Как писать сочинения различных типов речи
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Как писать сочинения различных типов речи
Сочинение-рассказ
Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
Если вы фотограф – получится несколько кадров
Пример – сказка «Курочка Ряба»
Общая структура:
1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
3. Развитие действия – что происходит
4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
5. Развязка – разрешение конфликта
6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
План:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
Однажды…
Несколько лет назад…
Эту историю рассказал мне дедушка…
Вы хотите узнать, что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
Этим летом наконец сбылась моя мечта…
2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
И чем всё закончилось?..
А завершилось всё очень просто:…
С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
Сочинение-описание
Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
Полная характеристика предмета или явления
Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
Если вы фотограф – получится один кадр
Пример – любая картина
Виды описаний:
1. людей или животных – это портрет
2. помещения – это интерьер
3. природы – это пейзаж
4. овощей и фруктов – это натюрморт
5. действий – это инструкция
План характеристики героя:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
2. Основная часть:
- первое знакомство с героем
- внешность
- характер
- мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
- поступки
- взаимоотношения с другими героями
- отношение автора произведения к этому герою
3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
Сочинение-рассуждение
Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
Пример – ответ на любой вопрос
Общая структура:
1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
4. Вывод
План:
1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
Я считаю …
Я думаю, что …
Мне кажется, …
По моему мнению, …
2. Основная часть:
- первый аргумент
Во-первых, …
В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной литературы. Вспомним произведение …
В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
- второй аргумент
Во-вторых, …
А …
3. Заключение (вывод или следствие)
Итак, …
Таким образом, …
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
Хочется верить, что …
Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый - география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход - не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.
Сочинение «Описание характера человека»
Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, дядю уважают и ценят все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
Дядя Женя окончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, с некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет мне много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
Сочинение-рассуждение «За что я люблю математику?»
Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
Математика – основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом.
Работа на компьютере, создание новых интересных программ – вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)
Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. ...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Конспект урока развития речи. Как писать сочинение ОГЭ 9.3
Урок русского языка...
Как писать сочинение-очерк. Сочинение-очерк «Мой современник»
Конспект урока...