Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской литературе для 6 класса МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан представляет собой целостный документ и разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский литература. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан.
4. Учебный план МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан,утвержденного решением педагогического совета
Планирование ориентировано на учебник: Русская литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ (В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др; под редакцией В.Я.Коровиной). – М.: Просвещение, 2016.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Базовый уровень обучения.
Примечание: На основании положения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 23.08. 2016г., протокол № 1, утверждённого Приказом директора № 64 от 23.08.16г., в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно п 3.2. данного положения.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы
- содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать
- интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи
Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке. Научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведен
Содержание учебного предмета, курса
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 2 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из русской литературы XVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 32 |
Из русской литературы XX века. | 21 |
Зарубежная литература. | 12 |
Всего часов | 70 |
Содержание тем учебного курса
Введение. 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 2 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Развитие речи №1 (далее — P.P.). Обучение составления высказывания на основе пословиц и поговорок..
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)
Иван Андреевич Крылов. (2 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Р.Р.№2 Подготовка к написанию сочинения.
Александр Сергеевич Пушкин. (10 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Р.Р.№3 Обучение выразительному чтению. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Р.Р.№4 Подготовка к сочинению по анализу стихотворения. Зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога». «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
Вн.чт.№1 Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и тповествования: три выстрела и три рассказа о них
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 1 по теме « А.С Пушкин. Жизнь и творчество».
P.P. №5 Подготовка к написанию домашнего сочинения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
P.P.№6 Обучение анализу стихотворения .
Вн.чт.№2. М.Ю.Лермонтов «Русалка»
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. (2 часа) Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Природа - образец для подражания», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. №7. Подготовка к написанию домашнего сочинения..
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р.№ 2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.
Вн.чт.№2 Историческая поэма «Дедушка»
Николай Семенович Лесков (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Вн.чт. №4. Святочные рассказы. «Привидение в Инженерном замке»
Антон Павлович Чехов (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (1 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов)
Андрей Платонович Платонов (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
Вн.чт. №5. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Михаил Михайлович Пришвин (4 ч) «Кладовая солнца». Реальная основа и содержание рассказа. Сказка и быль в произведении. Природа как образ. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе.
Р.Р.№8 Учимся сравнивать. «Мужичок в мешочке» и «Золотая курочка».
Контрольное сочинение по тексту сказки-были «Кладовая солнца».
Произведения о Великой Отечественной войне (7 ч)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
P. р. №9 Речевая характеристика героев. Юмор в рассказе.
Валентин Григорьевич Распутин. (2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
К.Р.№3 по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, Я.П.Полонского, Е.А.Боратынского, А.Н.Толстого, А.П.Платонова, А.Грина, М.М.Пришвина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Н.М.Рубцова.
Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)
А. Блок. «Летний вечер». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Тихая». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
Писатели улыбаются (2 ч)
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фасиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» «Серьёзный юмор» в рассказе.
Из литературы народов России (1 ч)
Габдулла Тукай Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа. Кайсын КулиевКраткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 ч)
Мифы Древней Греции (1 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Вн.чт. №6 Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Вн.чт.№7Проспер Мериме (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Вн.чт. №8.Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (2 часа)
Вн.чт. Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Вн.чт. О Генри. «Вождь краснокожих»
К.р.№4 по темам: «Русская природа в русской поэзии XX века», «Писатели улыбаются», «Из литературы народов России».
Подведение итогов за год (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
П | Ф |
1 | 2.09 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. | Использование загадок, пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. | |
2 | 5.09 | Календарно- обрядовые песни | Писать сочинение на литературном материале |
Древнерусская литература
3 | 9.09 | Русская летопись. Исторические события и вымысел Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. |
Литература 18 века
4 | 12. 09 | Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья . Аллегория. | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников |
5 | 16. 09 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Осел и соловей». «Листы и корни», | Выразительно читать фрагменты произведений литературы 19 века. | ||
6 7 | 19. 09 23. 09 | Басня. «Ларчик» Осуждение человеческих пороков. Проект Составление сценария басен. Русские басни как литературный жанр. Истоки басенного жанра .Р.Р. Чтение наизусть№1 Домашняя контрольная работа№1 –ответ на проблемный вопрос «Какие пороки осуждает Крылов» | Воспринимать текст литературного произведения. | ||
8 | 26.09 | А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении .О поэте. | Поиск информации о поэте. выразительное чтение поэтического текста | ||
9 | 30.09 | Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта . Чтение наизусть №2 | Воспринимать текст литературного произведения. | ||
10 | 03.09 | Стихотворение А.С. Пушкина. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | ||
11 | 07.10 | Лирика А.С. Пушкина. Тема дороги в лирике Р. Р. Двусложные размеры стиха. | Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | ||
12 | 10.10 | Дубровский- старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский»
| Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | ||
13 | 14.10 | Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | Воспринимать текст литературного произведения | ||
14 | 17.10 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок | ||
15 | 21.10 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина «Дубровский» Проект Инсценирование эпизодов романа «Дубровский» . | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | ||
16-17 | 24.10 28.10 | Контрольная работа№2 по роману А.С.Пушкина. Классное сочинение №1 по повести «Дубровский», | Писать сочинение на литературном материале. | ||
18 | 07.11 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка»Сюжет и герои..Лица и маски .Образ автора. Проект Конференция по «Повести Белкина» | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя
| ||
19 | 11.11 | О поэте. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».М.Ю.Лермонтова Чтение наизусть№3 . | Воспринимать текст литературного произведения. | ||
20 | 14.11 |
Баллада.«Три пальмы» Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок»Антитеза- прием. Проект Составление мультфильма | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | ||
21 | 18.11 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», « На севере диком» Проект Конкурс стихов Лирика. Трехсложные размеры стиха | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | ||
22 | 21.11 | И.С.Тургенев Образ автора и рассказчика. | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. | ||
23-24 | 25.11 28.11 | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг» Проект Составление эл. альбома «Словесные портреты крестьян» | Участие в коллективном диалоге работа в парах | ||
25 | 02.12 | Роль картин природы в рассказе | Изучение содержание параграфа учебника, | ||
26 | 05.12 | ВН. ЧТ. .Рассказы «Записки охотника»Сюжет и герои - мастерство автора. | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | ||
27 | 09.12 | Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...» | Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | ||
28 | 12.12 | Состояние природы, внутренний мир поэта, в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», Чтение наизусть№4 «Неохотно и несмело...» | выразительное чтение стихотворений | ||
29 | 16.12 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» «Еще майская ночь»,Взаимодействие тем природы и любви Чтение наизусть№5 «Учись у них — у дуба, у березы...»Природа- мерило нравственности. Проект | воспринимать художественный текст и давать его смысловой анализ Уважительное отношение к русской литературе, воспитание любви к многонациональному отечеству | ||
30 | 19.12 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета . Контрольная работа №3 по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Р.Р. Домашнее сочинение№1 | |||
31 | 23.12 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда | Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы | ||
32 | 09.01 | Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова Чтение наизусть№6 | Коллективная работа над ошибками | ||
33 | 13.01 | Н.Лесков.О писателе Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша» Проект Составление эл. альбома » Герои сказа» | Работать с разными источниками информации | ||
34 | 16.01 | ВН. ЧТ . Н.С.Лесков «Человек на часах» Нравственные проблемы героя. | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя | ||
35 | 20.01 | Р.р. Домашнее сочинение | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | ||
36 | 23.01 | Чехов. О писателе. Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия .Роль художественной детали Инсценирование рассказов Чехова. | Подбирать цитаты из произведения по заданной теме. | ||
37 | 27.01 | ВН.ЧТ. рассказы «Пересолил»,»Лошадиная фамилия».Сюжет и герои. Комическое в рассказах | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | ||
38 | 30.01 | Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Особенности пейзажной лирики .Романсы. А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Чтение наизусть№7 | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта. |
Русская литература 20 века
39 | 03.02 | А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор» Образ главного героя | Составление устного рассказа о герое и его прототипе | ||
40 | 06.02 | Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»Рождественский рассказ. | Составление устного рассказа о герое и его прототипе | ||
41 | 10.02 | А. П. Платонов. Литературный портрет писателя «Неизвестный цветок» А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя. | ||
42 43 44 | 13.02 17.02 20.02 | ВН. ЧТ .«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова «Цветок на земле»,»Корова» Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса». Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса» А. С.Грина | Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя. Выявлять характерные для произведений темы, образы и приёмы изображения героя. Формулировать вопросы по тексту произведения. | ||
45 | 24.02 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Солдатские будни в стихотворениях о войне Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний Чтение наизусть№8 | Находить в поэтическом тексте средства художественной выразительности.
| ||
46 | 27.02 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | Формулировать вопросы по тексту произведения. | ||
47 | 03.03 | Яркости самобытность героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе | Выразительное чтение отрывков | ||
48 | 06.03 | ПРОЕКТ.Эл. альбом «Диалекты в рассказе» | Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта. | ||
49 | 10.03 | О писатела. В. Распутин. Отражение трудностей военного времени в повести«Уроки французского» | Выбирать путь анализа произведения | ||
50 | 13.03 | Душевная щедрость учительницы жажда знаний в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. | ||
51 | 17.03 | А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя Чтение наизусть№9 | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений.. | ||
52 | 31.03 | . А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» ВН.Чт Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова. Чтение наизусть№10 | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений | ||
53 | 03.04 | Классное сочинение по произведениям русских поэтов. Р.Р. | Определять актуальность произведения и вступать в диалог с другими читателями | ||
54 | 07.04 | Р.Р «Праздник родная природа в стиха» Проект Презентация о родной природе | Работать с разными источниками информации. | ||
55 | 10.04 | Особенности шукшинских героев «чудиков» в рассказах«Чудик» и «Критики» ВН.ЧТ. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказе В.М. Шукшина «Срезал» | Формулировать выводы. | ||
56 | 14.04 | Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Подбирать и обобщать дополнительный материал биографии |
57 58 | 17.04 21.04 | Габдулла Тукай. Стихотворения«Родная деревня» Чтение наизусть. , «Книга».Любовь к малой родине и своему родному краю Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...»Образ Родины. «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема бессмертия народа | Писать отзыв на литературное произведение. Работать с разными источниками информации. | |||
59 | 24.04 | Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. | Сопоставлять сюжеты персонажи литературных произведений. | |||
60 | 28.04 | ВН.ЧТ. Древнегреческие мифы. Проект. Мифы в иллюстрациях. | Писать отзыв на литературное произведение. | |||
61 | 01.05 | Геродот. «Легенда об Арионе» Испытания Ариона. | Коллективная проектная деятельность. | |||
60 | 28. 04 | ВН.ЧТ. Древнегреческие мифы Проект .Мифы в иллюстрациях | Писать отзыв на литературное произведение. | |||
61 | 01. 05 | Геродот. «Легенда об Арионе» Испытания Ариона. | Коллективная проектная деятельность | |||
62 | 05.05 | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы | Подбирать и обобщать дополнительный материал |
63 | 08.05 | ВН.ЧТ№11 . «Одиссея»-песня о героических подвигах. Проект Альбом иллюстраций »Герои Одиссеи» | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | |
64 | 12.05 | Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот» Проблема истинных и ложных идеалов. | Сопоставлять сюжеты, персонажи литературных произведений | |
65 | 15.05 | Мастерство Сервантеса-романиста. «Дон Кихот» Вечные образы в искусстве | Определять причинно – следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | |
66 | 19.05 | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка» Благородство и честь. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | |
67 | 22.05 | Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» Проблемы чести и предательства. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | |
68 | 26.05 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча Друзья и враги маленького принца. ВН. ЧТ. Вечные истины в сказке Экзюпери | Анализировать литературное произведение. | |
69-70 | 29.05 | Итоговый тест. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе»(сочинение) | Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2014.
Для учителя:
1. Челышева И.Л.. Литература 6 класс . Планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
2. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
3. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
4. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002
5. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
6. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...