Конспект занятия внеурочной деятельности «Пишу стихи» на тему «Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия внеурочной деятельности «Пишу стихи»
на тему «Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи.
Произведения эпические, лирические и драматические»
Киселева Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ№25» города Смоленска
Предмет, класс | Литература, 8 класс |
УМК | Учебник В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г.) |
Тема урока | Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Оборудование | Сборники стихотворений. |
Технология | технология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения, критического мышления |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Методы | проблемно-развивающий, поисково – исследовательский |
Цели урока:
познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, тексты лирические, эпические, драматические; раскрыть своеобразие каждого понятия и жанра
УУД:
предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
- умение анализировать, делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;
коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный этап | Проверка готовности класса к уроку. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. | Подготовка к занятию. | |
Целеполагание | Сегодня мы с вами рассмотрим отличия стихотворной речи от прозаической. Рассмотрим роды литературы Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите. 1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 2. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. | Ребятам предлагается сравнить два текста: один стихотворный, а другой прозаический. Обучающиеся делают вывод, что стихотворная речь более красочная, она имеет ритм, размер, рифму. | |
Актуализация знаний | Выдвижение проблемы. Схожесть и отличие лирического текста от прозаического
| Ребята отвечают на поставленные вопросы. Делается вывод. Основные отличия стихотворного произведения от прозаического: наличие рифмы (почти всегда), более мелодично и структурировано, более абстрактно | |
Создание проблемной ситуации | Понаблюдаем за прозаическим текстом. Какие особенности имеет этот текст? | Ребята отвечают на поставленные вопросы. Делается вывод. Проза является одной из форм литературы, и проза и научная литература включены в прозу. Романы, повести, рассказы, биографии, автобиографии, мемуары, очерки, путевые книги, академические сочинения, учебники и т.д. написаны в прозе. | |
Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы | Исходя из разделения текстов на стихотворные и прозаические, какие роды литературы можно выделить? (эпос, лирика, драма) Приведите примеры каждого рода литературы. Сравните тексты каждого из трех родов литературы. | Делается вывод о лирике. эпосе, драме. Подбираются соответствующие тексты | |
Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы | Учащиеся работают по группам. Задание: 1 группе сравнить эпос и лирику. 2 группе – лирику и драму 3 группе – драму и эпос. | Ребята выполняют задание. После выполнения данного задания ребята имеют представление о разных текстах. | |
Этап проверки полученной информации самоконтроль | А теперь давайте выполним проверочный тест, отметки будут выставлены в журнал | Выполняют тест, проверяют работы друг друга в парах | |
Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения. | Какие из разобранных текстов вам понравились более остальных? Какие тексты чаще встречаются в нашей жизни? | Ребята делают о своеобразии лирических, эпических и драматических текств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".
Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...
Доклад на тему " Отличительные особенности построения образовательного процесса по химии, ориентированного на новый образовательный стандарт"
В работе освещается виды технологий деятельностного типа при изучении химии....
«Отличительные особенности дополнительного образования детей и внеурочной деятельности»
Введение Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, р...
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.
Урок литературы для 5 класса в рамках ФГОС...
Презентация на тему: Отличительные особенности урока "Адаптивная физическая культура"
Цель:максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья или инвалидность за счет обеспечения оптимального режима функционирования оптимальных...
Программа внеурочной деятельности Пишу стихи
Рекомендовано к использованию...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пишу. Черчу. Рисую»
Цель программы: профессиональное самоопределение обучающихся за счет расширения и углубления знаний начертательной геометрии, графической подготовки учащихся, развитие способности профессиональной ада...