Открытый урок в 7 классе по творчеству Платонова.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока и презентация на тему: "Платонов - писатель будущего" (по рассказу "В прекрасном и яростном мире"). Технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.53 КБ |
istorich_spravka.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
показать актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова на примере рассказа « В прекрасном и яростном мире».
Задачи урока:
• создать условия для понимания философской сути рассказа, помочь раскрыть писательский замысел и выявить нравственную проблематику рассказа;
• развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения;
• воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции, формировать интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.
Форма урока: урок мудрости.
Тип урока: комбинированный.
Технология развития критического мышления.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, выразительное чтение, краткий пересказ, кластер, «двойной дневник», развернутый ответ на вопрос, использование мультимедийных средств.
Оборудование: презентация «А.П.Платонов - «писатель будущего»; распечатки произведения, раздаточный материал- «двойной дневник».
Платонов - «это взлетевшая над своим временем
гениальная русская мысль».
Е.Евтушенко
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок на тему: «Платонов – «писатель будущего»(Ю.Щекочихин). Это мнение литературоведов. Почему Платонова называют «писателем будущего»? Ответить на этот вопрос –цель нашего урока. Я думаю, что рассказ «В прекрасном и яростном мире», который вы прочитали дома, поможет нам это сделать.
Обратим внимание на эпиграф нашего урока, им являются слова поэта Евгения Евтушенко, он называет Платонова « взлетевшей над своим временем гениальной русской мыслью». Поговорим о времени Платонова.
В связи с этим хочу напомнить слова из его автобиографии: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я люблю еще паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу.»
И предложить вам рассмотреть репродукции картин современника писателя Георгия Нисского, обратите внимание на факты из биографии художника, (см. презентацию). Сколько общего у них с Платоновым. (Звучит музыка Георгия Свиридова). Рассматривая репродукции, вы слышите музыку тоже их современника Георгия Ивановича Свиридова.
- Находите ли созвучие между музыкальным произведением и произведениями живописи, в чем?(Сюита «Время, вперед!» была написана для одноименного фильма Михаила Швейцера, посвященного строительству Магнитогорского металлургического комбината. Впоследствии ее часто использовали для фильмов о первых пятилетках, об индустриализации, послевоенном строительстве).
-Помогли ли вам произведения живописи и музыки почувствовать темп жизни той эпохи, в которой они жили, жил Андрей Платонов? Поделитесь своими впечатлениями. (Так чувствовали они свое время и так о нем рассказали).
Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.
- Какое именно историческое время рисует автор в своем рассказе «В прекрасном и яростном мире»?
Задание (в парах): Прочитайте историческую справку об этом времени, подчеркните ключевые выражения, характеризующие эпоху Платонова.
Первая стадия - «Вызов».
- Как автор сумел передать быстрый темп жизни этого времени в своем произведении?( образ ж. д., паровоз)(Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали?)
-Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине (стр.124)
-Кому из героев принадлежат эти слова? Какова особенность повествования в рассказе? Какое преимущество это дает читателю?
(Так писатель дает нам возможность познакомиться со своим временем изнутри: мы не просто узнаем историю, которую хочет рассказать автор устами своего героя. Мы узнаем о чувствах, переживаниях главных героев произведения (- Кто они?) и живем вместе с ними в их времени, в их мире. Этот мир автор называет прекрасным и яростным.
-Какое слово является ключевым в названии этого рассказа? Подберите синоним к нему (мир=жизнь).
Вторая стадия - «Осмысление».
1.Составление кластера.
- Этот мир автор называет прекрасным и яростным. Напомните значение слов «прекрасный» (красивый, производящий приятное впечатление) и «яростный» (1.полный ярости, гнева; 2. неукротимый – о явлениях природы).
-А какое значение вкладывает Платонов в эти слова, можем узнать только из его произведения. Прочитайте начало рассказа.(это первое пр-е)
-Почему Мальцева считают лучшим машинистом?(стр.123 «Ему было лет тридцать, но он уже…»; стр.124 «Он вел состав…»;стр.125 «По нашей вине…»; «стр.126 «…он брал подъемы…», «Диспетчер вышел к паровозу…»).
-А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?(да: он мастер;
нет: было бы неприятно, что тебе не доверяют и переделывают твою работу, стр.125«…я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам»,стр.126 «…он скучал от своего таланта, как от одиночества»(Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного).
А как отнесся к такому назначению рассказчик? Почему?(стр124 «Я был доволен…»)
Итак, я услышала от вас о любимой работе героев, о таланте, желании учиться мастерству, о недоверии к людям, одиночестве. Что из этого вслед за Платоновым можем назвать прекрасным , а что яростным?
…..
Вспомним еще строчки из автобиографии писателя о его любви к полям, деревне. Есть ли пейзажные зарисовки в рассказе? Какую роль они играют?(стр.124-125 «даже воробей…», стр.126,127,128: природа-красота, природа- испытания и трудности). Поместим ваши выводы в кластер.
……..
-Какие испытания выпали на долю нашим героям?(От молнии, а затем во время эксперимента ослеп Мальцев. Костя чувствует свою вину.)
Чтобы оценить поведение наших героев во время испытаний, выполним задание, которое я назвала…
2. Заполнение «двойного дневника» (см.Приложение).
В одной части дневника должны быть записаны факты, события, а в другой – чувства, связанные с ними. Вам нужно вписать события или чувства Кости, что пропущено.
1 вставка в дневник: чувство несправедливости, хочет , чтобы справедливость восторжествовала.
2 Следователь рассказал о результате эксперимента.
3 Костя иногда разговаривал с Мальцевым. Пригласил его на паровоз. ( Костя боролся за его здоровье. Дал возможность вспомнить о любимой работе. Костя разрешил повести паровоз. Возвращение к любимому делу дало новые силы, его организм как бы помолодел и преодолел болезнь. Без работы «он осунулся и постарел… тоска, безжизненная участь снедали Александра Васильевича, и тело его худело от постоянного горя.» Хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо) .
-В то время. когда Костя боролся за справедливость, за освобождение Мальцева, что-то предпринимал сам Мальцев?
Заполняем третий уровень кластера. Он отражает разную позицию человека во время испытаний. Какую?(Желание бороться, помогать другим и бездействие).
Продолжим работу с «двойным дневником».
4 Мальцев прозрел во время поездки. После работы они с Костей просидели весь вечер и всю ночь.
-Почему Мальцев, всегда говоривший «прочь» на желание Кости поговорить с ним, теперь готов просидеть весь вечер и всю ночь? Что изменилось в нем?
(Происходит «внутреннее», нравственное прозрение Мальцева. Это обретение веры в людей, понимания, что нужно бороться, не останавливаться перед трудностями. Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с ним. Плохо, если человек не хочет помочь даже себе, бороться за себя. Прекрасно, когда у человека есть желание помочь другому - это чудо духовного единения людей.
Закрываем кластер этими словами (выводом). Если мы посмотрим на левую часть этой схемы, то увидим формулу жизни, которую А.Платонов подсказывает: доброта, милосердие, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, чтобы воспринимать мир, в котором ты живешь, прекрасным.
Третья стадия - «Рефлексия»
Об этом говорит в автобиографии и писатель: «…моя долгая упорная детская мечта – стать человеком, от мысли и руки которого работает весь мир ради меня и ради всех людей.»
Я думаю, что вы готовы ответить на вопрос: «Почему называют Платонова «писателем будущего»?
Выполните письменно задание «Закончите предложение»(одно на выбор, они дублируют друг друга).
Платонова называют« писателем будущего», потому что…
Платонов оставил нам, читателям 21 века, «гениальные» мысли:…
Прочитайте записи.
Мне было приятно познакомиться с вами как с внимательными читателями и интересными собеседниками.
Оценки за работу на уроке с комментариями.
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопрос.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Приложение
«Двойной дневник»
Факты,события | Чувства |
«Я написал письмо следователю, ведшему в свое время дело Мальцева, с просьбой испытать Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов.» | |
«Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа, и я захотел пить.» | |
«Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,- я чувствовал свою особенность человека.» | |
Я боялся оставить его одного. Как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.» |
Письменное задание: «Закончите одно из предложений».
Платонова называют « писателем будущего», потому что… Платонов оставил нам, читателям 21века, «гениальные» мысли:… |
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутые ответы на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Предварительный просмотр:
Историческая справка
Время, показанное в рассказе в «Прекрасном и яростном мире», называют временем первых пятилеток ( с 1928 года до начала войны). Главной задачей введенной плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально быстрыми темпами. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности. Развитие транспорта – одно из ведущих направлений пятилетнего плана.
Используя средства массовой информации, руководство страны пропагандировало массовую мобилизацию населения для решения этих задач. Миллионы людей, почти вручную строили сотни заводов, прокладывали железные дороги, метро. Типичные плакаты часто изображали мчащиеся поезда – символ времени, движения вперед к поставленным целям быстрыми темпами.
4 октября 1932 года выпущен новый пассажирский паровоз, по решению рабочих завода ему была присвоена серия ИС (Иосиф Сталин).
В 1937 году один из паровозов серии ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при (обойдя при этом польский, считающийся в то время лучшим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...
Открытый урок "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса ДХШ, преподаватель Пак Лидия Петровна
Открытый урок на тему "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса Ногинской детской художественной школы проводился преподавателем Пак Лидией Петровной в рамках об...
Открытый урок по музыкальной литературе "Творчество И.С.Баха, закрепление пройденного материала" с обучающимися 3 класса отделения народных инструментов по пятилетнему сроку обучения
Презентация открытого урока...
Открытый урок по по рассказу А.Платонова «Юшка»
Урок по рассказу А.Платонова «Юшка»: Нравственные проблемы в рассказе.ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:- различать основные нравственно- этические понятия;- соотносить поступок с моральной нормой;- оцениват...