Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Будаева Майя  Батожаповна

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании», в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной учебной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений пол ред. Т. Ф. Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_v_5_klasse.docx123.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6.

34.jpg

                               I. Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Закона «Об образовании», в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной учебной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений пол ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2010 г., Учебного плана МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 уч. год.                Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.                                                                        Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

- продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

- обучать аргументировано выражать свое мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;

- формировать первичные навыки работы с теорией литературы; формировать первичные навыки работы со справочными материалами;

- способствовать развитию умения создавать творческие работы на основе содержания художественного произведения;

- учить проводить параллель между произведениями разных авторов.                        Рабочая программа отражает обязательное для 5 класса содержание обучения литературе на базовом уровне. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение произведений устного народного творчества, художественных произведений русской и зарубежной классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на внутрипредметных   метапредметных связях, на определенных способах и видах учебной деятельности с увеличивающейся долей уроков-презентаций, уроков-исследований, проводимых учителем при активном участии школьников.                                        Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования  необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы. Происходит первое практическое ознакомление с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. В ходе изучения различных произведений набор основных базовых понятий: сюжет-герой-жанр-автор предстает в 5 классе в их взаимных связях.                                        Главной целью  литературного образования в 5 классе является демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения – сюжет. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса, этапами творческой эволюции писателей, историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений, основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе, интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать свое отношению к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию, эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его  воплощения, в том числе и языковое. Их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Место предмета в учебном плане

        Программа рассчитана на 2 часа в неделю – 70 часов в год. Ориентирована на учебник-хрестоматию для общеобразовательных учреждений «Литература. 5 класс» в 2 ч.: учеб. - хрестоматия / авт. сост. Т. Ф Курдюмова. -  М.: Дрофа. 2014.                                        амма адресована учащимся 5 класса МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», составлена на 2014-2015 уч. год.

II. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 5 класса

        Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

- содержание изученных текстов;

- основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.);

- понимать роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания;

- основные факты жизненного и творческого пути писателей классиков.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- владеть техникой составления плана;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

- уметь подбирать аргументы при обсуждении произведения с использованием цитирования;

- пользоваться справочной и энциклопедической литературой;

- работать над созданием и редактированием собственных текстов.

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15-20 текстов);

- формирование читательского мастерства;

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- выразительное чтение произведения (или фрагмента) с соблюдением норм литературного произношения.

II. Содержание программы

Раздел 1. Происхождение и развитие литературы

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства. Литература как искусство слова. Знания и умения учителя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения, риторическое обращение, риторический вопрос и др. ученик как слушатель и как исполнитель чтец художественного текста.

Теория. Искусство. Виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах. Взаимосвязь литературы и музыки (внеклассное занятие) Контрольное чтение.

Раздел 2. Мифы народов мира

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия  календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы «Золотые яблоки Гесперид». Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.

Теория. Миф. Виды мифов.  

Раздел 3. Устное народное творчество.

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Былины.

Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители былин. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Сюжет и герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Сила и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.

Теория. Былина как русский народный эпос. Постоянный эпитет. Сравнение и отрицательное уравнение. Сюжет. Гипербола.

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Царевна – лягушка – главная героиня сказки. Столкновение и поединок Добра со Злом. Ошибка героя, преодоления препятствий и победа героев. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Арабские народные сказки. Сказки народов мира.

Теория. Сказка. Виды сказок. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, необычность героев, необычность языка.

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория. Малые жанры фольклора. Лаконизм малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Их отличие. Афоризм. Загадка. Особенности ее строения. Анекдот.

Песни, частушки. Виды народных песен и их популярность. Одна из самых поздних форм фольклора – частушка. Стих и мелодия в песне и в частушке. Тематика частушек. Причины их популярности. Б. Шергин. Сказка «Рифмы». Как герой сказки сочинял частушки и какую роль играли в них рифмы.

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора: насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты.

Теория. Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драматического произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка. Диалог в пьесе.

«Сказка – жизнь!» (внеклассное занятие)

Итоговая работа по теме «Фольклор»

Раздел 4. Русская литература XIX века

Русская классическая литература XIX века

Славные имена русских писателей 19 века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

И. А. Крылов – великий баснописец. Басни «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осел и мужик» - обличение воинствующего невежества в баснях Крылова. Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен.

Мораль басен. Афоризмы из текста басен.

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басен.

А. С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы».

Сказки Пушкина (повторение изученного материала в начальной школе).

«Руслан и Людмила» - связь пролога поэмы с русскими сказками. Яркость сказочных описаний. Фантастические события сюжета. Герои поэмы.

Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двухсложный стихотворный размер ямб.

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта ( «И вижу я себя ребёнком…»). Начало творческого пути. Стихотворения «Парус», «Листок, «Из Гёте», в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

«Бородино» - патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г. Композиция и герои произведения.

Теория. Рифма. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.

Война 1812 года в творчестве Л. Толстого и М. Булгакова.

Контрольное чтение

Н. В. Гоголь детство и юность писателя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

Теория. Поверье. Быличка.

И. С. Тургенев. Детство в Спасско-Луговинове. «Муму» - история создания рассказа.

Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. Политический образ Родины в творчестве поэтов 19 века. И. С. Никитин «Русь» А.В. Кольцов «Косарь»

Теория. Двусложные размеры стиха ямб и хорей

Творческая работа по теме «Литература XIX века»

Раздел 5 Литература XX века.

Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков.

Авторы. Герои и произведения XX столетия. Память о А. С. Пушкине в творчестве И. Бунина, А Ахматовой и др. писателей поэтов 20 века.

Теория. Тема лирика

Литературные сказки XIX-XX веков.

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в 20 веке. Сказки писателей – ученых. К. Г. Паустовский «Рождение сказки».

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» - дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки.

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Волшебное кольцо» - победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Теория. Фольклорная  и литературная сказки.

Дж. Родари. «Сказка по телефону». Льюисс Кэролл. «Алиса в тсране чудес». В. Набоков «Аня в стране чудес». Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно».

Теория. Лаконизм. Парадокс. Фэнтези как жанр.

Проза русских писателей XX века.

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

А. И. Куприн «мой полет».

Е. И. Замятин «Огненное «А»».

Теория. Название произведения. Очерк. Рассказ.

Поэтический образ Родины.

Стихотворение и прозаические произведения о красе родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему миру природы в творчестве А. Блока, С. Есенина, Н. Рубцова, М. Пришвина и др.

И. Бунин. Слово о писателе и поэте. «Сказка», «Канарейка».

Теория. Богатство и многообразие художественных приемов изображения родины.

Мир братьев наших меньших. 

С. А. Есенин. «Песнь о собаке». В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» - любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим.

Теория. Лирическая проза. Приемы изображения наших братьев меньших.

«Край ты мой, родимый край…!» (внеклассное занятие)

Героическое прошлое России.

Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов, их популярность в годы ВОВ и после нее.

Теория. Песня: слово и музыка в их единстве.

Раздел 6. Современная литература.

В. П. Астафьев. Автобиографическое произведении писателя о детских годах «Васюткино озеро». Произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. Васютка и его путешествие по осенней тайге.

Теория. Автобиографический рассказ.

Т. Янссон – писательница и художница. «Последний в мире дракон» - мир нарисованных и описанных Т. Янссон сказочных героев.

Теория. литературная сказка и иллюстрация.

Творческая работа по теме «Литература XX века».

Раздел 7. Путешествия и приключения на страницах книг.

Покорение пространства и времени в творчестве Д. Дэфо. «Робинзон Крузо». Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твена «Приключения Тома Сойера». А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».

Новая жизнь старых героев.

Н. Гумилев «Орел Синдбада». Б. Лесьмян «Новые приключения Синдбада – морехода» - что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.

Раздел 8. Итоги.

Сюжет изученных произведений. Сюжет и герой.

Проверочная работа за курс литературы в 5 классе.

Контрольное чтение.

Чтение летом.

М. Цветаева «Книги в красном переплете» - советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников в организации летнего чтения.

III. Учебно-тематическое планирование

№ раздела/темы

Наименование раздела

Кол-во часов

Из них часов на

Развитие речи (устной и письменной)

Контрольные (проверочные работы)

Внеклассное чтение

1

Происхождение и развитие литературы

1

1

1

1

2

Мифы народов мира

3

3

Устное народное творчество (фольклор)

10

1

1

1

4

Русская литература XIX века

29

1

3

5

Литературная сказка XIX – XX веков

8

2

1

6

Проза русских писателей

3

7

Мир наших братьев меньших

1

8

Героическое прошлое России

1

9

Путешествия и приключения на страницах книг

8

10

Современная литература

4

11

Подведение итогов

1

Итого

70

5

5

6

№ п/п

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4четверть

Всего

Всего уроков

18

14

20

18

70

Внеклассное чтение

2

2

1

1

6

Развитие речи

1

1

2

1

5

IV. Календарно-тематическое планирование уроков

литературы в 5 классе

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

План

Факт.

1 четверть – 18 часов – (17+1)

Происхождение и развитие литературы – 1 ч.

1

Художественная литература

1

Мифы народов мира – 3 ч.

2

Календарные мифы и календарные праздники

1

3

Мифы о сотворении мира. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид»

2

Устное народное творчество. (фольклор) – 10 ч.

(9+1)

4

Устное народное творчество как предмет изучения. Былины.

1

5

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Русские народные сказки

6

Сказка как популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка».

1

7

Особенности «Сказывания». Художественное совершенство сказки «Царевна-лягушка»

1

8

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» (рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода), причина путешествий и приключений Синдбада

1

9

Р. Р. Творческая работа. Сочинение-описание «Моя любимая сказка»

1

Малые жанры фольклора

10

Разнообразие малых жанров фольклора

2

11

Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка, потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки

Русский народный театр

12

Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Пьеса «Петрушка»

1

13

Внеклассное чтение. «Моя любимая сказка». Урок-конкурс

1

Русская литература 19 в. Русская классическая литература 19 в. (29 ч.)

14

Поэтический образ Родины. Героическое пошлое России в русской классической литературе 19 в.

1

15

Великий русский баснописец И. А. Крылов (1769-1844). Басня как вид литературного произведения. «Волы и Ось». «Свинья под дубом». Аллегория и мораль в басне.

1

16

Злободневность морали басен «Зеркало и обезьяна», «Осел и мужик», роль афоризма в басне.

1

17

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе.

1

А. С. Пушкин

18

А. С. Пушкин (1799-1837)

Поэма «Руслан и Людмила», песнь первая. Пролог к поэме «У лукоморья…» знакомство с героями

1

2 четверть – 14 часов (12+2)

19

Песнь вторая. Руслан и его соперники. Рассказ старца. Людмила в плену у Черномора.

1

20

Песнь третья. Добрые и злые силы в поэме. Победа добра над злом. Финал поэмы.

1

21

Р.Р. сочинение по поэме А. С.Пушкина «Руслан и Людмила»

1

22

Теория литературы. Повествование. Описание. Рассуждение.

1

23

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Бесы». Родная природа в лирике поэта.

1

24

Теория литературы. Стихи и проза.

1

25

Урок внеклассного чтения. А. Погорельский «Черная курица или Подзеиные жители».

1

26

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Стихотворения «Парус», «Из Гете», «И вижу я себя ребенком», «Листок». Отношение поэта к окружающему миру.

1

27

Н. В. Гоголь (1809-1852) «Пропавшая грамота»

1

28

Сюжет и герой повести «Пропавшая грамота»

1

29

Урок внеклассного чтения. Цикл повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

И. С. Тургенев

30

И. С. Тургенев (1818-1883), рассказ «Муму». Сюжет и герой рассказа.

1

31

Богатырский облик и нравственная чистота Герасима

1

32

Герасим и Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней.

1

3 четверть – 20 часов (19+1)

33

Р. Р. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1

34

Внеклассное чтение по рассказам И. С. Тургенева из «Записки охотника» («Бежин луг» и др. рассказы)

1

35

Образ Родины в стихотворениях русских поэтов. А. С. Пушкина, И. С, Никитина, М. Ю. Лермонтова, А. В Кольцова, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов «Зимнее утро» А. С. Пушкина, отрывок из поэмы «Сашка» М. Ю. Лермонтова, «Косарь» А. В. Кольцова, «Русь И. С, Никитина», «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева, «Весенний дождь» А. А, Фета, «Соловьи» Н. А. Некрасова.

1

36

Р.Р. урок-концерт. Мое любимое стихотворение, олицетворяющее поэтический образ Родины.

1

37

Теория литературы. Стихотворные размеры.

1

38

М. Ю. Лермонтов. (18140-1841),стихотворение о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 г.

1

39

Образ старого солдата в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассказ-монолог и знаменитой битве.

1

40

Л. Н. Толстой (1828-1910). Петя Ростов (отрывок из романа «Война и мир»)

1

41

Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Его первый бой и смерть.

1

42

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

1

Литература 20 в. Век 19 и век 20. Связь веков.

43

Богатство литературы 20 в. Связь поэзии И. А. Бунина с традициями русской классической литературы. Память об А. С. Пушкине в литературе 20 в.: И. А. Бунин «26 мая», А. А. Ахматова «В царском селе», В. А. Рождественский «Памятник юноше Пушкину», К. Д. Бальмонт «Пушкин», П. Г. Антокольский «Бессмертие». Урок-концерт.

1

Литературные сказки 19-20 веков – 8 ч.

44

К. Г. Паустовский (1892-1968). «Рождение сказки», «Теплый хлеб», сказка о труде и взаимной выручке.

1

45

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке.

1

46

Испытания, выпавшие на долю героев сказки. Победа добра и любви.

1

47

А. П. Платонов (1899-1951). «Волшебное кольцо»

1

48

Б. Шергин. «Волшебное кольцо»

1

49

Дж. Родари (1920-1980). «Сказки по телефону».

1

50

В. В. Набоков (1899-1977). «Аня в стране чудес»

1

51

Дж. Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Проза русских писателей 20 в. – 3 ч.

52

И. С. Шмелев (1873-1950). «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

1

4 четверть – 18 ч. (17+1)

53

А. И. Куприн (1873-1938). Очерк «Мой полет».

1

54

Е. И. Замятин (1884-1937). Рассказ «Огненное «А»».

1

Поэтический образ Родины – 1 ч.

55

Урок-обзор. Красота природы в стихах и прозе. А. А. Блок «На лугу», «Ворона», И. А. Бунин Сказка», «Канарейка», К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Фейные сказки», С. А. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черемуха», М. М. Пришвин «Времена года» (фрагменты), Н. А. Заболоцкий «Оттепель», Д. Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…», Н. М. Рубцов «В горнице»

1

Мир наших братьев меньших

56

С. А. Есенин «Песнь о собаке». В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Героическое прошлое России – 1 ч.

57

А. И. Фатьянов «Соловьи». А. Т. Твардовский «Я убил подо Ржевом», А. А. Ахматова «Мужество», Р. Г. Гамзатов «Журавли»

1

Современная литература – 4 ч.

58

В. П. Астафьев (1924-2004). Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

1

59

Герой рассказа «Васюткино озеро»

1

60

Р. Р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

61

Т. Янссон «Последний в мире дракон»

1

Путешествия и приключения на страницах книг. Покорение пространства и времени – 8 ч.

62

Д. Дэфо (1660-1731). «Робинзон Крузо», Удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

1

63

Образ главного героя – Робинзона. Его мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм.

1

64

Р. Э. Рспе (1737-1794). «Приключения барона Мюнхгаузена».

1

65

Внеклассное чтение. Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории.

1

66

 М. Твен (1835-1910). «приключения Тома Сойера» и его герои.

1

67

Том и Гек. Дружба мальчиков и их приключения.

1

68

А. Линдрен (1907-2002). Современный детектив «приключения Калле Блюмквиста».

1

69

Н. С. Гумилев (188601921). «Орел Синдбада», Болеслав Лсьмян (1877-1937). «Новые приключения Синдбада-морехода».

1

70

Урок-итог. М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». Обзор книг для самостоятельного чтения.

1

Контрольно-измерительные материалы

Для оценки знаний и умений учащихся используются следующие формы контроля:

- текущий;

- промежуточный;

- тематический;

- итоговый.

Основными формами контроля знаний и умений учащихся 5 класса являются:

  1. Сочинение (отзыв, ответ на вопрос в форме рассуждения, по рисунку);
  2. Тест;
  3. Устное монологическое высказывание на заданную тему;
  4. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть);
  5. Письменный анализ лирического произведения;
  6. Письменный анализ эпизода;
  7. Проверка техники чтения.

Объем письменных и устных работ:

Контрольная работа – 4

Сочинение – 5

Техника чтения – 2

В том числе наизусть произведений отводится 59 часов. Для проведения уроков развития речи – 5 часов, уроков классного чтении – 6 часов.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся (основная):

  1. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа. 2012.
  2. Липина Е. Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т. Ф. Курдюмовой. 5-9 кл. М.: Дрофа. 2004.

Литература для учителя:

  1. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. М.: Дрофа. 2009.
  2. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа.2012.
  3. Н. В. Егорова. «Универсальные поурочные разработки по литературе» 5 класс. М.: «ВАКО». 2011.
  4. О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО». 2007.
  5. Литература. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель - 2007».
  6. Егорова Н. В. Рабочие программы по литературе. 5 – 9 кл. М.: «ВАКО».2011.
  7. Е. М. Мордес. «Искать, пробовать, обучать…». Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 кл. Волгоград. «Учитель - АСТ». 2002.
  8. Электронное пособие «Рабочие программы по литературе. 5-11 классы По программе Т. Ф. Курдюмовой». Издательство «Учитель». 2010.
  9. Электронное пособие «Русский язык. Литература. Тематическое планирование». Издательство «Учитель». 2010.
  10. Электронное пособие «Литература. Поурочные планы 5-6 классы». Издательство «Учитель». 2010.

Приложение 1.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

Оценка техники чтения.

Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами), правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.

Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению. Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения тона голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).

Осознанность чтения. Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит во 2 задание на «4». Если не может выполнить его, отвечает на вопрос 3, за правильные ответы – оценка «3». Оцениваем способ чтения (по слогам или цельными словами), правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.

Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90-100%;

«4» - 78-89%;

«3» - 60-77%;

«2» - менее 59 %.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбы;
  6. Умение владеть монологической литературной речью: логичность и последовательность ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживший прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.), свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений, об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживший незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств при раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий, слабое владение монологической речью и техникой чтения, недостаточность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой, неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Объем сочинений в 5 классе должен быть примерно таким: 1,5 тетрадные страницы. Любое сочинение в 5 классе проверяется не позднее недельного срока. Оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В 5 классе оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая к русскому языку.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя их идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах, умение включить их в текст сочинения, наличие плана в обучающих сочинениях, соразмерность частей сочинения, логичность связей и перехода между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку».

Оценка «5» ставится за сочинение:

Глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Оценка «4» ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения, логичность и последовательное изложение содержания, написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:

В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения, материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей, обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Оценка «2» ставится за сочинение, которое:

Не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст. Характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между ними, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка «1» ставится за сочинение:

Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли. Содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...