Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_b_liter.docx | 85.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №179 с углубленным изучением отдельных предметов"
Ново-Савиновского района города Казани
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(указать учебный предмет)
Уровень образования (с указанием классов) 6 Б
Период освоения рабочей программы: 2016-2017 учебный год
Разработчики:
учитель высшей кв.категории Фазулзянова Л.Р.
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 3 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из русской литературы 18 века | 4 |
Из русской литературы XIX века. | 29 |
Из русской литературы XX века. | 21 |
Зарубежная литература. | 11 |
Всего часов | 70 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца». Краткий рассказ о писателе.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей
малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей
семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга —
«отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра-
достная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым
ни был мой народ...»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Календарно-тематическое планирование
Всего в 1 четверти: 18 часов
№ урока п/п | Дата план\факт | Раздел (модуль) | Тема урока | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | Оценочные материалы | ||
Метапредметные | Предметные | Личностные | ||||||
1 | Введение | Введение. Литература как художественное отражение жизни. | Познавательные уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. | Научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Фронтальный опрос | ||
2-3 | Устное народное творчество. | Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки | Познавательные уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставлен- ной цели, определять понятия. | Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи | Формирование целостного, социально ориен тированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Фронтальный опрос | ||
4 | Древнерусская литература. | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Фронтальный опрос индивид. сообщение | ||
5 | Произведения русских писателей 18 века. | Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха». | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фронтальный опрос индивид. сообщение | ||
6 | И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Формирование навыков самоанализа и само- контроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | индивид. сообщение Беседа | |||
7 | И.А.Крылов. Басни «Листы и корни», «Ларчик» | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выра- зительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявлять способы самообразования | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Творческая работа | |||
8 | Произведения русских писателей 19 века 9 ч.+2 рр. | А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Научиться составлять литературный портрет писателя по алгоритму выполнения задания | Формирование мотивации к самосовершен-ствованию | Фронтальный опрос индивид. сообщение | ||
9 | Лицейская лирика А.С.Пушкина. Стихотворение « И..И. Пущину» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Научиться аргументировать свою точку зрения | Формирование навыков взаи-модействия в группе по алгоритму выполнения зада- чи при кон- сультативной помощи учи- теля | Фронтальный опрос | |||
10 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитан- ного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться анализировать текст стихотворения | Формирование навыков само-анализа и само- контроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния | Выборочный контроль | |||
11 | Р.р. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. Двухсложные размеры стиха | Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Формирование навыков само-анализа и само- контроля, го- товности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния | Письменный опрос | |||
12-15 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (главы 1-4) А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (главы 5-7) А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (главы 8-12) А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» (главы 13-19) | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Научиться анализировать эпизод, научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Формирование навыков само-анализа и само- контроля | Фронтальный, письменный опрос | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 | ||
16 | Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию д ля составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Формирование навыков исследовательской деятельности, приемов само-диагностики | Фронтальный опрос 1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского? 2. Почему роман «Дубровский» можно назвать про- изведением о защите человеческой личности? 3. Почему Маша Троекурова не приняла освобожде- ние из рук Дубровского? 4. Какими способами в романе выражается авторское отношение к героям? Самостоятельная работа. Чтение повести «Барышня- крестьянка» и других произведений из цикла «По- вести Белкина». Подготовка их пересказов. Подбор иллюстраций к «Повестям Белкина» | |||
17 | Вн. чт. А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Научиться определять особенности повествования | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фронтальный опрос | |||
18 | Контрольная работа №1 | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Формирование мотивации к самосовершен-ствованию | Контрольная работа №1 | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 |
2 четверть 14 часов
№ урока п/п | Дата план\факт | Раздел (модуль) | Тема урока | Метапредметные результаты | Предметные | Личностные | Формы контроля | Оценочные материалы |
19 | Произведения русских писателей 19 века. | М.Ю. Лермонтов «Тучи». | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Фронтальный опрос , индивид. сообщение | ||
20 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Три пальмы», «Листок», «Утес». | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Научиться анализировать текст стихотворения | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведче- ской задачи | Письменный контроль | Раздаточный материал | ||
21 | И.С.Тургенев «Бежин луг» | Познавательные: самостоятельно делать вы- воды, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | Фронтальный опрос индивид. сообщение | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 | |||
22 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. | Научиться составлять характеристику героя (-ев); | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Письменный опрос | Раздаточный материал | ||
23 | Лирика Ф.И.Тютчева. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться анализировать поэтический текст | Формирование мотивации к индивидуаль-ной и колле- ктивной творческой деятельности | Фронтальный опрос индивидуальные задания | |||
24 | Лирика А.А.Фета. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изу-ченную терминологию и полученные знания | Научиться определять черты пейзажной лирики | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос индивидуальное сообщение | |||
25 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» Трехсложные размеры стиха | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникатив- ных задач | Научиться анализировать текст | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос индивидуальное сообщение | |||
26 | Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка» | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Научиться определять тему и идею стихотворения | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Индивидуальный опрос | |||
27-29 | Н.С.Лесков «Левша». Анализ сказа. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Научиться владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять литературный портрет писателя | Фронтальный опрос Индивидуальное сообщение | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 | |||
30-31 | А.П.Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий». | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фронтальный опрос индивидуальное сообщение | |||
32 | Контрольная работа №2 на тему «Произведения русских писателей 19 века» | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование навыков само-диагностики | Контрольная работа №2 | Раздаточный материал |
3 четверть 22 часа
№ урока п/п | Дата план\факт | Раздел (модуль) | Тема урока | Планируемые результаты | Формы контроля | Оценочные материалы | ||
Метапредметные | Предметные | Личностные | ||||||
33 | Произведения русских писателей 19 века | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого. | Познавательные: уметь искать и выделять необ-ходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Научиться определять особенности пейзажной лирики | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос индивидуальные сообщения | ||
34-35 | Произведения русских писателей 20 века. 15 часов+1р.р. | Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться определять жанрово-ком- позиционные особенности рассказа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 | ||
36 | РР Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» | Уметь формулировать письменный ответ на вопрос | Сочинение | |||||
37-38 | А.С.Грин «Алые паруса» | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться определять жанрово-ком- позиционные особенности рассказа | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фронтальный опрос | |||
39 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. | Научиться определять идейное своеобразие были-сказки | Формирование навыков исследовательской деятельности | Фронтальный опрос | |||
40 | А.П.Платонов «Неизвестный цветок» | Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. | Фронтальный опрос | |||||
41-42 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | Беседа, блиц-опрос фронтальный опрос | ||||
43-44 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. | Научиться определять идейно- художественное своеобразие прозаического текста | Фронтальный опрос | ||||
45-46 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Научиться анализировать эпизод по алгоритму выполнения задачи | Формирование навыков аргументации собственного мнения в диалоге со сверстника- ми | Фронтальный опрос | В.Полухина: Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе для 6 класса, Просвещение, 2014 | ||
47 | Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству В.П.Астафьева и В.Г.Распутина | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение про- читанного, Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование навыков исследовательской и диагностической деятель- ности | Письменный опрос | |||
48 | Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. | Научиться анализировать прозаический текст | Фронтальный опрос | ||||
49 | Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» | Познавательные: уметь искать и выделять необ-ходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Научиться способам аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людь-ми и достигать в нем взаимопонимания | Выборочный контроль | |||
50 | Лирика А.А.Блока | Познавательные: узнавать, называть и опреде- лять объекты в соответ- ствии с содержанием. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться выразительно читать стихотворный текст | Формирование мотивации к самосовершен-ствованию | Фронтальный опрос | |||
51 | Лирика С.А.Есенина | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно- выразитель- ных средств | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фронтальный опрос | |||
52-53 | А.А.Ахматова и Н.М.Рубцов. Постижение красоты. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. | Научиться выразительно читать стихи | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фронтальный опрос | |||
54 | Контрольная работа №3 на тему «Произведения русских писателей 20 века» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного мате- риала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изучен- ную терминологию и полученные знания | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование мотивации к индивидуаль-ной творческой и диагностической деятельности | Письменный опрос | тестирование |
4 четверть 16 часов
№ урока п/п | Дата план\факт | Раздел (модуль) | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Оценочные материалы | ||
55 | Из литературы народов России. 2 часа. | Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно | Научиться уважать литературное наследие многонационального государства | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фронтальный опрос | ||
56 | Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «каким бы ни был малым мой народ…» | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Регулятивные: уметь выполнять учебные действия планировать алгоритм ответа,работать самостоятельно | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Фронтальный опрос | |||
57 | Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. | Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Научиться определять жанрово-ком- позиционные особенности мифа | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос | ||
58 | Геродот. Легенда об Арионе. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. | Научиться определять особенности повествования в легенде | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос | |||
59-60 | Произведения зарубежных писателей. 8 часов+1р.р | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать ин- формацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людь-ми и достигать в нем взаимопонимания | Письменный опрос | Раздаточный материал | |
61 | М. Сервантес «Дон Кихот» | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. | Научиться определять композиционные и жанровые особенности рыцарского романа | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос | |||
62 | Фридрих Шиллер Баллада «Перчатка» | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. | Научиться определять жанрово-ком- позиционные особенности баллады | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | Работа по карточкам | Раздаточный материал | ||
63 | Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. | Научиться пони-мать смысл произведения и видеть его идейно-содержательные особенности | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Фронтальный опрос | |||
64 | В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия | ||||||
65 66 67 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственные проблемы произведения «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям (инсценированное чтение) | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Фронтальный опрос | |||
68 | Итоговое тестирование за курс 6 класса Рекомендации для летнего чтения | Тест | Тестирование | |||||
69-70 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...