Конспект занятия внеурочной деятельности «Пишу стихи» на тему «Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_lir._i_proz._konspekt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия внеурочной деятельности  «Пишу стихи»

на тему «Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи.

Произведения эпические, лирические и драматические»

Киселева Наталья Михайловна,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ «СШ№25» города Смоленска

Предмет, класс

Литература, 8 класс

УМК

Учебник  В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г.)

Тема урока

Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи.  Произведения эпические, лирические и драматические

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование

Сборники стихотворений.

Технология

технология личностно-ориентированного обучения,  элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения, критического мышления

Формы работы

групповая, индивидуальная

Методы

проблемно-развивающий, поисково – исследовательский

Цели урока:

познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, тексты лирические, эпические, драматические; раскрыть своеобразие каждого понятия и жанра

УУД:
предметные:
-  умение  отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
-  умение анализировать,  делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать  оценку учителя и одноклассников;
к
оммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Целеполагание

Сегодня мы с вами рассмотрим отличия стихотворной речи от прозаической. Рассмотрим роды литературы

Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

2. Белый снег, пушистый

в воздухе кружится  

И на землю тихо  

Падает, ложится.

Ребятам предлагается сравнить два текста: один стихотворный, а другой прозаический.

Обучающиеся делают вывод, что стихотворная речь более красочная, она имеет ритм, размер, рифму.

Актуализация знаний

Выдвижение проблемы.

Схожесть и отличие лирического текста от прозаического

  1. Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
  2. Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
  3. Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
  4. Одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично) •
  5. В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
  6. Сделаем вывод, что же такое ритм? Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.  
  7. Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм). - Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
  8. А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Делается вывод.

Основные отличия стихотворного произведения от прозаического:

наличие рифмы (почти всегда), более мелодично и структурировано, более абстрактно

Создание проблемной ситуации

Понаблюдаем за прозаическим текстом.

Какие особенности имеет этот текст?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Делается вывод.

Проза является одной из форм литературы, и проза и научная литература включены в прозу. Романы, повести, рассказы, биографии, автобиографии, мемуары, очерки, путевые книги, академические сочинения,  учебники и т.д. написаны в прозе.

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

Исходя из разделения текстов на стихотворные и прозаические, какие роды литературы можно выделить? (эпос, лирика, драма)

Приведите примеры каждого рода литературы.

Сравните тексты каждого из трех родов литературы.

Делается вывод о лирике. эпосе, драме. Подбираются соответствующие тексты

Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы

Учащиеся работают по группам.

Задание: 1 группе сравнить эпос и лирику.

2 группе – лирику и драму

3 группе – драму и эпос.

Ребята выполняют задание.

После выполнения данного задания ребята имеют представление о разных текстах.

Этап

проверки полученной информации самоконтроль

А теперь давайте выполним  проверочный тест, отметки будут выставлены в журнал

Выполняют тест, проверяют работы друг друга в парах

Рефлексия.  Выслушивание   различных точек зрения.

Какие из разобранных текстов вам понравились более остальных?

Какие тексты чаще встречаются в нашей жизни?

Ребята делают о своеобразии лирических, эпических и драматических текств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".

Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...

«Отличительные особенности дополнительного образования детей и внеурочной деятельности»

Введение  Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, р...

Презентация на тему: Отличительные особенности урока "Адаптивная физическая культура"

Цель:максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья или инвалидность за счет обеспечения оптимального режима функционирования оптимальных...

Программа внеурочной деятельности Пишу стихи

Рекомендовано к использованию...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пишу. Черчу. Рисую»

Цель программы: профессиональное самоопределение обучающихся за счет расширения и углубления знаний начертательной геометрии, графической подготовки учащихся, развитие способности профессиональной ада...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Пишем,читаем,думаем" 7 класс

Программа внеурочной деятельности "Пишем,читаем,думаем" для обучающихся 7 класса создана в соответствии с тебованиями ФГОС ООО по адаптированной ООП для детей с ОВЗ....