Коуч-сессия для учителей
план-конспект по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Коуч-сессия учителей русского языка и литературы
Главная часть работы учителей на уроке – направленное чтение. Учителя в роли учеников. Это формы работы с текстом. Текст – основа любого урока. Для этого мы используем технологию «Шести шляп», адаптированную под «Пять шляп». Этот метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно на уроке, быть соавтором урока. Шляпы можно менять во время урока. Используем групповой метод работы. Формирование компетенций шляп: организационная, коммуникативная, информационная, самообразовательная. Развиваем: творческое мышление, критическое, позитивное, толерантность.
Распределение групп по «шляпам»:
Новаторы – «зеленая шляпа» - презент проекта, идеи для всех.
Пессимисты – «черная шляпа» - выделяют отрицательное в ответах, непродуманные идеи.
Оптимисты – «желтая шляпа» - все положительное на уроке.
Эксперты – «синяя шляпа» - анализ, обобщение материала.
Ход мероприятия:
- Учителя сидят за партами. В данный момент они в роли учеников. «Белая шляпа» - дает необходимую информацию, факты, текст, чтение, анализ.
- Первый учитель. Вступительное слово. Мы много времени и энергии тратим на уроках на поиски поэтических фигур и тропов, не заботясь о том, получают ли дети удовольствие от чтения. Нам нужны такие методы обучения, которые подходят и для работы с группой, и с отдельным учеником, и побуждают к интерпретации текста, и дают возможность обогащаться, общаясь с друг другом. Учащимся надо предоставить возможность испытать особые чувства рождения собственного, глубоко личного восприятия текста, ощутить, как это восприятие развивается, сравнить его с мнением одноклассников и авторов. На таких уроках интерпретация становится коллективным процессом. Главная часть работы на уроке – направленное чтение. Сегодня мы покажем формы работы с текстом (текст – основа любого урока). Почему это необходимо делать? Почему сработает? (черная шляпа). А вот желтая шляпа вселяет уверенность, это символ оптимизма, можно изобразить на плакате или слайде большой желтый с улыбкой смайлик.
- Второй учитель. Практикум. Раздаем учителям листы А-4 и просим написать ассоциации к картинам. Картины на слайде: бег с препятствием, турникет в метро, закрытая дверь… Предполагается, что ученики (учителя) произнесут слова: барьер, преграда, преодоление, усилие и т.п. Подводим к первой части коуча «Барьеры в организации разговора в классе». Эти барьеры мы преодолеем, работая в группах.
- Желтая шляпа. Третий учитель. Практикум. Работа в группах. Собрать предложение из разбросанных слов. Заранее на листочках записать предложение, а потом этот лист разрезать на части, чтобы его собрали целиком из кусочков. Далее продолжаем это предложение. Придумаем свое продолжение предложения. По одному предложению тяжело понять, кто автор, какой текст.
- Четвертый учитель. Авторское кресло. Догадались? Это текст автора Солженицына А.И. «Крохотки». Можно брать любого автора. Текст.
Отраженье в воде.
В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далеких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, не отчетливы, непонятны. Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. Так и ты, так и я. Если до сих пор все никак не увидим, все никак не отразим бессмертную чеканную истину, - не потому ли, значит, что еще движемся куда-то? Еще живем?
- Пятый учитель. Практикум. Преодоление барьера организации разговора по тексту мы покажем на примере создания кластера. Слово о кластере. Кластер предлагает неограниченные возможности для работы с учениками и информацией. Когда дети предлагают внести что-то в кластер, они должны сформулировать мысль достаточно складно, четко, нестандартно, ясно, используя одно слово (лучше имя существительное). Ценность кластера в умении систематизировать материал по заданной теме. Коллективно составляя кластер, дети обмениваются информацией. Обогащают свои представления по теме. Кластер – это первый шаг к созданию плана сочинения по заданному тексту. Он помогает упорядочить мысли и выстроить их в логической последовательности. Это прекрасная подсказка, с чего надо начинать и чем закончить сочинение.
- Шестой учитель. Практикум. Зеленая шляпа – творчество, идеи, возможные решения. Создание кластера. Текст выводим на доске. Текст небольшой. Можно взять отрывок. Эпизод.
- Седьмой учитель. Практикум. Самое ценное при работе с текстом – желание закончить работу собственным творчеством по теме. Это может быть сочиненный синквейн. Сочиняем синквейн. Синквейн (от франц., англ.) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время и в России с 1997 года) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно имя существительное, реже местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего имя прилагательное или причастие). Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Можно готовые слова раздать, пусть «Мозаика» поработает. Или конструктор «Лего».
- Заключительное слово. Вот такой может быть интересная и полезная работа с текстом. Используем разные виды работы: составление кластеров, прогнозирование текста, сборка абзаца из предложений, ответы в авторском кресле оживляют работу. Каждый поставлен перед необходимостью записать свои мысли, придумать завершение истории, став соавтором писателя. Такие задания выполняются без перегрузки, с интересом. Пишущие дети всегда активны. Практически всегда эти уроки завершаются творческой мастерской, где ученики рисуют, пишут эссе, рассуждения о месте, мудрости, о книге, о счастливом детстве, о маме, сочиняют синквейны, диаманты, акростихи. В таком творчестве раскрывается талант каждого ребенка. Дети ждут таких уроков, предлагают темы, на которые им хотелось бы поразмышлять, послушать мнение одноклассников.
Заключение. Синяя шляпа – достижения, что нужно делать дальше. «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции. Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, олимпиадам, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
коуч-сессия "Критическое мышление" для педагогов
Обоснование необходимости и актуальности использования дебатной технологии в современной школе. Фундамент и основа дебатов - умение критически мыслить. Научить приемам критического мы...
Коуч-сессия "4 вопроса планирования"
Инструмент коучинга "4 вопроса планирования" помогает ученику не только определиться с целями, но и самостоятельно сформировать индивидуальный план продвижения к этой цели, опреде...