Урок чтения "Литературная гостиная А.С.Пушкин"
план-конспект урока по литературе на тему

Попова Наталья Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_urok_chteniya.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения  города Москвы

УРОК ЧТЕНИЯ. 6 КЛАСС

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С. ПУШКИНА).

Попова Н.В.

Цель: обобщить ранее полученные знания  о произведениях  А.С. Пушкина.  

Задачи: 

Образовательная

  • систематизировать знания  учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
  • развивать умение работать с поэтическим произведением;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • расширить круг чтения детей.

 Коррекционно-развивающая

  • корригировать и развивать устную речь: орфоэпически правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря, диалогическую речь;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза);
  • развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;
  • корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза).

Воспитательная

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы, через уроки внеклассного чтения;
  • воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина, поэтическому слову;
  • воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;
  • воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся;
  • воспитывать  чувство коллективизма, умение работать в группах;

Здоровьесберегающая

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания;

Оборудование и ТСО:

Портрет А.С. Пушкина, плакат с названием темы, выставка произведений А.С. Пушкина, ПК, презентация к уроку, магнитофон, диски со сказками Пушкина и музыкальными произведениями, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, свеча, чернильница и др.

Ход урока:

-Добро пожаловать в литературную гостиную! Я - хозяйка, а вы мои гости. И разговор у нас пойдёт о творчестве великого русского поэта, который так писал о себе в минуты вдохновения:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

- Как вы думаете, кому из великих  русских поэтов принадлежат эти строки? Сегодня наш урок посвящается гениальному человеку, поэту, творчество которого знакомо каждому с раннего детства. Это …А.С.Пушкин (Слайд  1)

Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Вы уже знакомы с его произведениями и, наверняка, полюбили их.

- Давайте вспомним, а что мы знаем о жизни А.С. Пушкина.

- Когда и где родился А.С.Пушкин? (слайд 2)

- На каком языке говорили в семье А.С.Пушкина?

- Кто учил его писать по-русски? (слайд3)

- Кто ему рассказывал сказки? (слайд 4)

- Ребята, какое время года больше всего любил Пушкин?

Каждое время по-своему прекрасно. Чудесная пора весна, однако поэт писал:

«Я не люблю весны, скучна мне оттепель,

Вонь, грязь, - весной я болен…»

Казалось бы, как не любить лето, но поэт восклицает:

«Ох, лето-красное, любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, и комары да мухи.»

И наступает унылый октябрь, а душа поэта расцветает. («Унылая пора!», «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода») (Слайд 5, 6,7)

Позвольте, но А.С.Пушкин писал и о зиме, вот послушайте «Зимнее утро», «Опрятней модного паркета». (Слайд 8)

Это ещё не все пушкинские стихи о зиме, мне нравится стихотворение «Зимний вечер».

- Как выразительны пушкинские строки. Вот он говорит о буре. С кем он сравнивает завывание бури?

- Читая эти строки, мы действительно слышим звуки бури за окном. А своими словами: «Что же, ты моя старушка…» к кому он обращается?

- Как он относится к своей няне?

- Каждое стихотворение вызывает у человека определенные эмоции, настроение. Что вы почувствовали после прочтения этого стихотворения?

- Поэзия Пушкина настолько легка, светла, она как бы сама просится в музыку. Поэтому многие композиторы в своем творчестве обращались к  произведениям А.С.Пушкина. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Зимний вечер» в исполнении тенора Лемешева. (Слайд 9)

Пушкин – это возрождение,

Русской музы воплощение,

Это старой няни сказки,

Это молодость из сказки.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старин

И Черномор, и князь Гвидон

Людмила и Руслан,

Балда и царь Додон.

Их Пушкин написал,

От доброй няни услыхав,

В глуши забытого селенья.

(появляется Арина Родионовна. Обращается к портрету Пушкина)

- Ах, Саша, Саша!

Как ты вырос!

А помнишь няни тихий глас,

Когда рассказывала сказки

Тебе в вечерний поздний час?

Ты слушал, затаив дыханье.

- Вот по листу бежит рука…

И строки няниных сказаний

Пройдут сквозь многие века.

-А помните, сколько сказок написал А.С.Пушкин? (слайд 10)

Назовите их.

А сейчас проведём конкурс: «Знаток сказок А.С.Пушкина».

Вопросы:

  1. С какими словами обращается старик к золотой рыбке?

(…Смилуйся, государыня рыбка…)

  1. Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

(Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее…)

  1. Что кричал Золотой Петушок?

(Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!)

  1. Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря..)

  1. Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?

(…Три девицы под окном,

 Пряли поздно вечерком…)

  1. Какую песню исполняла белочка в сказке о царе Салтане?

(Во саду ли, в огороде…)

  1. Какими словами заканчиваются сказки А.С.Пушкина?

(Я там был, мёд пиво пил

И усы лишь обмочил…

…Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок…)

-  Много разных героев в сказках Пушкина: люди, звери, птицы, насекомые. Назовите героев из каждой сказки. Конкурс «Герои сказок А.С.Пушкина».

Игра «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжите.

- Свет мой, зеркальце, скажи…(Да всю правду доложи…)

- С первого щелчка прыгнул Поп… (до потолка).

-А орешки не простые, все скорлупки золотые, … (Ядра - чистый изумруд)

- Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…(Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает…)

-Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…(Золотого петушка).

- Вставить недостающие слова. (Работа в группах. Дополнить пропущенные слова в отрывок и прочесть)

-А сейчас отгадаем кроссворд. (Разгадывание кроссворда).

- Творчеству, какого поэта был посвящен урок?

-  Поэт дорог нам и навсегда останется в народной памяти.

- Как россияне берегут память об А.С.Пушкине? (Слайд11)

Чтение стихотворения: (Слайд12)

У памятника на бульваре летом

Играют дети, и, склонив главу,

По пояс озарен вечерним светом

Он с возвышенья смотрит на Москву…..

Поют, гудят, машины выбегая,

На площадь и бульвар из-за угла

Бурлит Москва – родная, но другая –

И старше, и моложе, чем была.

А он всё тот же. Только год от года

Фигура с наклонённой головой

Роднее и дороже, для народа

Шумящего вокруг на мостовой.

Участник наших радостей и бедствий,

Стоит, незыблем в бурю и грозу,

Там, где играл, быть может, в раннем детстве,

Как те ребята, что снуют внизу

По-русски говорим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обретаем, как наследство

В сиянье пушкинских стихов.

- Вот уже гаснут свечи, пришла пора расстаться, но мы никогда не расстанемся с Пушкиным. «Солнце русской поэзии»- так называем Пушкина и мы. Вот уже много лет лучи этого солнца освещают и согревают жизнь людей. А теперь огромное счастье- читать Пушкина – предстоит и нам.(Слайд13)

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал –

без перевода.( Слайд 13)

- Спасибо, дорогие гости! Я надеюсь, что еще не раз мы встретимся в этой прекрасной литературной гостиной.

Приложение:

Царь с  царицею простился,

В путь дорогу снарядился.

А царица у   ____________

Села ждать его________________

Ждёт – пождёт с __________ до __________ ,

Смотрит в поле инда очи

Разболелись глядючи

С белой ___________ до ____________ .

И царица хохотать,

И ________________ пожимать,

И подмигивать _________________ ,

И прищёлкивать ________________ ,

И вертеться подбочась,

Гордо в _______________ глядясь.  

Воевода говорит:

-Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей ________________ .

Царь к окошку ,- ан на _______________ ,

Видит  бьётся ______________________ ,

Обратившись на _________________ .

И царица над __________________ ,

Как орлица над _________________

Шлёт с ________________ она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с _________________ ,

С сватьей _________________ Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца _______________ .

Видит весь сияя в ______________

Царь Салтан сидит в _________________

На _______________ и в _________________ ,

С грустной думой на _______________ .

Королевич Елисей,

Помолясь усердно ______________ ,

Отправляется в _________________

За _______________ душой,

За _______________ молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «А.С.Пушкину посвящается…»

Литературная гостиная о жизни и творчестве А.С. Пушкина включает материал, который позволяет расширить представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил....

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин».  Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...

Урок – исследование Неизвестная Наталья Николаевна Пушкина (письма Н.Н. Пушкиной брату Д.Н. Гончарову)

Высказывание Б.С. Мейлаха: «Опубликованные письма жены Пушкина к брату вызвали большой интерес почитателей поэта. Понятно и естественное стремление некоторых исследователей решительно порвать с привыч...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...

Литературная гостиная А. С. Пушкин

quot;Благослови, ликующая муза,Благослови: да здравствует лицей! "...