Профессиональное и карьерное ориентирование учащихся с помощью тематических уроков по русскому языку и литературе
опыты и эксперименты по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Вельматова Валентина Алексеевна

Влияет ли профессия на характер человека? Каким должен быть профессионал своего дела?  Ответы на эти и многие другие  вопросы мы  находим  в произведениях великих классиков.Учащиеся,   опираясь на жизненные примеры великих соотечественников и героев произведений, впитывая в себя культурное наследие,  разрабатывают собственные пути продвижения во взрослую жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное и карьерное ориентирование учащихся с помощью  тематических уроков по русскому языку и литературе

В.А. Вельматова, учитель русского языка и литературы,  зам. директора

 по экспериментальной деятельности

 ГБОУ СОШ №398 г. Москвы

       

      Известно, что школьные годы - это период взросления детей, и это взросление  проявляется через общение с окружающим миром. Все виды,  формы и типы   общения помогают приобретать жизненный опыт в готовом виде, который был систематизирован и  обобщен предыдущими поколениями.                    

    Именно школьное обучение помогает сохранить преемственность культуры, культуры поведения, культуры общения, культуры коммуникации, культуры речи. Задача учителя заключается в том, чтобы при помощи педагогических методов  и технологий сформировать у учащихся социальные компетенции, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,  развить  коммуникативные  навыки. Все педагогические  методы направлены на то,  чтобы полученные знания, умения и навыки помогли учащимся достигнуть поставленных целей,  в будущем стать профессионалами своего дела и быть счастливыми.  

       Приступая к выбору тем учебных проектов по планированию профессиональной карьеры в рамках экспериментальной работы, мы выяснили,  что  многие учащиеся,   опираясь на жизненные примеры великих соотечественников и героев произведений и впитывая в себя культурное наследие,  разрабатывают собственные пути продвижения во взрослую жизнь.

  Исторические личности и литературные  персонажи, в большинстве своем, относятся к  представителям определенных профессий. Их приспособляемость к профессиональной среде и конкурентоспособность ярко представлены в литературе. Мы наблюдаем за тем, как они достигали высокой карьеры или опускались на социальное дно,  совершали благородные поступки или заключали  сделки с совестью.

         Благодаря эксперименту мы, учителя литературы, задумались над такими вопросами, как: влияет ли профессия на характер человека? каким должен быть профессионал своего дела? и др. Ответы на свои вопросы мы  нашли в произведениях великих классиков.

           На уроке - исследовании по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Роль профессии в раскрытии образа  литературного героя»  нам с учащимися удалось выделить черты  влияния профессии  на характер  человека в любом периоде (пространстве) времени, независимо от исторических условий. Герой Тургенева, Евгений Базаров, занимается  медициной и естественными науками, «в будущем году хочет держать на доктора».  Он убежден, что “всякий человек сам себя воспитать должен”. И воспитывает себя. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. "Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять -  он  прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы". Он постоянно находит себе дело, постоянно работает над повышением своей квалификации: «в Марьино привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», много практикует -  лечит больных.  Герой убежден,  что «только  своим трудом нужно добиваться цели",  что «знающий человек -  это личность».  Он всегда там,  где нужны его знания, поможет больному,  даже если этот больной его недруг. Так  во время дуэли он бросается на помощь Павлу Петровичу, которого сам ранил,  со словами: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть рану».  

В ходе исследования нас заинтересовал и такой   вопрос: «Что общего между профессией писателя и профессией доктора? Прямой ответ на наш вопрос дает Д.И. Писарев: «Автора и его героя сближают сознательное отношение к жизни, постоянные поиски. Для Тургенева эти поиски означали стремление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым. Базаров – талантливый медик. По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии. Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке».

          В ходе урока пришли к выводу, что талантливый, успешный профессионал - носитель лучших образцов культуры своего народа, хранитель многовекового опыта профессионального наследия.

     Отвечая на вопрос учителя об актуальности произведения  И.С.Тургенева для  молодых людей 21 века, ученики сказали следующее: «Роман  И.С. Тургенева «Отцы и дети» интересен нашему поколению тем, говоря словами Д.И.Писарева, что «он шевелит  ум,  наводит  на  размышления». А мы, десятиклассники, находимся в том возрасте, когда необходимо задуматься над важными шагами своей дальнейшей жизни, и один из вопросов, остро стоящих  перед нами, - это выбор профессии. А читая И.С. Тургенева, можно найти ответы на многие вопросы, волнующие нас».

              В рамках экспериментальной деятельности при выполнении проектных работ  по теме планирования карьеры мы столкнулись с и тем, что учащиеся должны иметь возможность рассмотреть характерные черты, присущие профессиональной коммуникации.  Дело не только в том, что стиль изложения художественного произведения, публицистики или профессионального резюме, рекламной статьи различаются. Культура речи предполагает  горизонтальную преемственность. Мы имеем в виду, что профессиональное резюме можно написать на таком же культурном уровне, с таким же богатством смысловых оттенков, что и стихотворение или роман. Более того, известно, что лаконичное изложение богатого смыслом текста – это задача, требующая высочайшего мастерства. Отличия состоят также в том,  каким образом автор текста воспринимает аудиторию, для которой он пишет. Что он знает, и как он относится к этой аудитории? Сложность состоит в том, чтобы, условно говоря, писать, как  Достоевский, живущий в наше время,  - это  как раз может стать тем самым конкурентным преимуществом для представителей целого ряда профессий. Это не только писатели,  но и юристы, и журналисты, и все те, кто публикует свою точку зрения. Это люди, занимающие определенные карьерные позиции, независимо от профессии: руководители и эксперты, формирующие общественного мнение, экологию социума.

     При выполнении проектов в рамках эксперимента мы задумались над лексикой успеха профессиональной карьеры и  разработали модульный урок по русскому языку по теме: «Специальная лексика моей будущей профессии: профессионализмы и термины». Цель урока: сформировать навыки правильного использования профессиональных слов и терминов в речи, знать их значение, повысить уровень готовности  к профессиональному и карьерному развитию. В ходе урока удалось выделить такие лексические области, которые используются профессионалами,  когда  выражают свою позицию беспристрастно,  или  придают эмоциональную окраску,  или  задают вектор необходимых действий для других людей, для своей организации. В одном из учебных элементов у учащиеся должны выполнить следующее творческое задание: «Представь себе, что ты находишься на работе и проводишь  совещание с сотрудниками своего отдела. Запиши свой монолог, используя термины, соответствующие твоей профессии. Используй не менее 10  терминов или профессионализмов». Цель данного задания: уметь применять профессионализмы и термины  на практике; сформировать  представление о будущей профессии через   профессиональные термины. Очень важно, чтобы ребята проверили и  оценили работу товарища, этот метод оценивания дает возможность не только не предвзято, объективно оценить работу своего сверстника,   но и  окунуться в другую профессию, увидеть своего одноклассника в новом качестве.

    Приобретенные на уроках умения и навыки наши учащиеся успешно реализовали при выполнении проектов. Написанные ими резюме отличаются искренностью, правдивостью, позитивностью. Ребята поняли главное, что составление резюме не нужно воспринимать, как заполнение бланка общеупотребительными и малозначащими словами. А написанные PR-статьи не должны вводить потребителей в заблуждение о несуществующих преимуществах. Они уловили мысль о том, что любой текст, письменный или устный, – это средство коммуникации, с помощью которого любой профессионал ответственно организует жизненное пространство, влияет на жизнь других людей. Учащиеся обнаружили связь между  культурным наследием и задачами современного профессионального и карьерного развития.

    Эта методика была апробирована   на уроках и дала очень хороший результат. Она позволила учащимся соединить знания по предметам и интересы  планируемого профессионального развития. Главный вывод состоит в том, что карьерный рост каждого напрямую связан с  умением воспользоваться ресурсами культурного наследия. А задача учителя заключается в том, чтобы средствами современных педагогических технологий соединить  богатство культуры и требования современности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р....