А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Сочинение версии окончания произведения.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Климова Наталья Борисовна

Интегрированный (литература, история, изобразительное искусство).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redaktirovanie.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШДС № 15

Урок-проект

Урок развития речи.

А.С. Пушкин

«Барышня – крестьянка».

Сочинение версии окончания произведения.

конспект урока

по русскому языку

6 класс

               

    

учитель

русского языка и литературы:

Климова Наталья Борисовна

г. Симферополь

Цели урока: 

Образовательные:

  • Ознакомление учащихся с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
  • Ознакомление учащихся с приемами создания и раскрытия характеров главных героев.
  • Проверка внимательности учащихся при чтении большого произведения.

Развивающие:

  • Содействие развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с различными источниками.
  • Содействие развитию оригинальности и ассоциативности мышления; развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Развитие умения анализировать характер персонажа художественного произведения.

Воспитательные:

Воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина.

Основные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский

Формы работы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа,

индивидуальная работа.

Оборудование:

  • текст повести «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина;
  • компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
  • рабочие материалы.

Тип урока: интегрированный (литература, история, изобразительное искусство).

Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

  • Кто такой Белкин, и почему его повести оказались в руках у А.С. Пушкина?
  • Сколько повестей в цикле «Повести И.П. Белкина»?
  • Что вы знаете о первой половине 19 века?
  • Отыскать в тексте: описание дворянской усадьбы; портреты Лизы и Алексея.

III. Объявление темы, мотивация учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

Беседа по произведению.

- Кто является главной героиней повести?

- Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию)

- Дочерью кого из них является Лиза? (Г.И.Муромского)

- Как звали сына И.П. Берестова? (Алексей)

- Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? (Дворяне)

Защита проекта «В дворянском поместье» группой «Историки».

1. Выступление «Россия в первой половине 19 века».

2. Выступление «Быт и обычаи дворян».

3. Показ иллюстраций с изображением дворянских усадеб.

Презентация проекта «В дворянском поместье» группой «Художники».

Картины исторического жанра, как и литературные произведения, кинофильмы или театральные представления рассказывают о событиях прошлого и об исторических лицах. Художник должен знать историю, быт, обычаи той эпохи, которую изображает. Вглядитесь в лица людей, изображенных на картине "Торг. Сцена из крепостного быта" Николая Неврева.

Что вы можете сказать о выражении лиц? Какую информацию несет изображенная одежда? Какими красками художник рисует свою картину? Сравнить, как изображают помещиков художники и писатели.

Какими предстают дворяне в вашем воображении? (Ученики демонстрируют свои рисунки).

Презентация проекта «Искатели сокровищ» группой «Литературоведы».

Игра «Викторина по повести».

  1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
  2. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
  3. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
  4. Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
  5. Какое отчество было у Елизаветы? (ГРИГОРЬЕВНА)
  6. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
  7. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
  8. Продолжите «сорокалетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
  9. Как звали отца Алексея? (ИВАН)

 Игра «Узнай героя?».

  1. Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
  2. Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
  3. Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
  4. Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
  5. Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.

 Игра «Кто больше?».

Выразительно чтение народных пословиц о помещиках.

  1. Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают.
  2. Дворяне сахарные, (пряничные), крестьяне аржаные.
  3. Дворянская кровь и в петровки мерзнет (зябнет).
  4. Дворянская служба - красная нужда (о старин. воен. службе).
  5. Дворянские животы и тонкие, да долгие: всё тянутся.
  6. Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает.
  7. Спесь не дворянство, глупая речь не пословица.
  8. Счастье не дворянство, не родом ведется.

Творческое конструирование «Пробы пера».

Подобрать рифмы к словам. Составить несколько стихотворных строк.

Барин, крестьянка, Лиза, Настя, Алексей.

V. Закрепление изученного материала.

Работа группы «Фантазеры» над проектом «Окончание повести                «Барышня-крестьянка».

Версия 1. Алексей не хочет жениться на крестьянке и жить своими трудами.

Версия 2. Всё закончится свадьбой богатого на богатой, а не на бедной крепостной, девушке.

Выступления учащихся с различными вариантами ответов на вопрос «Почему Алексей не мог жениться на Акулине?"

VI. Подведение итогов.

- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?

- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).

- Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

VII. Оценивания учебных достижений учащихся.

VIII. Помощь домашнего задания.

1. Составить устную характеристику одного из героев повестии.

2. Написать свою версию окончания повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

«Ну что, Александр Сергеевич, начинаем!» (видео около пушкинской библиотеки)Дети - на 2 группы(Ресурсный круг) Мы - в барской (помещичьей) усадьбе начала 19 века. (гостей спрашиваем, что он...

тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к п...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Произведения русских писателей XIX века А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"

А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm...

Карточки с вопросами по произведению А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Карточки с вопросами для индивидуальной работы...