олимпиада по литературе за 2014-2015 учебный год, 11 класс.
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Петухова

Школьная олимпиада по литературе за 2014-2015  учебный год, 11 класс. (Задания и ответы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе

2014-2015  учебный год

11 класс

Составитель: Петухова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 г.Нефтеюганска, ХМАО.

1.                                                    Колокольня

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

 Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...

                                                     

                                                       

Колокол Углича

Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те — с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника — в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитрия-на-крови. И колокол, хоть и двадцати пудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить.

Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары — клич великой Беды — и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.  

1.1.Вы прочитали  произведения А.И.Солженицына, написанные в 90-х годах ХХ века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века также обращался к этому жанру?  (3б.)

             1.2. Сопоставьте систему образов и художественное пространство

              предложенных          произведений А.И.Солженицына (10б.).  

1.3.Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.)

1.4.Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.)

2. Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1 б. за название статьи)

     А.С.Грибоедов «Горе от ума»

     Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»  

     И.С.Тургенев «Отцы и дети»

     А.Н.Островский «Гроза»

            3. Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов.

     1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй

     2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю

     3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша…

     4) Коллежский регистратор , почтовой станции диктатор.

     5) Первую песенку зардевшись спеть.

     6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.

       В    одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

        — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!     (по 0,5б + 0,5б.)

 4. Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите, какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений)   (3б. + 5б.)

5. К. Бальмонт

Завет бытия

     Я спросил у свободного ветра,
   Что мне сделать, чтоб быть молодым.
   Мне ответил играющий ветер:
  “Будь воздушным, как ветер, как дым!”
  Я спросил у могучего моря,
  В чем великий завет бытия.
  Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”

  1. Объясните смысл названия стихотворения. (2 б)
  2. Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно-выразительные средства языка (8б.)

6.         « И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя  то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» - так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе  ХIХ – ХХ веков». (Ответ  10-15 предложений)     (15б.)

Маx.72 б.

Ответы

  1. 1)Лирический рассказ.

      И.С.Тургенев.

     2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который, являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают образы русских городов, Калязина и Углича, а также  образы Атлантиды и мифических  городов: Мологи и Китежа.

3) Эпитеты: «изобильный  город», «разорения жестокие», «диковинное наказание», «заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение:  «даже вовсе не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют советские пассажиры». Образы колокола и колокольни создаются с помощью олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня – Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры.

4) Композиция схожая, четырёхчастная. Оба рассказа начинаются с риторического вопроса-утверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем.

2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума»  - И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

  2.2.Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»  -  Д.И.Писарев «Борьба за жизнь»

2.33.И.С.Тургенев «Отцы и дети» - Д.И. Писарев «Базаров»

4. А.Н.Островский «Гроза» - Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И. Писарев  “Мотивы русской драмы”)

3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

4) Коллежский регистратор,

     Почтовой станции диктатор.  (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!  (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)

4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Идейная  общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать футляром,  в который втиснута вся человеческая жизнь. Таким же футляром можно назвать и те       рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» человек     в футляре Беликов.   В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь                  по шаблону, иметь единый ответ на все возможные жизненные «вопросы».                                    «Действительная жизнь» торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются заключить.

5. Название стихотворения отражает желание автора высказать своё жизненное и творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер — символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека; звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце — сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом миге.

6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».

 И.С. Тургенев «Живые мощи».

А.И. Солженицын «Матренин двор».

 В.Г. Распутин «Последний срок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми школьного НОУ секции естественных наук на 2014-2015учебный год МБОУ "Дмитриевогорская СОШ"

Данный план является частью плана работы школьного научного общества "Совенок" Он включает в себя групповую и индивидуальную работу учителч . Большое внимание уделяетс привлечению к совместной работе ...

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный год Учебный предмет: Чтение Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа на 2014/ 2015учебный годУчебный предмет:  ЧтениеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Воспитательный план работы с классом на 2014-2015учебный год

Воспитательный план - главный помощник классного руководителя....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Трусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015учебный год

представлен индивидуальный план профессионального развития педагогаТрусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалымана 2014-2015 учебный год...

Анализ Результатов учебно-воспитательной работы за 2014-2015учебный год в 5-А; Б; 7 В; Г; 9-Б,классах

Уровень сформированности учебных навыков учащихся, характеристика классов, мотивация к учебе, Сравнительный анализ обучения за три года.Формы и методы работы учителя, реализация темы по самообр...

Рабочая программа Элективного курса «Эколог и Я» 6 класс на 2014- 2015учебный год

Рабочая программа элективнорго курса для учащихся 6 классов...