологическая основа проекта

  • Концепция развивающего обучения (Выготский Л.С., Давыдов В.В.)
  • Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Бабанский Ю.К.)
  • Принципы дидактики, психолого-педагогические воззрения на роль обучения в развитии ребенка    (учение  Л.С. Выготского)
  • Теория исследовательской деятельности (Дж. Дьюи, И.А. Кудрова, А.В. Леонтович, С.П. Санина, Л.А.Казанцева, Г.В. Макотрова, А.Г.Иодко, О.И.Митрош, М.Н. Арцев, С.Г. Воровщиков, М.В. Кларин, А.С. Обухов, С.И. Осипова)
  • Личностно-ориентированное обучение    (Е. В. Бонревская, И.С. Якиманская)
  • Идеи модернизации образования на основе    компетентностного подхода (А. В. Хуторской, В. А. Болотов, В. В. Сериков,)
  • Технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику)
  • Технология коллективного способа обучении - КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко)

      В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем учебно-исследовательской деятельности и формирования исследовательских навыков у обучающихся. Особый интерес представляют работы Дьюи, Кудровой, Леонтовича, Кларина, Обухова, Байденко и др., которые рассматривают различные аспекты исследовательской деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса, построенного на принципе личностно-ориентированного обучения и механизмы формирования исследовательских навыков у воспитанников.

В ходе реализации нашего проекта мы планировали сформировать у обучающихся ряд навыков (составляющих):

  • самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки;
  • рефлексивные способности;
  • знание сущности и технологии основных методов исследования;
  • практическое освоение всех процессов исследовательской деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов;
  • коммуникативные навыки.

Формирование исследовательской компетенции обеспечивается за счет проблемного, исследовательского метода, метода проектов, информационно-коммуникационной технологии.

Последняя, подразумевающая, в том числе, свободный поиск информации в сети Интернет, владение навыками работы с текстовым редактором, общение на форумах и т.д., бок о бок идет с исследовательской компетенцией и позволяет сформировать не только коммуникационные, но и коммуникативные навыки. Поэтому в рамках занятий дополнительного образования отводится время для анализа, создания презентаций и продуктов программы Microsoft Office Publisher.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на занятиях курса, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в исследовательской работе, в ходе разработки проектов, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты, обмен информацией с коллегами посредством Интернет-форумов.

Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, слайд-шоу, иллюстрирующие изучаемый литературный материал, Интерактивный курс «Русский язык», серии «Школа»); закреплении; повторении (электронные тренировочные задания по русскому языку и литературе); контроле знаний, умений и навыков (электронные тесты, разработанные в программах Microsoft Office).

Одним из ведущих в образовательном процессе считаю проблемный метод, который наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. Это мой любимый метод. Вот где можно развернуться и по выдвижению гипотезы, и по подбору методов решения проблемы, и по анализам результатов и формулированию выводов. Примеры постановки проблемного вопроса: «Раскольников: положительный или отрицательный герой?», «Кто вам больше нравится: Пьер Безухов или Андрей Болконский?», «Почему Евгений Базаров не вежлив со своими родителями? Он их не любит?»

В течение года создаются и проводятся  защиты творческих проектов на основе теоретического исследования, реализация которых осуществляется в течение всего года (по индивидуально выбранной школьниками теме) или в течение последних трех занятий. Защита подразумевает под собой не просто публичное выступление школьников в форме доклада, бюллетеня или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

С целью формирования исследовательской компетенции используется целый ряд методов и форм занятий. Уроки поиска информации, где обучающиеся готовят сообщения по биографии и этапам творчества писателей, работают с учебником, дополнительными источниками, предложенными учителем или найденными самостоятельно, уроки-беседы, уроки-рассуждения, размышления.

На занятиях отводится время на создание сочинений, синквейнов, стихотворений, басен, продолжение незаконченных отрывков.

По завершении изучения темы русского языка проводится урок-зачёт, где каждый обучающийся выдвигает свою позицию о важности и значимости орфографии, пунктуации, определённой части речи и т.д.

6 часть. Интерпретация.

На мой взгляд, можно говорить о положительных результатах.

Рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, исследовательской компетенции.

Разработана и апробирована  программа дополнительного образования «А.М.Жемчужников на литературной карте Тамбовщины».

Практическим путем определен выбор приемов и методов, эффективных для совершенствования исследовательской компетенции.

Разработаны методические рекомендации для формирования исследовательской компетенции.    О положительных результатах этапа реализации проекта можно судить по удовлетворенности обучающихся учебным процессом.

       Совместно с психологической службой школы было проведено анкетирование учащихся с целью определить мотивацию школьников на уроках русского языка. Результаты свидетельствуют об успешности применения данной технологии.         Наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся экспериментального класса по русскому языку и литературе, что, несомненно, обусловлено возросшим интересом к предмету со стороны школьников.

Мною был изучен предварительный и итоговый уровень исследовательских составляющих по ранее описанным критериям. Результаты анкетирования показали, что после реализации проекта у большинства моих воспитанников возник устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности. Большинство детей (70%) считают достаточным свой уровень практического опыта исследовательской работы. Явно повысилась самооценка и самостоятельность деятельности воспитанников. Прослеживается положительная динамика уровня коммуникативных навыков обучающихся.

Это непосредственно отразилось на творческой активности моих воспитанников. Наблюдалась положительная динамика числа участников городских и Всероссийских конкурсов и их результативности.

Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении теоретических концепций по проблеме современного подхода в обучении русскому языку и литературе в соответствии с образовательным стандартом, с требованиями нового времени к выпускникам школы.

Результаты данной работы можно использовать при планировании и организации образовательной деятельности, ориентированной на метапредметные компетенции (в частности, исследовательскую), что даст более точные ориентиры для разработки измерителей уровня подготовленности школьников к самостоятельной жизни.

Выводы

Исследовательская деятельность направлена на повышение качества обучения. Такое обучение  способствует усилению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, т.е. способствует усилению их познавательной деятельности.  Исследования развивают логическое мышление, закрепляют умение спокойно анализировать ошибочные ситуации в процессе поиска правильного ответа. Работа развивает у учащихся внимательность, точность, аккуратность, творчество.

Список литературы и интернет-ресурсов.

1.Агарков, Р. С. Роль компетентностного подхода в учебном процессе/Р. С. Агарков//Средн. проф. обр. – 2003. - № 6. – С. 36-49.

2.Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроке/ Е. А. Быстрова//Русская словесность. – 2000. - №2.

3.Выготский, Т. М. Мышление и речь//Собр. в 6 т./ Л. С. Выготский. – М., 1982. – Т 2: Проблемы общей психологии.

4.Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем //Школьные технологии, 2004.- № 1.- с. 11 - 24

5.Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова //Стандарты и мониторинг в образовании, 2006.- № 5.- с. 14 - 21

6.Полат, Е. С. Педагогические технологии 21 века//Современные проблемы образования/ Е. С. Полат. – Тула, 1997.

 7.Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка/ Д. Э. Розенталь. – М., 1987.

 8.Томсон, Н. А. Технология модульного обучения на уроках русского языка/ Н. А. Томсон// РЯШ. – 2007. - № 3. – С. 15-21.

 9.Хуторский, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А. В. Хуторский//Народное образование. – 2003.

10. Шкуран, Р. А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы/Шкуран Р. А.//Учебно-метод. пособие. – Тамбов: ТОИПКРО. – 2006.

11.Сайт: http://www.eidos.ru.

12.Caйт:http://www.oim.ru. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....