Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащевка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Утверждаю. |
Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ села Фащёвка |
___________(Н.Н. Трунова) ____________(Е. А. Терновых) |
Протокол от _____________2016 г. №____ Приказ от ___________ 2016 г. №____ |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для
8 класса
МБОУ СОШ с. Фащёвка
на 2016 – 2017 уч. год
Учитель, реализующий учебный предмет,
Трунова Наталья Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
- воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств личности.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программа общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 – 2016 учебный год»;
5. Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.2015 г. № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015 – 2016 учебный год»;
6. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 162 от 29.08.2015 г. «Об утверждении учебного плана на 2015 – 2016 учебный год»;
7. Приказ по МБОУ СОШ с. Фащевка № 163 от 29.08. 2015 г. «Об утверждении календарного учебного графика на 2015 – 2016 учебный год»;
8. Приказ по школе № 226 от 08.12.2009 г. «О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Структура документа
Настоящая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, учебно – тематический план, литературу и средства обучения, календарно – тематический план учителя.
Сведения об авторской программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
При составлении рабочей программы по литературе в 8 классе за основу взята ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/авт. – сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 7 изд.- М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.- 200с.».
Обоснование выбора авторской программы Г. С. Меркина
для разработки рабочей программы по литературе в 8 классе.
Авторская программа Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева взята мной за основу не случайно. Для реализации задач литературного образования в программу по литературе авторов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, начиная с 5 класса, включаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20- века, соответствующие особенностям развития и читательским интересам учащихся того или иного возраста. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-
литературном процессе. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), а в 8 классе – о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эстетической проблеме – развитии реализма.
Настоящая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 8 класса происходит на новой ступени. К этому возрасту у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст. В связи с этим в 8 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей. В период становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах в программу 8 класса включены произведения, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема “человек – общество - государство”. Акцент делается на осмыслении вечных тем: власть и народ, человек и война, жизнь и смерть, назначение поэта и поэзии, труд и творчество, любовь и ненависть. При выборе системы обучения и УМК учитывалось соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям школьников, соответствие федеральному перечню, обеспеченность школы учебниками данного учебно-методического комплекта.
Изменения, внесенные в программу.
Информация о количестве учебных часов,
на которое рассчитана рабочая программа
Авторская программа Г. С. Меркина рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает изучение литературы в 8 классе в объеме 70 часов, из них 6 часов на развитие речи и 2 часа на внеклассное чтение.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Рабочая программа включает весь учебный материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе. В данном планировании по отношению к авторской программе Г.С.Меркина, соответствующей государственным стандартам, изменения не внесены.
Определение места и роли учебного курса
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Настоящая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становятся систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.
Формы организации образовательного процесса
Основной и главной формой организации учебного процесса является классно-урочная форма, включающая различные типы уроков (изучение нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний и др.). Уроки с использованием ИКТ и мультимедийного проектора, урок-семинар, открытые и нетрадиционные уроки, уроки – экскурсии помогают сделать учебный процесс более разнообразным и интересным, групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школу.
Используемые на уроках технологии
- Здоровьесберегающие технологии подразумевают под собой
- благоприятные условия обучения школьника (отсутствие стресса, адекватность требований);
- рациональную организацию учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными требованиями;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям подростка;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроках;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся (физминутки, упражнения для глаз и др)
Главными принципами здоровьесберегающей технологии являются следующие:
«Не навреди» и «От успеха – к успеху» (сначала отметь положительное в деятельности и знаниях, а потом в тактичной форме говори об отрицательном).
- ИКТ – технологии
- Коллективная система обучения (КСО) -элементы
- Разноуровневое обучение - элементы
- Система инновационной оценки «Портфолио» - элементы технологии
- Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению
учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Ключевые компетенции обучающихся формируются на каждом уроке с помощью самых разнообразных методов (механизмов) обучения и воспитания. Вот некоторые из них: объяснение, упражнение, обсуждение, дискуссия, методы программированного обучения, методы проблемного обучения, рассказ, демонстрация, работа с книгой, рассказ, беседа, обучающий контроль и др.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.
Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Промежуточная аттестация обучающихся в 8 классе по литературе по решению педагогического совета будет осуществляться путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года.
Планируемые результаты
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения литературы на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Учебник.
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1 /Авт.-сост. Г. С. Меркин. –7–е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 384 с.
Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 /Авт.-сост. Г. С. Меркин. –7–е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 384 с.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 8 КЛАССЕ
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. ДЕРЖАВИН (2)
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А. ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. ИСАКОВСКИЙ
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Обобщение
Рекомендации для летнего чтения
Резерв
Формы и средства контроля
Обобщающие уроки, терминологический диктант, тестирование, чтение наизусть.
Развитие речи.
Классное сочинение – 4
Домашнее сочинение – 1
Примерные темы сочинений
№ п/п | № урока | Вид работы | Тема | Дата |
13 | Классное сочинение | Почему повесть Н. М. Карамзина рекомендовано к изучению школьникам XXI века? | ||
24 | Классное сочинение | - Почему в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» необходима линия Гринёв – Швабрин? - Как на страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показана любовь? Как представлена пугачёвщина на страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? | ||
32 | Классное сочинение | - Как Н. В. Гоголь комедии в «Ревизор» изображает хлестаковщину? - В чём обличительный смысл комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? | ||
46 | Классное сочинение | - На какие размышления натолкнул вас рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? - Чем актуален для вас рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? | ||
59 | Подготовка к написанию домашнего сочинения | Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет? |
(Заглавия сочинений могут быть сформулированы учащимися самостоятельно)
Учебно – тематическое планирование по литературе
8 класс – 70 часов (2 часа в неделю)
Содержание планирования включает уроки различных типов.
Тип урока |
1. Уроки изучения художественных произведений |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углублённой работы над текстом, обобщающие изучение произведений |
2. Уроки изучения истории и теории литературы. |
Уроки освоения теоретико – литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно – критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко – литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса. |
3. Уроки развития речи. |
Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений. |
№ | Тема | Кол-во часов | Из них на развитие речи | Из них уроков внеклассного чтения | Примечание |
1 | Введение. Художественная литература и история. | 1 | - | - | |
2 | Из устного народного творчества | 3 | - | - | |
3 | Из древнерусской литературы | 4 | 1 | - | |
4 | Из литературы XVIII века | 5 | 1 | - | |
Г.Р. Державин | 2 | - | |||
Н.М. Карамзин | 3 | 1 | - | ||
5 | Из литературы XIX века | 33 | 3 | 1 | |
Поэты пушкинского круга: Жуковский, Рылеев | 4 | - | |||
А.С. Пушкин | 7 | 1 | - | ||
М.Ю. Лермонтов | 2 | - | - | ||
Н.В. Гоголь | 6 | 1 | |||
И.С. Тургенев | 3 | - | 1 | ||
Н.А. Некрасов | 2 | - | - | ||
А.А. Фет | 2 | - | - | ||
А.Н. Островский | 3 | - | - | ||
Л.Н. Толстой | 4 | 1 | - | ||
6 | Из литературы XX века | 19 | 1 | 1 | |
М. Горький | 2 | - | - | ||
В. В. Маяковский | 2 | - | - | ||
Н. А. Тэффи | 1 | - | - | ||
М.М. Зощенко | 1 | - | - | ||
Н. А. Заболоцкий | 2 | - | - | ||
М. В. Исаковский | 2 | - | - | ||
В. П. Астафьев | 3 | 1 | |||
А.Т. Твардовский | 2 | - | - | ||
В. Г. Распутин | 4 | - | 1 | ||
7 | Зарубежная литература | 2 | - | - | |
У. Шекспир | 1 | - | - | ||
М. Сервантес | 1 | - | - | ||
8 | Обобщение | 1 | |||
9 | Рекомендации для летнего чтения. | 1 | |||
10 | Резерв | 1 | |||
ИТОГО | 70 | 6 | 2 |
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, изучавшим учебный предмет «Литература» в 8 классе
Ученик должен знать:
- базовые теоретико-литературные понятия;
- содержание программных произведений;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
- закономерности происхождения литературы;
- жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
- владеть умениями выразительного чтения;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
- наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
- зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
- (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
- видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
- учетом норм русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
- осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Литература и средства обучения
Основная литература
- Примерная программа основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
- Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2010г.
Дополнительная литература
- Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008г.
- Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
- Журнал «Литература в школе»
- «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
- CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".
http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.
http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.
http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.
http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".
http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.
Приложение к рабочей программе по литературе для 8 класса, утвержденной приказом по МБОУ СОШ с. Фащевка № от 20 г. |
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8 классе
к учебнику - хрестоматии под редакцией Г.С. Меркина
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
Планир. | Фактич. | |||
Введение 1ч | ||||
Художественная литература и история. | 02.09. | 02.09. | ||
Из устного народного творчества 3ч | ||||
Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне». | 06.09. | 06.09. | ||
Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарента». | 09.09. | 09.09. | ||
Песни о Степане Разине. Солдатские песни XVIII – XIX века. | 13.09. | 13.09. | ||
Из древнерусской литературы 3+1рр | ||||
«Житие Сергия Радонежского». | 16.09. | 16.09. | ||
«Слово о погибели Русской земли…» | 20.09. | 20.09. | ||
«Житие Александра Невского». | 23.09. | 23.09. | ||
Р.Р. Конкурс рефератов. | 27.09. | 27.09. | ||
Из литературы XVIII века 4+1рр | ||||
Г. Р. Державин | ||||
Г. Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа». | 30.09. | 30.09. | ||
Тема поэта и поэзии в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник». | 04.10. | 04.10. | ||
«Памятник». Тема поэта и поэзии в стихотворении. Чтение наизусть. | ||||
Н. М. Карамзин | ||||
Основные вехи биографии. М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. | 07.10. | 07.10. | ||
Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы. | 11.10. | 11.10. | ||
Р.р. Классное сочинение по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». | 14.10. | 14.10. | ||
Из литературы XIX века 29+3рр+1вн. чт | ||||
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм. | 18.10. | 18.10. | ||
В.А. Жуковский | ||||
В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». | 21.10. | 21.10. | ||
В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | 25.10. | 25.10. | ||
К.Ф. Рылеев | ||||
17. | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ярмака». | 28.10. | 28.10. | |
А. С. Пушкин | ||||
18. | Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) | 08.11. | ||
Тема дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина. Чтение наизусть. | ||||
19. | «Песни о Стеньке Разине»: стилизация под народную песню. | 11.11. | ||
20. | «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая история романа. Тема семейной чести в произведении. | 15.11. | ||
21. | Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой». | 18.11. | ||
22 - 23. | Тема человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе. | 22.11. 25.11. | ||
24. | Р.р. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 29.11. | ||
М.Ю. Лермонтов | ||||
25. | Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». Особенности композиции. | 02.12. | ||
26. | Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 06.12. | ||
Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Чтение наизусть. | ||||
Н.В.Гоголь | ||||
27. | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор». | 09.12. | ||
28. | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. | 13.12. | ||
29. | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 16.12. | ||
30. | Художественная идея комедии. | 20.12. | ||
31. | Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. | 23.12. | ||
32. | Р.р. Классное сочинение по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». | 27.12. | ||
И.С. Тургенев | ||||
33. | Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». | |||
34. | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси. | |||
35. | Вн.чт. И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь». | |||
Н.А. Некрасов | ||||
36. | Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» | |||
37. | «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | |||
Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Чтение наизусть. | ||||
А. А. Фет | ||||
38. | Краткие сведения о Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», | |||
39. | «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | |||
Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. Чтение наизусть. | ||||
А. Н. Островский | ||||
40. | А. Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. | |||
41. | Особенности конфликта пьесы – сказки. | |||
42. | Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | |||
Л.Н. Толстой | ||||
43. | Краткие сведения о Л. Н. Толстом. «Отрочество» (главы из повести) | |||
44. | «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа. | |||
45. | «После бала». Анализ второй части рассказа. | |||
46. | Р.р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». | |||
Из литературы XX века | 17+1рр+ | 1вн.ч | ||
М. Горький | ||||
47. | М. Горький. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. | |||
48. | «Мой спутник». Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал. | |||
В. В. Маяковский | ||||
49. | Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в его стихах. | |||
50. | «Хорошее отношение к лошадям». Рифма и ритм в лирическом стихотворении. | |||
Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского. Чтение наизусть. | ||||
51. | Н. А. Тэффи «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. | |||
52. | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов. | |||
Н. А. Заболоцкий | ||||
53. | Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940 – 1950-х гг. | |||
54. | Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Некрасивая девочка». | |||
Основные темы лирики Н.А. Заболоцкого. Чтение наизусть. | ||||
М. В. Исаковский | ||||
55. | М.В. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». | |||
56. | Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. | |||
Народная поэзия и лирика XIX века в творчестве М.В. Исаковского. Чтение наизусть. | ||||
В. П. Астафьев | ||||
57. | Краткие сведения о В. П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в его творчестве. | |||
58. | «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. | |||
59. | Р. р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по рассказу В.П. Астафьева. «Фотография, на которой меня нет». | |||
А.Т. Твардовский | ||||
60. | Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью — даль». История создания поэмы. | |||
61. | Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | |||
Художественное своеобразие изученных глав поэмы «За далью – даль». Чтение наизусть. | ||||
В. Г. Распутин | ||||
62. | Основные вехи биографии В.Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | |||
63. | Новое раскрытие темы детей на страницах повести. | |||
64. | Центральный конфликт и основные образы повествования. | |||
65. | Вн. чт. В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». | |||
Из зарубежной литературы | 2ч | |||
У. Шекспир | ||||
66. | Краткие сведения о писателе. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта». | |||
М. Сервантес | ||||
67. | Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея. Образ Дон Кихота. | |||
68. | Обобщение изученного в 8 классе. | 1 | ||
69. | Рекомендации для летнего чтения. | 1 | ||
70. | Резерв. | 1 | ||
Развитие речи | 6 ч | |||
Наизусть | 9 стихотворений | |||
1 | Тема поэта и поэзии в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник». Выразительное чтение наизусть. | |||
2 | Тема дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина. Выразительное чтение наизусть. | |||
3 | Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Чтение наизусть | |||
4 | Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Чтение наизусть. | |||
5 | Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета. Выразительное чтение наизусть. | |||
6 | Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского. Выразительное чтение наизусть. | |||
7 | Основные темы лирики Н.А. Заболоцкого. Выразительное чтение наизусть. | |||
8 | Народная поэзия и лирика XIX века в творчестве М.В. Исаковского. Чтение наизусть. | |||
9 | Художественное своеобразие изученных глав поэмы «За далью – даль». Чтение наизусть. |
Примерное количество и объём письменных работ
по литературе в 8 классе.
Название работы | Количество работ | Объём работы |
сочинение | 5 классных 1 домашнее | 3 страницы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...