Технологическая карта урока литературы в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
На уроке используются различные приёмы и методы ТРКМ на разных этапах урока с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_6_klasse_dlya_konkursa_moy_luchshiy_urok.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Садыкова Алсу Шарафутдиновна МБОУ «Тат-Китнинская ООШ»
Класс: 6 класс
Дата: 27 ноября 2015года
Предмет: русская литература
Тема урока: Кто герой рассказа «Муму»?
Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок
Цель урока: знакомство с произведением И.С. Тургенева «Муму», выявление конфликта одиночества.
Задачи урока:
образовательная: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивание новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознание познавательной задачи; чтение и вслушивание, извлечение нужной информации
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Регулятивные УУД Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. - прогнозирование. | «Муму» – странное название, как будто слово, произнесённое ребенком. Ребята, давайте подумаем по названию о чем это произведение? Формулируем тему урока: Кто герой рассказа «Муму»? . | Прием «Корзина идей» | Регулятивные УУД | Учитель записывает предложенные идеи в нарисованную корзину(после чтения отрывка произведения сравнивать термины детей на соответствие) | Дети предлагают разные варианты | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1): - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, 2) - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | 1 группа.Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности? 2группа.Как вы считаете, что послужило поводом для создания повести «Муму»? Прототипы героев повести. 3группа.Литературные места России. Имение Спасское – Лутовиново. | Элемент кейсовой технологии Работа в группах Использование ресурсов Интернет | Регулятивные Познавательные | Запись на доске 1852 год –написание повести 1861г –отмена крепостного права Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести «Муму» | Работают в группах | |
Выявление места и причины затруднения | - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли; | Итоги работы в группах | Выступление учащихся в группах | Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Учитель подводит итог работы в парах «Муму» – странное название, как будто слово, произнесённое ребенком.Это слово нам известно, потому что давно стало назывным. Мы представляем мужика с собакой, которую тот почему-то топит. А ваши варианты совпали ? Рефлексия. Короткое, хлесткое, страшное название. Единственное слово, которое мог произнести Герасим, – имя бессловесного животного, собачки, которую он любил. Его протест миру. Символ беззащитных, забитых и бесправных людей, которые тоже имеют право на счастье | В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. | Комментированное чтение В одной из отдалённых улиц Москвы (имеется в виду периферийность происходящего), в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (большинство исследователей сходится, что писатель изобразил конкретный дом, в котором жила его матушка, Варвара Петровна, в таком случае это Остоженка, дом 37), жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. (Слово «некогда» соотносит данный текст с притчей.То есть в некотором царстве, в некотором государстве некогда проживала…) Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.(Интересно, к чему относится слово «скупой»?К скупости материальной или духовной?) День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи. (В молодости у неё было мало радости, не лучше выдалась и старость.) Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста. (Если перевести 12 вершков (вершок – 4,44 см) в метры, то мы получим примерно полметра.Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку взрослый человек редко бывал менее двух аршин (142 см) ростом, в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 195 см), сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев (одинок, как и барыня), и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком (тягловый, то есть недряхлый, не вышедший из лет). Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось (шло успешно, «споро») в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день (до Петрова дня, то есть до 12 июля) так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом (двухметровым), и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей (старое написание, сегодня «плеч»). Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной (неутомимой) работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. (Былинного богатыря определили в дворники.) | Работа с текстом во время чтения. Анализ текста | Познавательные УУД | Во время чтения учитель проводит словарную работу(обьяснение и толкование слов даны курсивом.На усмотрение учителя :запись на доске, индивидуальные карточки или устные пояснения и слайды презентации) | Чтение с элементами анализа | |
Реализация построения проекта | Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ.(ВПочему? О Наверное, работа была очень легкой?); Герасим глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения (В Почему загадочного? О Наверное, потому что то, что случилось с ним, было для него неожиданно.), Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. (В Почему? О Потому что не видела воли?) | Ответы на вопросы после чтения текста Прием «толстые и тонкие вопросы» | Коммуникативные УУД | Корректирует и дополняет ответы Найдите в тексте словесный портрет Татьяны | Отвечают на вопросы, находят по тексту доказательства | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Личностные УУД: усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; | Как вы думаете, в чём конфликт этого произведения? – Составьте несколько вариантов продолжения этого рассказа, от оптимистичного до пессимистичного (работа по группам). – На основании текста составьте литературный портрет барыни, Герасима, Гаврилы, Капитона и Татьяны. Попробуйте предположить, какие из героев могут вступить в конфликт и почему? (Варианты в парах:Капитон – Герасим, Гаврила – Герасим, Герасим – барыня). | Прием «толстые и тонкие вопросы» | Коммуникативные УУД, Познавательные УУД Личностные УУД | Комментирует выступления | Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста. Творческое задание: составляют варианты продолжения рассказа(оценивают ответы одноклассников) | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола). -Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»). -.Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы». -Как барыня отнеслась к уходу Герасима? -Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки? -Чем объясняются её поступки? (Скука и злость). | Теория литературы Межпредметная связь с ИЗО искусством | Познавательные УУД Коммуникативные УУД, | Сообщение в краткой форме об авторе картины, беседа по картине | Отвечают на вопросы | ||
Физкультминутка | Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх. | ||||||
Включение в систему знаний и повторение | Личностные УУД: усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки | – Предположите, кто является главным героем рассказа.Главный герой этого произведения – одиночество. Одиночество – беда многих людей. Но одни скрашивают его заботой о тех, кто нуждается в тепле, другие пытаются оправдать своё существование, тираня и унижая всех, кто рядом; упиваясь своей властью над другими людьми, но не становясь от этого более счастливыми. Так вышло, что общество того времени дало юридическую возможность одним властвовать над другими. | Личностные УУД | Учитель подводит итог | |||
Рефлексия учебной деятельности | -Что нового узнали? Что было трудно? Какое ваше настроение? -Домашнее задание: Составить синквейн к слову одиночество
| Коммуникативные УУД | Задает д/з, оценивает деятельность учащихся | Дети подводят итог своей работе, оценка результатов действия | |||
Дополнительная информация | |||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Активные методы обучения позволяют достичь поставленных целей и задач урока за счет мотивированности обучающихся на положительный результат. | ||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | презентация, текстовый документ, репродукция картины Венецианова «Утро помещицы». | ||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Г.Ф.Савченкова «Литература 6 класс»АСТ. Астрель,Москва 2002, Н.В.Егораева «Поурочные разработки по литературе» Москва «Вако»2004 | ||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.istorya.ru/referat/6574/1.php http://yandex.ru/clck/jsredir?from | ||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-isturgenev-mumu-fgos-747727.html | ||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Использовны технология развития критического мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...