Презентация "Жизнь и творчество А. П.Платонова"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Котелевская Нина Викторовна

Данную презентацию можно использовать при изучении творчества Платонова на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon andrey_platonovich_platonov_klimentov.ppt67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Платонович Платонов (Климентов) 1899 - 1951

Слайд 2

Характерные черты времени в повести «Котлован» Метафоричность художественного мышления Андрея Платонова

Слайд 3

Родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано — с 14 лет — начал работать. Учился в церковно- приходской школе, затем в городском училище.

Слайд 4

Платонов начал писать в годы гражданской войны — стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его - публицистическая («Электрификация», 1921). В 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов. Молодой Платонов был увлечен социальной утопией.

Слайд 5

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.

Слайд 6

«Котлован» написан 1929 - 30 г., а опубликован только в 1987 г. Почему так задержалось на пути к читателю это произведение?

Слайд 7

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Слайд 8

Грандиозные проекты, стройки коммунизма Вечный образ Вавилонской башни. Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Строительство метрополитена. Беломорканал. Планы поворота северных рек.

Слайд 9

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов» «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Слайд 10

Процветание бюрократии «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Слайд 11

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие) «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот» «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Слайд 12

Массовое доносительство «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»

Слайд 13

Всеобщая подозрительность Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Слайд 14

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Слайд 15

Попытки людей приспособиться к новой жизни Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Слайд 16

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Слайд 17

Почему же Платонова сочли врагом советской власти? Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

Слайд 18

Метафоры, образы-символы Котлован Дом-мечта Образ Ленина Колхоз имени Генеральной Линии Гробы Медведь Плот Ребенок Образ смерти Образ правдоискателя Ключевые слова и фразы Масса План Темп Энтузиазм Будущее Терпение Истина Одиночество Душа Смысл жизни Я — ничто

Слайд 19

Какой вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты — гроб с телом рёбёнка — девочки Насти. «Я теперь ни во что не верю!» — итог строительства новой жизни и нового человека.

Слайд 20

Котлован повесть, в которой запечатлелись реальные общественно-политические события «года великого перелома», повесть, которая обнажала вопросы глубинные — о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по творчеству А.П.Платонова

лингвистический анализ прочитанных рассказов Платонова ("3сын", "Возвращение"), связь с жизнью....

Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.

Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления....

Контрольные вопросы и задания по творчеству А. Платонова.

Контрольные вопросы и задания разной степени сложности  для учащихся 11 класса, изучающих творчество А. Платонова. 1- вопросы по биографии писателя. 2- вопросы по роману "Котлован", 3- творческое...

презентация по творчеству А.П.Платонова на тему: "Герои А.П.Платонова"

Автор знакомит с героями произведений писателя....

Тест по творчеству А.П. Платонова

Тест по творчеству А.П. Платонова...

Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс

Материалы урока  даны в диалоге культур авторов А.А.Платонова и А.Шоюн для учащихся 6 класса....

Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс

Материал к уроку русской и тувинской литератур в диалоге культур произведений писателей А.Платонова и А.Шоюна.Материал урока предназначен над развитием логического мышления,умения рассуждать,выбирать ...