Учебно-аналитическое коментирование художественных текстов
статья по литературе на тему
О применении методик обучения учащихся пониманию художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_hudozhestvennym_tekstom.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Учебно-аналитическое комментирование художественных текстов»
Учитель: Сухова Людмила Петровна
Вопросы методики обучения читателя адекватному пониманию художественного текста разрабатываются давно. В рамках этого процесса следует рассматривать практические пособия по объяснению художественного текста: разработки анализа текста, комментарии автора, объяснительные словари, толковые словари, словарь устаревших слов русского языка.
Презентация художественного текста – это проблема двойного плана. С одной стороны, мы знакомим учащихся с литературой и тем самым приобщаем их к культуре. С другой стороны, хотим, чтобы в процессе такого знакомства решалась и определенная методическая задача – обучение русскому языку. Эти две стороны названной проблемы теснейшим образом взаимосвязаны.
Когда мы предлагаем вниманию учащихся художественный текст, первая наша задача – сделать так, чтобы текст был максимально понятен. В классах со слабой подготовкой учащихся для снятия языковых трудностей необходимо лингвистическое, культуроведческое и историческое комментирование данного художественного текста.
Например: при изучении в 7 классе поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» необходимо восстановить исторические факты, которые связаны с основанием Санкт-Петербурга Петром I, наводнениями в Петербурге, возведением памятника Петру I, названного А.С.Пушкиным «Медный всадник».
В первых строках вступления нужно объяснять смысл отдельных фраз:
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел….»
А) Кого имел ввиду автор?
Б) Какие думы теснились в голове Петра I?
Читать и адекватно понимать художественное произведение – это значит не только разбираться во всех поворотах сюжета, но и вникать в идейно-художественные особенности текста, сознавать исторический фон произведения, характерные черты стиля автора, одним словом – художественную сторону произведения.
Здесь обязательно надо остановиться на разъяснении исторических фактов:
«И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно».
Вернемся к историческим фактам. В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива, лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Вот о каком «окне в Европу» говорит А.С.Пушкин.
В рамках художественного мышления формируются и ассоциации, рожденные определённым художественным образом.
Например: образ Петербурга
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой его гранит».
Объяснить важно каждую строку. Словесно - художественные образы зависят от свойств языка, от его структуры, лексики, фразеологии, синтаксиса.
Например:
«Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца».
Здесь используются приемы ораторской речи перефразы, то есть тропы, в которых используются вместо одного понятия несколько(приют убогого чухонца, полнощных стран краса и диво, печальный пасынок природы, Петра творенье). Поясним значение некоторых слов:
Полнощных – полночных (т.е. северных)
Блат – болот
Чухонец – финны
Порфироносная - облаченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях, царственная.
Понимание роли языка как средства создания высокохудожественных образов может быть достигнуто лишь в том случае, если учащийся знакомится с произведением при комментарии учителем отдельных эпизодов и глав.
Методически ориентированное комментирование помогает детям адекватно воспринимать художественный текст. При этом комментарий должен не просто информировать ученика о трудностях, препятствующих пониманию текста, и объяснять их, но и показывать положение определенных явлений в системе. Учить детей чувствовать красоту русского языка, расширять знания, приведя их в определенную норму. Иными словами, комментарий к художественному тексту, должен нести определенную информацию справочного характера.
При изучении «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина обязательно обращение к словарям устаревших слов русского языка. Словарь устаревших слов под редакцией Т.С.Карской дает объяснение слова «волхвы».
«Волхвы не боятся могучих владык
И княжеский дар им не нужен». А.С.Пушкин
Волхв – а,м. предсказатель будущего, кудесник, древний мудрец, маг.
Кроме этого надо познакомить с историей создания «Песни о вещем Олеге». А.С.Пушкин в основу баллады положил отрывок из летописи о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом. Комментируя прочитанный текст, обратим внимание на строки, которые не могут понять наши учащиеся.
«Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечом и пожаром».
Обязательна работа со словарем устаревших слов русского языка.
Хазары – народ, живший некогда в степях, кочующий с места на место, часто нападавший на города Древней Руси.
Броня (кольчуга) – одежда из металлических пластин или колец, защищавшая воина от удара меча.
Курган – насыпной холм, возводимый на месте захоронения воина или нескольких погибших воинов.
Тризна – похоронный обряд у древних славян сопровождаемый жертвоприношениями, военными играми, состязаниями, а также пиршеством в честь умершего.
Лингвистические и методические основы комментирования текстов следующие:
- Определение и типология языковых явлений;
- Выработка оптимальных способов комментирования;
- Учитывать лингвистические характеристики языка данного произведения;
- Предполагаемый уровень знаний учащихся;
- Цель комментирования.
Н.М. Шанский справедливо считает, что «Лингвистический анализ» литературного текста позволяет практиковать такой методический приём, как лингвистическое комментирование художественного текста, особенно при изучении произведений XVIII века. В них много устаревших слов.
Например:
- Тугоухий (глухой)
- Гармоника (духовой музыкальный инструмент)
- Картуз (мужской головной убор с высоким и твердым козырьком)
- Армяк (крестьянская старинная долгополая мужская одежда из толстого сукна)
- Лапти (крестьянская обувь, плетенная из древесного волокна, например из бересты, лыка).
При выработке способов комментирования необходимо шире использовать наглядный материал: картины, иллюстрации, словари, предметы быта, фразеологизмы, толковые словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема1
Подготовка к ЕГЭ...
Анализ художественного текста Тема2
Поэтика как искусство...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....