Типы тем сочинений
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Собранный по крупицам материал позволяет классифицировать типы тем сочинений по литературе. В связи с предстоящими изменениями в экзамене по литературе считаю, что материал актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
типы тем сочинений | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы тем сочинений
Типы тем сочинений | Примеры тем | Что требуется | Возможные ошибки | Как их избежать |
Анализ литератур-ного произведе-ния | Роман «Е.О.» как энциклопедия русской жизни. Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении А.П.Чехова («Ионыч», «Вишнёвый сад») | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость. | Простой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа. | Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство и т.д. |
Анализ литератур-ного героя | В чем трагедия Печорина? Типы русских крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения. | Простой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа. | Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и др. |
Анализ художест-венной формы | Мастерство Гоголя-сатирика в «Ревизоре». Трагическое и комическое в романе «Поднятая целина». | Провести литературоведчес-кий анализ художественных средств. | Незнание нужных понятий теории литературы. | Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, трагическое и комическое, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык и т.д. |
Анализ образа автора | Автор и его герой в романе «Отцы и дети». Образ автора в поэме «Мёртвые души». | Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. | Неверное или неполное раскрытие темы. | Использовать понятие «образ автора». |
Анализ лирическо-го героя (в поэзии) | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Бунтующая личность в поэзии Лермонтова. | На основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта. | Отождествление лирического героя с автором, поэтом. | Разобрать сущность понятия «лирический герой» |
Публицис-тическая тема | Мой любимый современный писатель. Человек, с которым я хотел бы идти по жизни рядом. (По произведениям современной литературы). | Раскрыть тему на литературном материале (часто внепрограммном) с проявлением личного отношения к литературе. | Тема раскрывается на внелитературном материале. Неверный выбор стиля. | Обязательно привлекать литературный материал. Подумать над стилевым оформлением. |
Моногра-фическая простая | Образ Татьяны Лариной в романе «Е.О.» | Свободное всестороннее описание-рассуждение | Однобокость анализа | Посмотреть на предмет с разных точек зрения. |
Моногра-фическая проблемная | «Татьяна, русская душою» (А.С.Пушкин) | Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме. | Подмена проблемной темы темой простой (не анализируется необходимый аспект предмета). | Понять существо проблемы, поставленной в заголовке. |
Сопостави-тельная | Татьяна и Ольга в романе «Е.О». Тема родины в произведениях Блока, Маяковского, Есенина. | Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и т.д., определение их сходств и различий | Подмена сопоставительной темы двумя монографическими (два анализа без сопоставления). | Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (главные и второстепенные). Сделать выводы. |
Обобщаю-щая | Женские образы в романе «Война и мир». «Лишние люди» в изображении русских классиков. | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах. | Отсутствует связь между предметами рассмотрения. | Выделить главные признаки обобщения. |
Проблем-но-обобща-ющая | Проблема духовной деградации человека в творчестве Чехова. Природа и человек в современной литературе. | Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы. | Не раскрывается проблема, заявленная в заголовке. | Понять существо заявленной проблемы и вести сопоставление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.
Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах....
Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.
Данные сочинения предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....
Как писать сочинения различных типов речи
Советы по написанию сочинений (с примерами)...
Рабочая программа элективного предмета «Курс интенсивной подготовки к написанию сочинения (задания типа С)» в 11 классе
Рабочая программа рассчитана на 34 часа...
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Шаблон написания сочинения по типу ОГЭ
ШАБЛОН ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 13.1.2.3...