Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Стихотворение "Незнакомка" - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. А.Блок объяснял, что увидел Незнакомку на картинах Врубеля. "Незнакомка - это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-analiz_stikh_neznakomka_blok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе.
Тема «Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» /11 класс /
Целеполагание: знать историю создания стихотворения «Незнакомка»
уметь интерпретировать данное произведение.
Оборудование : репродукции картин Михаила Врубеля, тексты, опорные карточки с изобразительно- выразительными средствами.
Ход урока.
- Вступительное слово.
Мы продолжаем с вами анализировать цикл стихов любовной лирики. На предыдущем уроке мы познакомились с таким произведением, как «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Незнакомка» - один из шедевров русской лирики. Для удобства работы выбираем экспертную группу, т. е. 2-3 ребят, которые будут оценивать одноклассников. Экспертная группа получает критерии оценивания.
- История создания стихотворения.
Слово предоставляется ученику, который заранее приготовил материал. Класс во время прослушивания доклада в тетради записывает ответы на вопросы:
- Время создания данного стихотворения? /начало 1906г./
- Искусство какого художника подтолкнуло Блока к созданию стихотворения «Незнакомка? /Врубель/
- Какие три цвета светили художнику всю жизнь? /золотой,сине-лиловый/
3. Выразительное чтение стихотворения «Незнакомка»
4. Беседа по вопросам.
-Чем интересны с точки зрения композиции структура, построение данного произведения?
Условно можем разделить на две части, которые могут восприниматься как вполне самостоятельные произведения. (1 часть - 1-6 строфы;2 часть- 7-13 строфы )
-Какая картина предстает в 1 части ?
Описание реального мира.
-А во 2 части ?
Мир иллюзорный, образ таинственной незнакомки.
- Какие художественные детали нам подтверждают, что в 1 части изображается пошлая, самодовольная обыденность ?
«Воздух дик и глух» - эпитет /художест. образное определение /
«Весенний и тлетворный дух» - оксюморон /соединение двух понятий, противоречащих друг другу /
По ходу анализа идет повторение изобразительно - выразительных средств, на доске появляются опорные схемы.
- Как вы понимаете значение слова тлетворный?
Следует работа с толковым словарем. При анализе данного поэтического текста в тетради записываются основные положения. Периодически прошу детей озвучить то, что они записали.
- К какому изобразительному средству прибегает здесь автор? (сжатая антитеза)
- Пошлая обыденность изображается автором иронически. Приведите примеры из текста, подтверждающие это.
Ирония - насмешка, скрытая под маской серьезности. / 3 строфа /
«среди канав гуляют»
«испытанные остряки»
- Какой звуковой ряд мы наблюдаем в этом стихотворении?
Детский плач, скрип уключин, женский визг - пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг.
Луна - вечный символ любви, спутник тайн.
- Что здесь происходит с луной ?
Романтический образ делается плоским, бессмысленно кривится, ко всему приученный, т. е. к шуткам «испытанных остряков»
Все эти картины увидены глазами лирического героя.
- Следующие строфы можно считать пограничными. Почему ?
Здесь идет переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости.
- Каков мотив этих двух строф ? /5 - 6 /
Смиренное отчаяние, одиночество.
«смирен и оглушен»
«отражен в стакане второго «я»
- А что происходит вокруг ?
«сонные лакеи» и «пьяницы с глазами кроликов»
- Обратите внимание на стилистическую окрашенность лексики этих двух строф.
1 строфа «И каждый вечер, друг единственный» - высокая лексика, сходная с лексикой 2 части.
2 строфа «Лакеи, торчат, пьяницы, кричат» - низкая, тяготеет к лексике 1 части.
Вывод : эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения.
- Далее возникает образ заглавной героини. Какой художественный прием помогает создать мостик к образу Незнакомки ?
«И каждый вечер, в час назначенный»
Анафора - единоначатие, стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строф.
- Как изображается героиня ?
Это мечта, недоступный идеал.
«Иль это только снится мне»
Она окружена древними поверьями, шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя. Грязь окружающей пошлости не прикасается к ней, она как бы посланница иного мира, чуждая всем и всему.
- Как соотносится образ Незнакомки с образом лирического героя ?
Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности. Она как и главный герой одинока ( «всегда без спутников, одна» )
Одиночество выделяет героев из толпы, притягивает друг к другу.
10 строфа «И странной близостью закованный…»
- Желанное рядом, но стоит протянуть руку - и оно уплывает. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ. Найдите мне в тексте строчки, подтверждающие это.
11,12 строфы.
- Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, что говорит о его избранности. Докажите примером из текста.
«В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне !» / 13 строфа /
- Лирический герой близок к разгадке тайны сокровища прекрасной Незнакомки. Почему мы можем сделать такой вывод ?
Заключительная фраза «Истина в вине» рефреном (повторяющаяся часть песни или повторяющийся стих в поэзии ) перекликается с 1 частью.
- Вспомните, к какому модернистскому течению в литературе относился ранний А. Блок?
К символистам, поэтому, вероятно, вино - СИМВОЛ откровения, ключа к тайнам прекрасного.
Вывод : красота, истина, поэзия неразделимы.
- Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи (системы звуковых повторов в стихосложении )
7 строфа «И кАждый вечер в чАс нАзнАченный…»
«Девичий стАн, шелкАми схвАченный…»
«В тумАнном движетсА Акне…»
Это ассонанс (повторение гласных звуков), что помогает создать ощущение воздушности.
«И веУт древними поверьями
Ее УпрУгие шелка
И шляпа с траУрными перьями,
И в кольцах Узкая рУка»
Данный повтор придает утонченность Незнакомке.
- Давайте еще раз внимательно посмотрим на репродукции картин Врубеля и попытаемся найти ответ на вопрос : почему же творчество именно этого художника дало импульс к созданию стихотворения «Незнакомка».
В картинах Врубеля нет четких линий, контуров. Его герои как бы укрыты дымкой или туманом, скрыты некой тайной.
- Читаем выразительно еще раз стихотворение «Незнакомка»
- Экспертная группа подводит итог, аргументированно оценивает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...