Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной

Программа реализуется по учебнику: Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Я. Коровина [и др.]; под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2015.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_lit.docx78.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №179 с углубленным изучением отдельных предметов"

Ново-Савиновского района города Казани

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе ___

(указать учебный предмет)

Уровень образования (с указанием классов) 9 А, Б, В

Период освоения рабочей программы:  2016-2017 учебный год

Разработчики:

Учитель высшей кв.категории Фазулзянова Л.Р.


Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

 часов

Виды учебной деятельности

Формы контроля

Дата

Фактическая дата

Оценочные

материалы

Введение (1ч)

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: худож. образ, сюжет, исторический процесс, историзм литературы), составление плана статьи учебника; работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом; работа в группах (составление устного и письменного ответа на вопрос); участие в коллективном диалоге.

Научиться определять свой уровень литературного развития.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Литература Древней Руси

2

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Групповая работа с учебником; работа в парах сильный-слабый (уст. реценз. выразит. чтения одноклассников); составление тезисного плана уст.сообщения по теме «Историческая основа «Слова…»; составление конспекта статьи учеб.

Научиться определять тематическое многообразие «Слова..». Уметь осмысленно читать отрывок произ. и объяснять значение прочитанного, определять понятия; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

3

Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве».

1

Коллективная работа (составление тезисного плана к уст. и письм. ответу на пробл. вопрос; подбор материалов, иллюстрирующих характерные для произ. др.лит. ти приемы изображения человека; выразит. чтение  произ.

Научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произ., давать хар-ку героев.; уметь формулировать собствен.мнение и свою позицию; уметь владеть уст. и письм.речью. Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

4

Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература»

1

Выполнение заданий к/р; выразительное чтение наиз.отрывка произ.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

     Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

5

РР  Сочинение на литературную тему.

1

 Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Научиться писать сочинение на  литературную тему.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая

и превращая в связный текст.

Индивидуальные карточки

Русская литература ХVIII века

6

Характеристика русской литературы  ХVIII века

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

1

 

Подбор и обобщение дополнит.материала о биогр.и тв-ве М.В.Ломоносове; выразит.чтен. стих. Практическая работа  в парах (заполнение таблицы «Жанровые, композиционные, языковые и выразительные особенности стих М.В.Ломоносова»); определение роли выразительных средств языка

     Научиться определять жанровые, языковые и выразительные особенности произ. М.В.Ломоносова.

     Уметь делать анализ текста.

7

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Устный рассказ о мастерстве и новаторстве М.В.Ломоносова в области стихосложения; составление конспекта статьи учеб.; анализ оды; работа в парах (выполнение задания по теме «Подбор примеров из текста оды, иллюстрирующих понятие классицизм».

Научиться определять идейно-этическую направленность оды.

Уметь формулировать собственное мнение; владеть устной и письменной речью.

8

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Работа в парах  по теме «Особенности классицизма Г.Р.Державина»;

 НРК. Сообщение о пребывании Державина в Казанской губернии.

Выразительное чтение стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной, письменной , монологической речи; аргументировать свою позицию.

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Изучение содержания параграфа учебника; составление тезисного плана статьи; выразительное чтение наиз. Стих «Памятник».

Научиться находить цитатные примеры из стих. Для составления аргументации.

10

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Сообщение черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева.  комментирование главы «Путешествия…», определение темы, идеи произведения, авторской позиции.

Научиться участвовать в коллективном диалоге.Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь
 формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Работа в парах (письмен. Ответ на вопросы); выявление в повести  признаков эпического произведения; практическая работа (подбор цитатных примеров из текста); работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и объяснение их значения); составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности повести».

Научиться понимать смысл повести Н.М.Карамзина.

Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; уметь анализировать текст; уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные выразительные средства.

Литературоведческий словарь

12

 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека).

1

Групповая работа (подбор примеров, иллюстрирующих особенности поэзии русского сентиментализма; подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие сентиментализм.

Научиться участвовать в коллективном диалоге.; применять метод информационного поиска.

13

Контрольная работа № 2 по произведениям литературы 18 века.

1

Выполнение заданий к/р.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

     Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

Из русской литературы I половины ХIХ века

14

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», Границы невыразимого в стих. «Невыразимое»

1

Выразит. Чтение стих. С последующим его письменным рецензированием; самостоятельная работа (выявление жанровых особенностей стих.)

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Уметь делать анализ текста.

15

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Выразительное чтение наиз. отрывков баллады; групповая работа по тексту (составление лексических и историко-культурных комментариев; работа в парах (подбор цитатных примеров); определение  роли выразительных средств языка выявление композицион. и жанровых особенностей баллады; проект (составление электронной презентации «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад»)

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Александр Сергеевич Грибоедов

16

История создания, публикации, первых постановок комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия и проблема ума в комедии А.С.Грибоедова

1

Практическая работа по теме «Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и тв-ве А.С.Грибоедова»; соотнесение содержания комедии с романтич. и геалист. принципами изобр.жизни и человека; подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие черты классицизма, реализма и романтизма; индивидуальная работа с дидактическим материалом; сопоставление фрагментов комедии с традициями классицизма.

Научиться понимать, выразительно читать текст комедии; производитель самост.и групповой анализ фрагментов текста.

Научиться анализирвать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

17

Система образов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги.

1

Коллективная практическая работа (составление сравнительной характеристики героев); работа в парах (определение родовой принадлежности пьесы, выявление характерных признаков драмы); лаборатор.работа (анализ эпизодов по заданной теме урока; самост.составление уст.и письм. Ответа на пробл.вопрос.

Учиться выявлять особенности комедийно интриги.

Уметь ставить вопросы и обращаться к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи; строить логич. рассуждение.

18, 19

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человек» в русской литературе.

2

Самостоятельная работа (составление таблицы «Странные герои» в русской лит-ре и их прототипы»); выразительное чтение наиз. фрагментов комедии.

Научиться сопоставлять литер.героев с их прототипами.

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи.

20

Образ фамусовской Москвы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; работа в парах по теме «Формулирование вопросов по тексту комедии»; подбор цитатный примеров из текста комедии на заданную тему; письменный анализ эпизода.

Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности.

Уметь синтезировать полученную информаци (тест).

Ю для составления ответа (тест).

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Тест (И.В.Золотарева «Поуроч. Разр.»)

21

Образность и афористичность языка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

Практическая работа по теме «Подбор цитатных примеров и конспектирование фрагментов статьи И.А.Гончарова «Мильон  терзаний»;групповая практическая работа (анализ текста комедии по теме урока; самост.работа (уст.и письм. ответы на пробл.вопрос).

Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора; производитель самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста.

Уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения.

22

РР Подготовка к домашнему сочинению  обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

1

Контроль и самоконтроль изученных понятий.

Обсуждение предложенных тем сочинения

Составление плана, подбор материалов.

Знать содержание комедии
Уметь
 сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Александр Сергеевич Пушкин

23

Лирики А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар».

1

Составление тезисного плана для пересказа статьи учебника; выразительное чтение стих.; самост.работа(письменный ответ на пробл.вопрос); групповая работа (анализ текстов).

НРК: Пушкин в Казани.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками анализа поэтического текста.

24

Одухотворенность и чистота любви в стих. А.С.Пушкина «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»

1

Самост.работа (анализ текстов; групповая работа (подбор цитатных примеров по теме урока); выразит.чтение наиз.стихот.

Научиться выявлять характерные худож.средства и приемы лирики

А.С.Пушкина.

Уметь строить сообщение исследов.хар-ра в устной форме.

25

Слияние личных, гражданских и фолософских мотивов в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…», «Два чувства дивно близки нм…»

1

Самост.ра.(характеристика лирического текста); групповая работа (составление письменного ответа на проблемый вопрос); конкурс выразительного чтения.

 Научиться давать хар-ку лирических произведений.

Уметь планировать алгоритм ответа.

26

Обзор содержания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Групповая проектная работа по теме «Соотнесение содержания романа с романт.и реалист.принципами изображения жизни и человека»; самост.раб. (подбор материалов и цитат, иллюстрирующих понятия реализм, роман в стихах, трагедия); работа в парах (хар-ка сюжета романа в стихах его тематики, проблематики).

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Применять метод информационного поиска.

27

Образы главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и лирические отступления.

1

Составление плана характеристики героя романа в стихах, сравнительной характеристики героев; работа в парах (различение образов рассказчика и автора-повествователя; составление плана на  устный проблемный вопрос.

Научиться характеризовать героев романа.

Уметь устанавливать аналогии; уметь формулировать собственное мнение.

28

Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина.

1

Выразительное чтение наиз. Фрагментов романа с последующим его рецензированием; анализ эпизодов романа; работа в парах (хар-ка Татьяны, исследование эволюции ее хар-ра).

Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание романа.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; ставить вопросы.

29

Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

 1

Групповая работа (анализ ключевых эпизодов романа); самост.раб. (составление письменного ответа на проблемный вопрос); работа в парах (поиск в романе примеров типического и индивидуального в содержании хар-в героев; составление тезисного плана для рассуждения; выразительное чтение и его рецензирование.

Научиться понимать смысл произведения и видеть главное.

Уметь извлекать необходимую информацию в предложенных текстах.

30

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин»

1

Проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов по теме урока); выразительное чтение отрыв. Наиз.; составление плана хар-ки образа автора.

Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики

1

Работа в парах (составление тезисного плана для конспектирования статей В.Г.Белинского); лабораторная работа(языковые особенности романа); самост.составление письменного ответа на вопрос по теме  урока.

Научиться выявлять художественные особенности романа.

Формировать навыки выразительного чтения.

32

Вн.чт.А.С.Пушкин.Трагедия «Моцарт и Сальери».

Проблема «гения и злодейства»

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия трагедия, конфликт, проблема); самост.раб. (написание отзыва на театральные или кинематографические версии трагедии); выразительное чтение отрывков

Научиться определять жанрово-композиционные особенности трагедии.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Уметь строить монолог.высказывание, формулировать свою точку зрения.

33

Контрольная работа

№ 3 по творчеству А.С.Пушкина

1

Выполнение заданий к/р(анализ стих; письменный ответ на вопросы).

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Уметь устанавливать аналогии; уметь формулировать собственное мнение.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

34

РР  Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Михаил Юрьевич Лермонтов

35

М.Ю.Лермонтов.  Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания.

1

Групповая работа по вариантам (составление тезисного плана для пересказа); самостоятельная работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос); работа в парах (харак-ка героя»).

Научиться составлять развернутый цитатный план для обзора материала.

Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы.

36

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

1

Групповая работа (письменный ответ на проблемный вопрос).

Научиться определять способы психологического изображения.

Уметь устанавливать аналогии; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

37

Главные и второстепенные герои в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Изучение содержания параграфа учебника; групповая работа по тексту романа (составление портретной хар-ки героев; самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков; лабораторная работа (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции; иллюстрирующих понятия портрет, психологизм, внутренний монолог, прием психологической пары, язык жестов в романе, пародия на главного героя  романа).

Научиться составлять характеристику героя(ев).

38

Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений»

1

Работа в парах (подбор цитат); самост.раб. (составление собирательной хар-ки Печорина; групповая работа (составление плана сообщения о нравственно-психологических проблемах романа; конкурс на лучшее инсценирование фрагмента романа

Научиться аргументировать свои ответы.

Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

39

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер.

1

Составление устного ответа на проблемный вопрос; викторина по роману; работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюст-х понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь).

Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

40

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.

1

Элементы проектной работы (подбор цитатных примеров на тему «Психологизм повествования»); работа в парах (уст.рецензирование выразительного чтения романа); устная и письменная хар-ка героев и средств создания их образов; групповая работа (хар-ка сюжета, проблематики, идейно-эмоционального содержания романа).

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

41

Повесть М.Ю.Лермонтова «Тамань». Печорин и «ундина». Повесть М.Ю.Лермонтова «Фаталист» и ее философско-композиционное значение

1

Работа в парах (составление литературного портрета героя); составление тезисного плана с последующим пересказом; устный или письменный на проблемный вопрос.

Научиться составлять портрет героя.

Уметь извлекать необходимую и информацию из прочитанного текста.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

42

РР. Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

43

Поэзия М.Ю.Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

1

Изучение содержания учебника; работа в парах (конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворений); групповая работа (составление вопросов викторины на знание текстов стих-й.

Научиться анализировать поэтический текст.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

44

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус»,»И скучно и грустно».Чувство тргического одиночества.

1

Работа в парах (анализ поэтического текста); выразительное чтение наиз. стих; работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции); письменный ответ на вопрос.

Научиться выразительно читать текст.

45

М.Ю.Лермонтов. Стих. «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Проект.

1

Работа в парах (анализ стихотворений); устный или письменный ответ на проблемный вопрос; проект (составление сборника ученических исследований на тему «Многогранный образ России в лирике М.Ю.Лермонтова»).

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

46

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон,,,»,»Расстались мы…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «»Нищий». Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Проект.

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; групповая работа (анализ стих-й); выразит. Чтение стих-й наиз.; проект (составление электронного альбома по теме «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»).

Научиться определять особенности лирики М.Ю.Лермонтова.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

47

Контрольная работа

№ 4 по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

Выполнение заданий к/р: анализ стих-й; письменный ответ на вопросы.

Научиться проектировать и реализовывать индивид.маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

Николай Васильевич Гоголь

48

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия. Система образов.

1

Групповая лабораторная работа по тексту поэмы; составление письменного ответа на проблемный вопрос; групповая работа (различные виды пересказа).

Научиться анализировать текст поэмы, определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения.

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, строить монологические высказывания.

49

Чичиков – «приобретатель», герой новой эпохи.

1

Составление письменного ответа на проблемный вопрос; работа в парах (рецензирование выразительного чтения);групповая работа (хар-ка языковых и композиционных особенностей поэмы, их роль в раскрытии образа Чичикова.

Научиться составлять хар-ку героя произведения.

Уметь устанавливать аналогии; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

50

«Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В.Гоголя.

1

Групповая работа (письменный ответ на проблемный вопрос).

Научиться определять особенности

Реалистического и фантастического изображения России.

Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

51

Причины незавершенности поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков как антигерой.

1

Изучение содержания параграфа учебника; конспектирование статьи; групповая работа с теоретическим материалом; подбор цитат, иллюстрирующих проблемы создания образа Чичикова как антигероя.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе.

52

Эволюция Чичикова и Плюшкина в замесле поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

Развитие понятия об эволюции и деградации характера; практическая работа (подбор цитатных вать (аргументов) при составлении устного или письменного ответа на проблемный вопрос по темп урока; работа в парах (составление цитатного плана).

Научиться аргументировать свой ответ. Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

53

Эволюция образа автора поэмы «Мертвые души» - от сатирика к проповеднику. Проект.

1

Самост.раб. с литературоведческим портфолио; тест; выразит.чтение отрывков поэмы; групповая рабоа (проект): составление тезисного плана для рассуждения на проблемный вопрос.

Научиться выделять приемы развития образа автора в произведении.

Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и составлять развернутое сообщение.

Уметь анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.

54

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в критике В.Г.Белинского.

1

Самостоятельная работа (конспектирование критической статьи);  работа в парах (составление письменного ответа на проблемный вопрос; выразительное чтение с последующим его рецензированием.

Научиться конспектировать критический материал как опору для составления текста-рассуждения.

Уметь искать и выделять необходимую информацию пре-

дложенных текстах.

55

Проект.

1

Проектная работа: 1. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника ученических рефератов по поэме «Мертвые души».

2. Составление электронных альбомов «Герои «Мертвых душ»  в иллюстрациях», «Герои второго тома «Мертвых душ».

Научиться аргументировать свой ответ.

Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

56

Контрольная работа

№ 5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

Выполнение контрольных заданий .

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

57

РР. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

                     

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Работа с текстовыми индивидуальными картами по подготовке к сочинению.

Знать сюжет произведения.

Уметь анализировать текст худож.произ. с точки зрения его  идейного содержания.

 Русская литература второй половины ХIХ века

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Групповая лабораторная работа по тексту поэмы; составление устного ответа на проблемный вопрос; групповая работа (различные виды пересказа).

Научиться понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

59

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Групповая лабораторная работа по тексту поэмы; составление устного ответа на проблемный вопрос; групповая работа (различные виды пересказа).

Научиться аргументировать свой ответ.

Уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Федор Михайлович Достоевский

60

Жизнь и творчество (обзор)

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом;  групповая практическая работа  (поиск материалов для составления литературного портрета писателя; цитатных примеров, иллюстрирующих понятие литературный портрет писателя).

Научиться составлять литературный  портрет писателя.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Уметь делать анализ текста.

61

Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; конкурс на лучшее инсценирование отрывков романа; различные виды пересказов; работа в парах (выявление художественно-значимых изобразительно-выразительных средств языка романа и их роли в создании образа «петербургского мечтателя».

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

62

Роль истории Настеньки в романе Ф.М.Достоевского  «Белые ночи»

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; выразительное чтение с последующим его рецензированием; работа в парах (письменный ответ на вопрос по теме урока; составление плана ответа на проблемный вопрос.

Научиться применять алгоритм проведения анализа эпизода прозаического текста.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

63

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.

1

Самост.раб.(составление письменного сообщения по теме урока).

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведения.

Формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

64

Проект

1

Составление конспекта статьи учебника;лабораторная работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия повесть, психологизм); групповая работа (выявление художественно значимых изобр.-выраз.средств языка писателя и определение их худож. функции в произведении.

Научиться взаимодействию с одноклассниками в выполнении индивидуального задания.

Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Антон Павлович Чехов

65

А.П.Чехов. А.П.Чехов «Смерть чиновника».

Истинные и ложные ценности героев рассказа.

1

Заполнение таблицы «Жанрово-стилистические признаки рассказа А.П.Чехова»; выразительное чтение рассказа с его последующим рецензированием; групповая работа (анализ различных форм выражения авторской позиции)

Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения.

Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.

66

Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в.

1

Работа в парах  с теоретическим литературоведческим материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания  рассказа»; составление тезисного плана для пересказа; выразительное чтение с последующим рецензированием.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа А.П.Чехова.

67

Чеховское отношение к «маленькому человеку»

1

Изучение содержания параграфа учебника; работа в парах (анализ отрывков из рассказов А.П.Чехова с последующей взаимопроверкой).

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи.

Уметь моделировать монолог.высказывание, аргументировать свою позицию.

68

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе.

1

Заполнение таблицы «Жанрово-стилистические признаки рассказа А.П.Чехова»; выразительное чтение рассказа с его последующим рецензированием; групповая работа (анализ различных форм выражения авторской позиции)

Научиться определять жанрово-стилистические черты произведения.

Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соответствии с позицией автора текста.

69

Проект. Составление коллективного иллюстрированного электронного сборника рефератов на тему «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 в.»

1

Самост.раб. с литературоведческим портфолио; заполнение таблицы «Признаки реализма в рассказах А.П.Чехова»; работа в парах (выполнение проектной работы по теме урока); устный или письменный ответ на проблемный вопрос по теме урока.

Научиться применять навыки проектной деятельности.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

70

РР. Сочинение «Боль и тоска в изображении А.П.Чехова»

1

Составление цитатного плана к сочинению по рассказам А.П.Чехова; составление и редактирование творческой работы.

Научиться письменно анализировать текст, составлять и редактировать творческую работу.

71

Вн.чт.Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоц. богатство.

1

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Русская литература ХХ века. Проза

72

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Групповая работа по материалам учебника;

Составление письменного ответа на проблемный вопрос; самостоятельная работа (аргументирование своего мнения с опорой на цитатный материал).

Научиться определять идейно-худож.содержание произведений 20 в.Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, составлять обобщения, устанавливать аналогии.

73

И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор).

1

Групповая лабораторная работа по тексту учебника с привлечением дополнительной лит-ры (составление литер.портрета писателя); групповая работа (составление заочной экскурсии по литер.местам И.А.Бунина); различные виды пересказа; аргумент.своего мнения с опорой на цитат.

Научиться составлять литературный портрет писателя.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.

74

Рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе И.А.Бунин «Темные аллеи»

1

Составление тезисного плана для рассуждения на проблемную тему; лабораторная работа (языковые средства рассказа); самост.составление письменного ответа на проблемный вопрос по теме урока. выразительное чтение с последующим его рецензированием; проект «Мотивы любви в рассказах И.А.Бунина».

Научиться составлять характеристику героев.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

75

М.Горький «Мои учивверситеты». Элемменты публицистики в художественной  прозе

1

НРК. Групповая лабораторная работа по тексту: анализ эпизода «И так – я еду учиться в казанский университет…»; составление литературного портрета писателя. Словарная работа: публицистика, публицистический стиль.

 Научиться анализировать эпизод из текста.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Михаил Афанасьевич Булгаков

76

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).

«Собачье сердце» . История создания и судьба повести.

1

Работа в парах (составление литературного портрета писателя с использованием дополнительной литературы); проект «История создания повести «Собачье сердце»; составление плана рассуждения на проблемную тему.

Научиться выполнять индивид.задание в проектной деятельности группы.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

77

Смысл названия повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Система образов повести.

1

Групповая проектная работа (соотнесение содержания повести с фантастическими и реалист.принципами изображения жизни человека; самост.ра..(подбор цитатных примеров и материаллов, иллюстрирующих понятия реализм, фантастика, конфликт); работа в парах (характеристика сюжета повести, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания).

Научиться  владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

78

Умственная, нравственная и духовная  недоразвитость «шариковщины» в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика.

1

Элементы проектной работы(подбор цитатных примеров на тему «Сатирическое изображение действительности в повести М.А.Булгакова»; устная и письменная хар-ка героев и средств создания их образов; групповая работа (характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания повести).

 Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективном проекте.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

79

Прием гротеска в повести М.А.Булгкова «Собачье сердце»

1

Групповая работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока; составление устного ответа на проблемный вопрос; работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гротеск, антитеза, гипербола, художественная деталь.

Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Михаил Александрович Шолохов

80

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

1

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; составление  рассуждения о смысле названия рассказа М.А.Шолохова; конкурс на лучшее инсценирование отрывков рассказа; работа в парах (выявление художественно значимых изобразительно-выразит. Средств языка рассказа и их роли в создании образов).

Научиться определять идейно-тематическое своеобразие текста.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Александр Исаевич Солженицын

81

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).

Образ праведницы, трагизм её судьбы в рассказе «Матрёнин двор»..

1

Лабораторная работа в парах (подбор цитат.примеров из текста рассказа по теме урока); групповая работа (анализ текста рассказа); самост.раб. (устный или письменный ответы на проблемные вопросы).

Научиться определять роль средств выразительности  в раскрытии замысла автора; производить самост. и груп. Анализ фрагментов текста.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

82

РР Контрольная работа № 6 по творчеству А.П.Чехова, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.И.Солженицына

1

Выполнение заданий к/р.

Научиться проектироват и реализовывать индивид.маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Трунцева Т.Н. Рабочая прогрю по лит-ре.

Русская литература ХХ века. Поэзия

83

Вершинные направления русской поэзии 20 в.

А.А.Блок. Стихотворения «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю…»

1

Составление тезисного плана для пересказа статьи учебника; выразительноечтение стих. С последующим устным его рецензированием; самост.раб. (пиьсменный ответ на проблемный вопрос); анализ текстов.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками анализа поэтического текста.

Применять метод информационного поиска.

84

Своеобразие лирических интонаций А.А.Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить…»,цикл «Родина»

1

Изучение содержания параграфа учебника; лабораторная работа (анализ текста); конкурс на лучшее выразит. Чтение наиз. Стихот.; устный ответ на вопрос.

Научиться анализировать поэтический текст.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Сергей Александрович Есенин

85

Сквозные образы в лирике С.А.Есенина. Стихотворения «Вот уж вечер…», «»Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», « «Гой ты, Русь моя родная…»

1

Групповая работа (выразит. Чтен. Наиз стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

86

Тема России – главная в поэзии С.А.Есенина. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Владимир Владимирович Маяковский

87

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство Маяковского-поэта.

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

НРК: В.В.Маяковский в Казани.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

88

 В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества В.В.Маяковского. Стихотворение «Люблю» (отрывок)

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Марина Ивановна Цветаева

89

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»

1

Групповая работа (выразит. Чтен. Наиз стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

90

Особенности поэтики М.И.Цветаевой. Стихотворения «Откуда така нежнссть?», «Родина», стихи о Москве».

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Николай Алексеевич Заболоцкий

91

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»

1

Групповая работа (выразит. Чтен. Наиз стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

92

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Анна Андреева Ахматова

93

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг: «Четки», «Белая стая», «Пушкин». Особенности поэтики А.А.Ахматовой.

1

Групповая работа (выразит. Чтен. Наиз стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

НРК: татарские корни А.А.Ахматовой.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

94

А.А.Ахматова. Стихотворные произведения из книг:»Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны».

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Борис Леонидович Пастернак

95

Б.Л.Пастернак.  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Красавица моя…», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л.Пастернака.

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

96

Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л.Пастернака. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Александр Трифонович Твардовский

97

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…»

1

Групповая работа (выразит. Чтен.  стих.);  составление цитатного плана для анализа стих.; самост.раб. (подбор цитат.материалов, иллюстрирующих выражения буйство красок, половодье чувств); анализ стих.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

98

Вн.чт.Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков (обзор).

1

Анализ романсов; выразительное чтение романсов; конкурс исполнителей романсов.

Научиться анализировать поэтический текст.

Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Литература народов России

99

Г.Тукай.

Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта.(НРК)

1

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Из зарубежной литературы

100

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

1

Групповая проектная работа (соотнесение содержания стих.Горация с произ.Г.Р.Державина и А.С.Пушкина); самост.раб. (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия ода, гимн, пафос); анализ оды; проект (составление сборника ученических исследований на тему «Универсально-философский смысл поэты «Божественная комедия»).

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи.

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание поэмы.

Уметь формулировать свое собственное мнение.

101

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

1

Устный рассказ о мастерстве Шекспира; работа в парах «Анализ отрывков трагедии»; выразительное чтение отрывков трагедии.

Научиться определять идейно-этическую направленность трагедии У.Шекспира.

Уметь формулировать собственное мнение.

102

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

1

Выразительное чтение отрывков трагедии; групповая работа (составление лексических и историко-культурных комментариев к тексту); подбор цитатных примеров.

Научиться аргументировать свою точку зрения.

103

Итоговое тестирование

1

Выполнение заданий к/р.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

104-105

Резервные уроки


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной 

Программа реализуется по учебнику: Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Я. Коровина [и др.]; под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2015.        

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

          Задачи:

         -помогать овладевать учащимся прочными и осознанными знаниями

         -поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную    

          потребность читать

         -развивать эмоциальную культуру читателя-школьника

         -развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской деятельности, как    

          ориентир нравственного выбора.

          Рабочая программа рассчитана на 105 ч в год.

    Количество часов в  неделю по учебному плану: 3 часа

Учебно-тематический план.

N
п/п

                 Тема

К-во
часов

В том числе:
Развитие речи (сочинения)

Пров-е
работы

Внеклассное чтение

1.

Введение

1

2.

Из древнерусской литературы

4

1

1

3.

Из русской литературы
18 века

8

1

4.

Из русской литературы
19 в.

58

5

3

3

5.

Из русской литературы 20 в.

27

2

1

6.

Из литературы народов России

1

7

Из зарубежной литературы

6

1

8

Всего

105

6

8

4

Умения и навыки:

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть основными теоретико-литературными понятиями.

Основные теоретико-литературные понятия:

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Фольклор. Жанры фольклора.

– Литературные роды и жанры.

– Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола.

– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

– образную природу словесного искусства;

– содержание изученных литературных произведений;

– основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

– изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

– давать характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

– владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

                  Учебно-методическое обеспечение по литературе:

1. Литература. 9 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. :  Просвещение, 2015.

2. Литература. 9 класс : поурочные планы по учебнику под ред. В. Я. Коровиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина. – Волгоград : Учитель, 2010.

3. 4. Поурочное планирование по литературе. 9 класс : к учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной [и др.] «Литература. 9 класс» / О. А. Ерёмина. – М. : Экзамен, 2010.

                                                ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 9 классе

Введение

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

     Теория литературы. Литература как искусство слова.

.                                 Раздел 1.  Древнерусская литература

     Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве»

Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве лова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русой земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя ря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика лова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для сской культуры. Переводы и переложения произведения.

Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

Раздел 2.   Литература XVIII века

Общая характеристика литературы 18 века  

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

                                                                 М. В. Ломоносов

Для чтения и бесед.

Жизнь и творчество (обзор).

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения). Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

                                                             Г. Р. Державин

Для чтения и бесед

 Жизнь и творчество (обзор).

 «Властителям и судиям»(фрагменты).  «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой.(Поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий» .

     Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Черты «высокого» стиля в лирике.

A.        Н. Радищев

Для чтения и бесед 

Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма

                                                     Н.М. Карамзин

Для чтения и бесед 

Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Теория литературы. Сентиментализм.

Раздел 3.  Литература первой половины  XIX века

 Общая характеристика литературы 19 века

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В. А. Жуковский

Для чтения и изучения

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Море» Романтический образ моря.

 «Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Баллада «Светлана». Образная система баллады, её фольклорная основа.

Теория литературы. Баллада. Фольклоризм литературы.

А.С.Грибоедов

Для чтения и изучения

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума».

     Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Общественный и личный конфликт в комедии. «ек нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

     Теория литературы. Комедия.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Анализ комедии в критическом этюде.

А. С. Пушкин

Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество. Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; Два чувства дивно близки нам…»

. Свобода, любовь, , творчество –три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Биографизм лирики и высоконравственный смысл. «внутренняя красота человека» (В.Г, Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина

Роман в стихах «Евгений Онегин».

История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы.. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Онегинская строфа. «Евгений Онегин».- первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Теория литературы: понятие о литературном типе.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

     Теория литературы. Роман в стихах. Реализм. Трагедия как жанр драмы. Психологизм изображения.

В.Г. Белинский

Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты).

                                                                                                                   

                                        М. Ю. Лермонтов

Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество. (основные вехи).

Стихотворения:

«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» «Молитва» («В минуту жизни трудную,..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк». «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Поцелуями прежде считал…», «Нет, я не Байрон…», «Предсказание», «Я жить хочу…»

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

Роман «Герой нашего времени».История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера.. Особенности композиции произведения (смена рассказчика, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике

Теория литературы. Психологический роман. Романтический герой. Романтизм, реализм.

Н. В. Гоголь

Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество.(основные вехи)

 «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое  значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души в оценке русской критики

«Шинель» - тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех. Проект.

Раздел 4. Литература второй половины 19 века

А.Н.Островский

              Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии.

                                           Л.Н. Толстой. 

Для чтения и бесед 

Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека

 «Юность». Обзор. Три вехи в жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту.

Теория литературы. Особенности повествования от первого лица.

                                        Ф.М. Достоевский.

Для чтения и бесед

Сведения как о писателе и психологе.

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви.

      Теория литературы. Повесть. Психологизм литературы.

 А. П. Чехов

Для чтения и бесед

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Раздел 5.   Русская литература XX века                                                                         

Общая характеристика литературы второй половины 20  века

Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

                                                                  И.А.Бунин.

Для чтения и изучения 

 Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

     Теория литературы. Психологизм литературы. Роль художественной детали в характеристике героя.

                                                           М.Горький

Для чтения и изучения

Слово о писателе.

«Мои университеты». Элементы публицистики в художественной прозе.

Теория литературы. Публицистика. Публицистический стиль.

                                                        М.А.Булгаков

                                                                                                                                         

 Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце».Обзор с разбором избранных глав(1,2,4,8), эпилога. .Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатираА. А. Блок

                 Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

Лирика. «Ветер принес  издалека…»,  «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»,  «Да так диктует вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений. Виды рифм. Способы рифмовки.                                              

                                   В.В. Маяковский

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

 «Послушайте», «Люблю «Стихи о разнице вкусов», «Прощанье» Юмор и метафористический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.

     Теория литературы. Лирический герой. Система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

                                                                  С. А. Есенин

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая...», «Вот уж вечер…» «Не жалею, не зову, не плачу…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность. Народная основа языка.

    Теория литературы. Образность языка лирики С.А.Есенина. Виды рифм, Способы рифмовки.

                                                           

.

М.И. Цветаева

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения:«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке»,  «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?», «Стихи о Москве», «Стихи  Блоку».

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства. Виды рифмы. Способы рифмовки.

А.А. Ахматова

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны».

Теория литературы. Лирический герой. Виды рифмы. Способы рифмовки.

Н.А. Заболоцкий

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой. Виды рифмы. Способы рифмовки.

М. А. Шолохов

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве Рассказ «Судьба человека».

Душевная стойкость и «незаметный» героизм  русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. от судьбы человека к судьбе человечества. Особенности  композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация.      

Б.Л. Пастернак

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Во всем мне хочется дойти…», «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво»

А.Т. Твардовский

Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом», «О сущем» .

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифмы. Способы рифмовки.                                            

А. И. Солженицын

Для чтения и бесед.

Сведения о жизни и творчестве.   Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность)

     Теория литературы. Притча.

                            Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков
Романс и песня
А. С. Пушкин. Певец
Е. А. Баратынский. Разуверение
Ф. И. Тютчев. К.Б. («Я встретил вас — и всё былое...»)
М. Ю. Лермонтов. Отчего
А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно...» ....
A. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»
B. А. Соллогуб. Серенада
A. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь»
К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь»
Н. А. Заболоцкий. Признание
М. Л. Матусовский. Подмосковные вечера
Б. Ш. Окуджава. Пожелание друзьям
B. С. Высоцкий. Песня о друге
К. Я. Ваншенкин. Я люблю тебя, жизнь
Учимся выразительно читать. Прислушаемся к советам актера
В. С. Лановой. На пути к поэзии
А. М. Бруссер. Перед чтением стихов вслух. Несколько практических советов

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифмы. Способы рифмовки.
                                     

Раздел 6. Литература народов России.

Г.Тукай.

Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» Лиризм стихотворений поэта.

Теория литературы. Лирический герой. Виды рифмы. Способы рифмовки.

                             Раздел 7.  Из зарубежной литературы

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»

       Теория литературы. Античная ода.

У. Шекспир

Жизнь и творчество (обзор) Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр.

                                                   И.-В. Гете

Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Теория литературы. Драматическая поэма.

                              А.  Данте «Божественная комедия»

Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче..

Теория литературы. Поэма.

Произведения для заучивания наизусть

  1. «Слово о полку Игореве»  (стр. 11, 23, 29 – наиз.)
  2. М.В.Ломоносов «Ода на восшествие…» (…О, вы, которых ожидает… Российская земля рождать», стр. 57)
  3. Г.Р.Державин  «Памятник», стр 64 
  4. В.А.Жуковский «Светлана» ( «Раз в крещенский вечерок… до вестник полуночи»,  стр 132)

5.     А.С.Грибоедов  «Горе от ума» - найти самостоятельно ( Действие 2, явление  1Фамусов «Петрушка, вечно ты с обновкой…», Действие 2, явление 2, Чацкий «И точно начал свет глупеть.», Действие 2 явление 2 Фамусов «Вкус, батюшка, отменная манера» до «Что если б кто послушал их, беда…» ,  Действие 2 явление 2 Чацкий « А судьи кто?» до …от матерей, отцов.» До конца 5/5, Действие 4 явление 13 Чацкий «Не образумлюсь, виноват» до «Беречь и пеленать» до конца 5/5, )

       6. А.С.Пушкин  «Евгений Онегин»- (письмо Татьяны к   Онегину «до гроба ты хранитель мой» -, письмо Онегина к Татьяне до «… и так уж тягостны они», «Мой дядя…» Глава 1 – первые 3 строфы. - наиз.);(«К  Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», по выбору . «На холмах Грузии», «Я  помню чудное мгновенье»; «Я памятник…»

7.М.Ю.Лермонтов «Парус», «Смерть поэта» до «На что он руку поднимал», «Родина», «Выхожу один я на дорогу…»любое стихотворение о любви

  1. Фет «На заре ты ее не буди» или « Я пришел к тебе с приветом»- наиз.
  2. Тютчев «Silentium» или     «О, как убийственно мы любим» - наиз.
  3. Некрасов «Внимая ужасам войны»-
  4. А.Блок «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить»  по выбору.
  5. С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу, «Отговорила роща золотая» по выбору.
  6. М.Цветаева «Идешь, на меня похожий…, «Мне нравится, что вы…», «Стихи к Блоку» (одно стихотворение)
  7. А.Ахматова «Мне голос был»
  8. Н.Заболоцкий «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться» по выбору
  9. М.Джалиль по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...