Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)
материал по литературе (6 класс) по теме
На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира. На уроке используются элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baryshnya-krestyanka.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)
Цели:
1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
2.Формировать умение анализа художественного текста.
3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.
Ход урока
- Слово учителя
Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)
На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
- Беседа
«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.
Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)
- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)
- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)
ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.
- Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Иван Петрович Берестов | Григорий Иванович Муромский |
1.Ведет хозяйство на русский манер: «В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей». 2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера». |
«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.) 2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым». Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
|
Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.
Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. | 1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин». Любил «проказничать». |
2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком. |
Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.
Младшее поколение
Алексей Берестов | Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина). |
1.Характеристика персонажа, портрет: «Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного). Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь». «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума. | 1.Характеристика персонажа, портрет: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…» «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня». -Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии? |
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.
- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.
| Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность. «Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».
|
Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея | Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства. |
- Работа в группах
Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.
Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).
Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).
Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».
Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.
Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.
- Работа над композицией и сюжетом повести
- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)
- А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
На доске:
Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).
Э.: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
З.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
К.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.
Р.: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
- Домашнее задание
- Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
- Прочитать повесть «Выстрел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"
Конспект урока разработан по литературе к учебнику 7 класса под ред.Т.Курдюмовой...
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"...
Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""
Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...
Контрольная работа по литературе в 6 классе А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"
Контрольная работа по литературе в 6 классе А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"...
Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
Внеклассное чтение...
Комментарии
Отзыв на урок
Елена Валентиновна! Спасибо за урок!