Учебно-аналитическое коментирование художественных текстов
статья по литературе на тему

Сухова Людмила Петровна

О применении методик обучения  учащихся пониманию художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_hudozhestvennym_tekstom.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Учебно-аналитическое комментирование художественных текстов»

Учитель: Сухова Людмила Петровна

        Вопросы методики обучения читателя адекватному пониманию художественного текста разрабатываются давно. В рамках этого процесса следует рассматривать практические пособия по объяснению художественного текста: разработки анализа текста, комментарии автора, объяснительные словари, толковые словари, словарь устаревших слов русского языка.

        Презентация художественного текста – это проблема двойного плана. С одной стороны, мы знакомим учащихся с литературой и тем самым приобщаем их к культуре. С другой стороны, хотим, чтобы в процессе такого знакомства решалась и определенная методическая задача – обучение русскому языку. Эти две стороны названной проблемы теснейшим образом взаимосвязаны.

        Когда мы предлагаем вниманию учащихся художественный текст, первая наша задача – сделать так, чтобы текст был максимально понятен. В классах со слабой подготовкой учащихся для снятия языковых трудностей необходимо лингвистическое, культуроведческое и историческое комментирование данного художественного текста.

        Например: при изучении в 7 классе поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» необходимо восстановить исторические факты, которые связаны с основанием Санкт-Петербурга Петром I, наводнениями в Петербурге, возведением памятника Петру I, названного А.С.Пушкиным «Медный всадник».

        В первых строках вступления нужно объяснять смысл отдельных фраз:

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел….»

А) Кого имел ввиду автор?

Б) Какие думы теснились в голове Петра I?

        Читать и адекватно понимать художественное произведение – это значит не только разбираться во всех поворотах сюжета, но и вникать в идейно-художественные особенности текста, сознавать исторический фон произведения, характерные черты стиля автора, одним словом – художественную сторону произведения.

        Здесь обязательно надо остановиться на разъяснении исторических фактов:

«И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

        Вернемся к историческим фактам. В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива, лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Вот о каком «окне в Европу» говорит А.С.Пушкин.

        В рамках художественного мышления формируются и ассоциации, рожденные определённым художественным образом.

Например: образ Петербурга

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой его гранит».

Объяснить важно каждую строку. Словесно - художественные образы зависят от свойств языка, от его структуры, лексики, фразеологии, синтаксиса.

Например:

«Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца».

Здесь используются приемы ораторской речи перефразы, то есть тропы, в которых используются вместо одного понятия несколько(приют убогого чухонца, полнощных стран краса и диво, печальный пасынок природы, Петра творенье). Поясним значение некоторых слов:

Полнощных – полночных (т.е. северных)

Блат – болот

Чухонец – финны

Порфироносная -  облаченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях, царственная.

        Понимание роли языка как средства создания высокохудожественных образов может быть достигнуто лишь в том случае, если учащийся знакомится с произведением при комментарии учителем отдельных эпизодов и глав.

        Методически ориентированное комментирование помогает детям адекватно воспринимать художественный текст. При этом комментарий должен не просто информировать ученика о трудностях, препятствующих пониманию текста, и объяснять их, но и показывать положение определенных явлений в системе.  Учить детей чувствовать красоту русского языка, расширять знания, приведя их в определенную норму. Иными словами, комментарий к художественному тексту, должен нести определенную информацию справочного характера.

        При изучении «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина обязательно обращение к словарям устаревших слов русского языка. Словарь устаревших слов под редакцией Т.С.Карской дает объяснение слова «волхвы».

«Волхвы не боятся могучих владык

И княжеский дар им не нужен». А.С.Пушкин

Волхв – а,м. предсказатель будущего, кудесник, древний мудрец, маг.

Кроме этого надо познакомить с историей создания «Песни о вещем Олеге». А.С.Пушкин в основу баллады положил отрывок из летописи о смерти киевского князя Олега (X  век), предсказанной ему волхвом. Комментируя прочитанный текст, обратим внимание на строки, которые не могут понять наши учащиеся.

«Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечом и пожаром».

Обязательна работа со словарем устаревших слов русского языка.

Хазары – народ, живший некогда в степях, кочующий с места на место, часто нападавший на города Древней Руси.

Броня (кольчуга) – одежда из металлических пластин или колец, защищавшая воина от удара меча.

Курган – насыпной холм, возводимый на месте захоронения воина или нескольких погибших воинов.

Тризна – похоронный         обряд у древних славян сопровождаемый жертвоприношениями, военными играми, состязаниями, а также пиршеством в честь умершего.

Лингвистические и методические основы комментирования текстов следующие:

  1. Определение и типология языковых явлений;
  2. Выработка оптимальных способов комментирования;
  3. Учитывать лингвистические характеристики языка данного произведения;
  4. Предполагаемый уровень знаний учащихся;
  5. Цель комментирования.

Н.М. Шанский справедливо считает, что «Лингвистический анализ» литературного текста позволяет практиковать такой методический приём, как лингвистическое комментирование художественного текста, особенно при изучении произведений XVIII века. В них много устаревших слов.

Например:

  1. Тугоухий (глухой)
  2. Гармоника (духовой музыкальный инструмент)
  3. Картуз (мужской головной убор с высоким и твердым козырьком)
  4. Армяк (крестьянская старинная долгополая мужская одежда из толстого сукна)
  5. Лапти (крестьянская обувь, плетенная из древесного волокна, например из бересты, лыка).

При выработке способов комментирования необходимо шире использовать наглядный материал: картины, иллюстрации, словари, предметы быта, фразеологизмы, толковые словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....