А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Сочинение версии окончания произведения.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный (литература, история, изобразительное искусство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redaktirovanie.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШДС № 15
Урок-проект
Урок развития речи.
А.С. Пушкин
«Барышня – крестьянка».
Сочинение версии окончания произведения.
конспект урока
по русскому языку
6 класс
учитель
русского языка и литературы:
Климова Наталья Борисовна
г. Симферополь
Цели урока:
Образовательные:
- Ознакомление учащихся с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
- Ознакомление учащихся с приемами создания и раскрытия характеров главных героев.
- Проверка внимательности учащихся при чтении большого произведения.
Развивающие:
- Содействие развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с различными источниками.
- Содействие развитию оригинальности и ассоциативности мышления; развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
- Развитие умения анализировать характер персонажа художественного произведения.
Воспитательные:
Воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина.
Основные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Формы работы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа,
индивидуальная работа.
Оборудование:
- текст повести «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина;
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочие материалы.
Тип урока: интегрированный (литература, история, изобразительное искусство).
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- Кто такой Белкин, и почему его повести оказались в руках у А.С. Пушкина?
- Сколько повестей в цикле «Повести И.П. Белкина»?
- Что вы знаете о первой половине 19 века?
- Отыскать в тексте: описание дворянской усадьбы; портреты Лизы и Алексея.
III. Объявление темы, мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)
На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
IV. Восприятие и усвоение учебного материала.
Беседа по произведению.
- Кто является главной героиней повести?
- Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию)
- Дочерью кого из них является Лиза? (Г.И.Муромского)
- Как звали сына И.П. Берестова? (Алексей)
- Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? (Дворяне)
Защита проекта «В дворянском поместье» группой «Историки».
1. Выступление «Россия в первой половине 19 века».
2. Выступление «Быт и обычаи дворян».
3. Показ иллюстраций с изображением дворянских усадеб.
Презентация проекта «В дворянском поместье» группой «Художники».
Картины исторического жанра, как и литературные произведения, кинофильмы или театральные представления рассказывают о событиях прошлого и об исторических лицах. Художник должен знать историю, быт, обычаи той эпохи, которую изображает. Вглядитесь в лица людей, изображенных на картине "Торг. Сцена из крепостного быта" Николая Неврева.
Что вы можете сказать о выражении лиц? Какую информацию несет изображенная одежда? Какими красками художник рисует свою картину? Сравнить, как изображают помещиков художники и писатели.
Какими предстают дворяне в вашем воображении? (Ученики демонстрируют свои рисунки).
Презентация проекта «Искатели сокровищ» группой «Литературоведы».
Игра «Викторина по повести».
- Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
- Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
- Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
- Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
- Какое отчество было у Елизаветы? (ГРИГОРЬЕВНА)
- Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
- Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
- Продолжите «сорокалетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
- Как звали отца Алексея? (ИВАН)
Игра «Узнай героя?».
- Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
- Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
- Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
- Настоящий русский барин, чудаковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
- Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.
Игра «Кто больше?».
Выразительно чтение народных пословиц о помещиках.
- Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают.
- Дворяне сахарные, (пряничные), крестьяне аржаные.
- Дворянская кровь и в петровки мерзнет (зябнет).
- Дворянская служба - красная нужда (о старин. воен. службе).
- Дворянские животы и тонкие, да долгие: всё тянутся.
- Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает.
- Спесь не дворянство, глупая речь не пословица.
- Счастье не дворянство, не родом ведется.
Творческое конструирование «Пробы пера».
Подобрать рифмы к словам. Составить несколько стихотворных строк.
Барин, крестьянка, Лиза, Настя, Алексей.
V. Закрепление изученного материала.
Работа группы «Фантазеры» над проектом «Окончание повести «Барышня-крестьянка».
Версия 1. Алексей не хочет жениться на крестьянке и жить своими трудами.
Версия 2. Всё закончится свадьбой богатого на богатой, а не на бедной крепостной, девушке.
Выступления учащихся с различными вариантами ответов на вопрос «Почему Алексей не мог жениться на Акулине?"
VI. Подведение итогов.
- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?
- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).
- Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
- Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
VII. Оценивания учебных достижений учащихся.
VIII. Помощь домашнего задания.
1. Составить устную характеристику одного из героев повестии.
2. Написать свою версию окончания повести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"
«Ну что, Александр Сергеевич, начинаем!» (видео около пушкинской библиотеки)Дети - на 2 группы(Ресурсный круг) Мы - в барской (помещичьей) усадьбе начала 19 века. (гостей спрашиваем, что он...
тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...
интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....
Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)
На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к п...
Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...
Произведения русских писателей XIX века А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"
А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm...
Карточки с вопросами по произведению А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Карточки с вопросами для индивидуальной работы...