«Герой волшебных сказок - Баба-Яга».Проект
проект по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Оглавление.
- Введение ---------------------------------------------------------------- 4
- Основная часть ---------------------------------------------------------- 8 - 23
Глава 1. Происхождение имени и образа Бабы-Яги ------------------- 8
Глава 2. Особенности и разнообразие образов Бабы-Яги в
волшебных сказках ----------------------------------------------------------- 13
- Заключение ----------------------------------------------------------- 24
Приложение --------------------------------------------------------------------- 26
Список литературы ------------------------------------------------------------- 27
Формулирование цели и постановка задач.
Тема: «Герой волшебных сказок - Баба-Яга».
Проблема: «В каком образе представить Бабу-Ягу в написанной сказке?»
Цель: исследовать образ Бабы-Яги в волшебных сказках, создать сказку с главным героем Бабой-Ягой.
Задачи:
- выявить истоки происхождения образа Бабы - Яги;
- прочитать и проанализировать волшебные сказки, в которых присутствует образ Бабы-Яги;
- определить разнообразие образов и выделить основные типы и подтипы Бабы-Яги в волшебных сказках;
- составить таблицу «Баба-Яга в волшебных сказках» на основе анализа волшебных сказок;
- провести анкетирование среди учеников своего класса;
- проанализировать результаты анкетирования;
- написать и оформить сказку с главным героем Бабой-Ягой.
Продукт: художественно-оформленная волшебная сказка c главным героем Бабой-Ягой.
- Введение.
Тема моего проекта - «Герой волшебных сказок - Баба-Яга».
Я выбрала эту тему, потому что очень люблю читать сказки, особенно волшебные. В основе таких сказок лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. Это меня в них и привлекает. Со сказками мы знакомимся в раннем детстве, как только начинаем что-то понимать и говорить. В волшебных сказках всегда происходят чудеса, в них много положительных героев, но есть и другие, которые им хотят навредить и помешать. Среди них больше всего меня заинтересовала Баба-Яга. Она неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает советом и делом. Так какая же она? Мне захотелось узнать о ней больше и познакомится поближе.
Цель моей работы: исследование образа Бабы-Яги в волшебных сказках и написание собственной сказки с главным героем Бабой-Ягой.
Проектным продуктом будет художественно-оформленная волшебная сказка с главным героем Бабой-Ягой. Этот продукт может достичь цель проекта, так как для того, чтобы сочинить и написать сказку, в которой Баба-Яга является главным героем, мне необходимо глубже изучить образ Бабы-Яги, прочитать и проанализировать волшебные сказки с ее участием.
План моей работы:
13.01.2016 – 24.01.2016 – начало работы, выбор темы, целеполагание.
25.01.2016 – 25.02.2016 - сбор информации
26.02.2016 – 02.03.2016 – изучение информации об истории происхождения образа и имени Бабы-Яги;
26.02.2016 – 15.03.2016 - чтение и анализ волшебных сказок c участием Бабы-Яги;
16.03.2016 - 10.04.2016 – написание проекта;
10.04.2016 – 10.05.2016 – подготовка презентации работы.
Промежуточные этапы:
16.03.2016 - 26.03.2016 – написание главы «Введение»;
26.03.2016 – 03.04.2016 – написание первой главы «Происхождение имени и образа Бабы-Яги»;
04.04.2016 – 08.04.2016 – написание второй главы «Особенности и разнообразие образов Бабы-Яги в волшебных сказках»;
05.04.2016 – проведено анкетирование среди учеников 5 б класса;
09.04.2016 – 10.04.2016 – написание заключительной части проекта;
10.04.2016 -10.05.2016 – изготовление продукта (после изучения информации, анализа сказок и написания письменной части проекта я приступила к выполнению продукта проекта, а именно - к написанию и художественному оформлению волшебной сказки с Бабой-Ягой в главной роли).
Важным этапом работы был выбор темы проекта. С выбором темы мне помог определиться проектный руководитель. При совместном обсуждении темы проектной работы перед нами стояла задача, чтобы в названии проекта были заложены проблема и интерес. А главное, чтобы тема проекта была интересна мне. Поэтому определиться с темой проекта мне помогли ответы на вопросы заданные моим руководителем.
1.Люблю ли я читать сказки?
2.Какой жанр сказок я люблю читать больше всего?
3.Какие герои волшебных сказок мне нравятся?
4.О каком сказочном герое мне хотелось бы узнать больше?
После совместной беседы мы определились с темой проекта.
Информацию для проекта я искала в книгах:
В.Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки» СПб., 1996г.; Энциклопедический словарь «Славянская мифология».-М.:, «Эллис лак», 1995.-416с.;
Зеленин Д.К. «Восточнославянская этнография» (Пер.с нем); (Примеч. Т.А.Бернштам и др.; АН СССР, Ин-т этнографии им Миклухо-Моклая);
М.: Наука, 1991.-507с.;
А.Н.Афанасьев «Народ-художник: Мифы.Фольклор» Литература М.;1986;
«Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трёх томах». М., Гослитиздат,1958;
Русские народные сказки: Кн.для самост.чтения. 4-6кл.Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1983.-320с.,- (Школ. б-ка).
«Русские народные сказки»/ Сост., предисл.,словарь Н. Сидориной; Худож. И.Билибин.-М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. 555с.;
Русские сказки / Ил. А. Басюбиной. – М.: Эксмо, 2007.-160 с.: ил.- (Золотые сказки)
из итернет – ресурсов:
(http://godsbay.ru/slavs/babayaga );
http://fotto.ru/tag/izobrazheniya_babyi_yagi ;
Изготовление продукта.
Продуктом проектной работы является художественно-оформленная волшебная сказка с главным героем Бабой-Ягой.
В большинстве сказок Баба-Яга не является главным героем, а только помогает ему или мешает, вредит. Передо мной стояла задача придумать сказку с Бабой-Ягой в главной роли. В моей сказке Баба- Яга представлена скучающей по прошлому старушкой, одиноко живущей в лесу. Образ Бабы-Яги в сказке положительный. Вместе c девочкой Машей, с помощью волшебного блюдца, они перемещаются в прошлое. В нём Баба-Яга и остаётся, потому что в прошлом ей живётся намного интереснее, чем в настоящем. Свою гостью Баба-Яга отправляет в настоящее время – домой к дедушке и бабушке.
В художественном оформлении сказки мне помогли сайты: http://fotto.ru/tag/izobrazheniya_babyi_yagi
II. Основная часть
Глава1. Происхождение имени и образа Бабы-Яги.
Я начала свою работу с изучения происхождения имени и образа Бабы-Яги.
Баба-Яга является известным персонажем волшебных сказок, а также одним из самых ярких женских образов. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим. Как отмечает исследователь-сказочник А.К. Афанасьев, образ Бабы-Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.
По мнению В.В.Иванова, с появлением на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
В.Даль пишет, что Яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-Яга или Яга-Баба, сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски». Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у нее «костяная нога»), черной, лохматой, растрепанной. Как всякое божество, Баба-Яга то зла, то добра, но все же, от нее исходит много мудрости. Лягушки, черные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.
Существует несколько версий происхождения имени «Баба-Яга». Имя состоит из двух слов «Баба» и «Яга». Бабка, баба, бабушка – женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту,опыту; родоначальница.
Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.
Кстати, согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывала ребенка по самую маковку в тесто, клала этот пирог на хлебную лопату и всовывала на некоторое время в теплую печь с различными причитаниями». Там ребенок «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горячей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются, вместе с дымом выходят в трубу, а «заново перепеченый» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.
Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации. Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудовищем и последующим «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.
Бабай – таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай – старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай – страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.
Бабайка – фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В.Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от «бабы» и от «бабая».
Вторая часть имени – «Яга», также не имеет однозначной трактовки.
Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица – загадочная лесная старуха.
Русский этнограф Н.Абрамов в середине XIX в. издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».
В древнерусском языке слово «яга» означало: шкура ягненка или шуба из шкуры ягненка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.
Слово «яга» - огрубленое «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого.
Имеется и такое предположение, что слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи или происходит от санскритского «ahi» - змей.
«Ага» со многих тюркских языков переводится как «старейшая» «верховная».
Есть много и других версий о происхождении имени. Например, «ега» в старосербском – болезнь. По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина, т.е. лесная женщина.
Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка. Похожие персонажи есть в мифологиях славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.
В волшебных сказках Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами. У Бабы-Яги костяная нога, она упоминается почти всегда в единственном числе – образ одноногой Яги. Ее одноногость является основанием, что она входит в круг божеств.
Существует следующая теория происхождения избушки Бабы-Яги. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из - под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь привлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все, же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга – это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
Существует и другая версия происхождения избушки. Избушка на курьих ножках - широко известный на севере "лабаз" или "хамья" - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся "к лесу задом, к путнику передом", чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропинки.
Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах, так называемых "урах". В них обычно находились куклы-иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик; может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы-Яги, у которой "нос в потолок врос". Кроме того, как правило, эта кукла была одета в меховую "шубу", которую жители этой местности называли "ягой". Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу-Ягу.
Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. По поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, с X в. славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с XII в. стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах – ступах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу.
Исходя из истории, Баба-Яга - это не выдуманный персонаж, а образ, основанный на реальных событиях, измененный временем.
Глава 2. Особенности и разнообразие образов Бабы-Яги в волшебных сказках.
После проведенного исследования о происхождении имени и образов Бабы-Яги, я приступила к изучению разнообразия образов Бабы- Яги в волшебных сказках.
Баба-Яга – самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. На протяжении нескольких столетий ученые пытаются понять образ Бабы-Яги. Русский ученый, филолог-фольклорист В. Я. Пропп занимался изучением этого таинственного сказочного персонажа. Он подчеркивал, что «Яга» - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ.
В. Я. Пропп выделял три разные формы образа Бабы-Яги:
1) Яга-дарительница, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т.д.;
2) Яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение;
3) Яга-воительница. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и прочее.
В ходе анализа волшебных сказок я столкнулась с такой проблемой, что в некоторых сказках Баба-Яга не подходила не под один тип из классификации В. Я. Проппа, поэтому в ходе анализа я выделила несколько подтипов Яги-дарительницы:
а) Яга - советчица – Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью;
б) Яга-повелительница сил природы и животного – Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями и другим лесным зверьем;
в) Яга-охранительница (покровительница) – следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
Некоторые ученые выделяют тип Яги-прародительницы. Она мать, бабка для нескольких своих дочерей, внучек – ягишн.
В ходе работы было проанализировано 15 волшебных сказок, где одним из действующих лиц является Баба-Яга. На основе анализа была составлена таблица:
Таблица «Баба-Яга волшебных сказках».
Название сказки | Образ Бабы-Яги (описание внешности, жилища) | Типы и подтипы образа Бабы-Яги | Положительный или отрицательный персонаж |
1.Баба – Яга (из сборника А. Н. Афанасьева) | «Стоит хатка, а в ней сидит Баба-Яга костяная нога и ткет». «Баба-Яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачем погоняет след заметает». | Яга-похитительница .«Баба-Яга костяная нога села на ступу и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится, и уж совсем близко». | отрицательный |
2. Василиса-Прекрасная(из cборника А.Н.Афанасьева) | «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает… -Подавай-ка сюда, что там есть в печи, я есть хочу. Все съела старуха, а кушанья настряпано было человек на десять». | Яга-дарительница. Подтип Яга-повелительница. Баба-Яга управляет тремя всадниками: Днем Ясным, Солнышком Красным, Ночью Темной. | положительный |
3.Иван Быкович (из сборника А.Н.Афанасьева) | «Видят добрые молодцы стоит избушка на курьих ножках… …Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок». | В этой сказке нам встречается интересный тип Бабы-Яги, его описания мы не видим у В.Я.Проппа. Главные герои, Иван Быкович и Иван Царевич, зашли в избушку на курьих ножках в дремучем лесу. Баба-Яга кланяется Ивану Быковичу и хвалит, что на правое дело отправились: «…ведь они, злодеи, всех полонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили». В этой сказке Баба-Яга не вредит героям, ничем им не помогает, а только благодарит их за достойный поступок. | положительный |
4. Баба-Яга и Заморышек (из сборника А.Н.Афанасьева) | «На крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали – сорок один столб». Описание внешности нет. | Яга-воительница «Поутру встала Баба-Яга, глянула в окошечко - кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».Яга-прародительница:представлена в роли матери. «- У меня есть дочери, - говорит Баба-Яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу». | отрицательный |
5.Марья Моревна (из сборника А.Н.Афанасьева) | «Стоит дом Бабы-Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одинадцати шестах по человечьей голове, только один не занятый».Описание внешности нет. | Яга-воительница «Поутру пробудилась Баба-Яга – паршивого жеребенка видом не видать. Бросилась в погоню, во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает». | отрицательный |
6.Иван-Царевич и Белый Полянин (из сборника А.Н.Афанасьева) | Баба-Яга золотая нога. | Яга-воительница «Баба-Яга золотая нога выставила рать-силу несметную». Яга-прародительницаБаба-Яга представлена в роли матери.«Говорит Белый Полянин:-Есть у нее дочь красавица, хочу добыть да жениться». | отрицательная |
7.Заколдованная королевна (из сборника А.Н.Афанасьева) | В этой сказке три Бабы-Яги сестры. Первая:«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке солдат, входит – в избушке сидит Баба-Яга костяная нога, старая,беззубая».Вторая:«Прилетает к другой избушке, входит – там сидит Баба-Яга костяная нога, старая, беззубая».Третья:«Прилетел на край света стоит избушка, а дальше никакого ходу нет – одна тьма кромешная, ничего не видать! Входит в избушку – там сидит Баба-Яга костяная нога, седая, беззубая». | Яга-дарительница Подтип Яга-повелительница Баба-Яга повелевает всеми ветрами.« - Подожди немножко; вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает. Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом, свистнула молодецким посвистом; вдруг со всех сторон поднялись – повеяли ветры буйные, только изба трясется!» | положительный |
8.Иван Меньшой – разумом большой | «Выехал Иван Меньшой на поляну и видит: стоит избушка на курьей лапке, на веретенной пятке, с востока на запад поворачивается. Сидит в избушке Баба-Яга костяная нога, нос у ней в потолок врос, возле ступа да пест стоят». | Яга-дарительница « -Жалко мне тебя, дитя, да делать нечего, надо тебе пособить. Надо тебе пособить. Ты свою кобылицу-златогривицу у меня оставь, будет она в сохранности. И вот тебе клубочек. Завтра, как выйдешь, кинь его наземь – куда клубочек покатится, туда ты и ступай». | положительный |
9. Гуси-лебеди (составитель Ю.Г.Круглов) | «Стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга – нога глиняная, сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками». | Яга-похитительница «Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика и унесли на крылышках». | отрицательный |
10. Сказка о молодильных яблоках и живой воде (в обработке А.Н.Толстого) | «Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке… Зашел Иван-Царевич в нее, а там сидит Баба-Яга старых лет, шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает». | Яга-дарительница «Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит». | положительный |
11.Царь-медведь (составители Г.Джаладян, И.Котовская) | «Ехал, ехал Иван-царевич, смотрит на пригорке стоит избушка на курьих ножках. Зашел он в избушку, а там Баба-Яга, костяная нога сидит». | Яга-дарительница Подтип Яга-советчица «Ты (Иван-царевич) воротись к себе домой, сорви с яблоньки три веточки. Сплети из них плетку и ступай за море. А как вызовешь змея на бой, так стегани его этой плеткой». | положительный |
12.Ненаглядная красота (в пересказе И.В.Карнауховой) | «Подъехал царевич к крыльцу, привязал коня к золотому кольцу, сам – в сени да в избу. А лежит на печи, на девятом кирпиче Баба-Яга – костяная нога». | Яга-дарительница Подтип Яга-повелительница «…закричала богатырским голосом, засвистала молодецким посвистом, крикнула по морю: Рыбы и гад водяной, идите сюда!» «Крикнула старуха по поднебесью: Собирайся птица воздушная!» Крикнула старуха по земле: Собирайся, зверь лесной!» «Сослужи мне службу верою-правдою: снеси туда Ивана-царевича!(обращается к Могол-птице)». | положительный |
13.Две сестры (в пересказе И.В.Карнауховой) | «Вдруг видит – стоит избушка. У окошка сидит Баба-Яга; зубы у нее большущие, руки у нее загребущие. Испугалась девушка, стоит дрожит». | Яга-дарительница «Подвела ее Баба-Яга к серебряным воротам, открыла ворота. Стала девица выходить, а ее всю золотом и осыпало». | положительный |
14.Баба-Яга и Лутонюшка | Описания жилища и образа нет. | Яга-похитительница "Лутонька не узнал ее голоса, подумал, что мать его зовет, подъехал к берегу; Ягая-Баба схватила его и утащила в свою избу". Яга-прародительница "У Ягой-Бабы было три дочери" | отрицательный. |
15. Медведко, Гусыня, Горыня и Дугиня богатыри | "Стук-стук, приходит Баба-Яга! -Подавай, -говорит,-обед!Пить-есть хочу! Дугиня поставил на стол хлеб-соль и жареную утку; она все сожрала да еще спрашивает. -Больше нет ничего, отвечает Дугиня, -мы сами люди заезжие. Баба-Яга ухватила его за волосы, принялась таскать по полу, таскала, таскала, еле живого оставила". | Яга-воительница "Сосна-богатырь и Баба-Яга сделали такой уговор и бросились друг на друга; Яга-Баба ударила его об пол." Яга-прародительница У Бабы-Яги есть дочь. "Сосна-богатырь начал ходить по подземельному царству, набрел на избушку, взошел туда - в избушке сидит дочь Бабы-Яги да ковер вышивает» | отрицательный |
Мною проанализировано 15 волшебных сказок, где одним из действующих лиц является Баба-Яга.
В восьми сказках из пятнадцати Баба-Яга положительный персонаж, а в семи – отрицательный.
Проанализировав описание внешности и жилища Бабы-Яги, я сделали вывод, что чаще всего в волшебных сказках Баба-Яга представлена в образе безобразной старухи, с костяной (золотой, глиняной) ногой. Живет она в лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей. В некоторых сказках («Василиса Прекрасная», «Баба-Яга») Яга едет на ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. В таких сказках, как «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри», «Василиса Прекрасная», Баба-Яга представлена в образе прожорливой старухи «ест за десятерых».
Чаще всего Баба-Яга встречается в волшебных сказках в роли Яги-дарительницы, в семи сказках.
Подтип Яга-советчица встречается нам в одной сказке «Царь Медведь».
Подтип Яга-повелительница мы увидели в трех сказках: «Ненаглядная красота», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная».
К сожалению, в прочитанных сказках не встретился подтип Яги-охранительницы (покровительницы) – следящей с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.
Тип Яги-воительницы мы увидели в четырех сказках: «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван Царевич и Белый Полянин», «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри».
Тип Яги-похитительницы встретился в трех волшебных сказках: «Баба-Яга», «Гуси-Лебеди», «Баба-Яга и Лутонюшка».
В образе Яги-прародительницы Баба-Яга представлена в сказках: «Баба-Яга и Лутонюшка», «Баба-Яга и Заморышек», «Иван Царевич и Белый Полянин», «Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри». Чаще всего Яга предстает перед нами в роли матери. Количество детей от одного до сорока одного. И в каждой сказке она любящая мать, готовая наказать тех, кто обидет ее детей. И если дочерей у нее видим, то чаще всего умниц, рукодельниц и красавиц.
В сказке «Иван Быкович» нам встретился интересный тип Бабы-Яги, его описания мы не видим у В.Я. Проппа. В данной сказке Баба-Яга не вредит героям ничем им не помогает, а только благодарит их за достойный поступок.
Чтобы узнать насколько хорошо учащиеся 5 «б» класса знакомы с образом Бабы-Яги в волшебных сказках, среди них было проведено анкетирование.
Анкетирование помогло выяснить, как ученики оценивают образ Бабы-Яги в волшебных сказках. С каким описанием и типом Бабы-Яги им чаще всего приходилось встречаться в волшебных сказках.
Данный опрос показал, что для большинства учеников Баба-Яга – злой, отрицательный персонаж (16 из 22 ).
Чаще всего в сказках учащиеся встречались с Бабой-Ягой в образе старухи с костяной ногой, которая сидит в избушке на курьих ножках. Нос у нее в потолок врос, возле ступа да пест стоят. Такой образ выбрали 16 учеников из 22.
Образ Бабы-Яги, которая в ступе едет по лесу, пестом погоняет, помелом след заметает, выбрали 5 учащихся.
Самый часто встречающийся в сказках тип Бабы-Яги – Яга-похитительница. Такой ответ дали 19 учеников из 22.
III. Заключение.
В ходе проведенного исследования я нашла ответы на многие вопросы. Изучая множество версий о происхождении имени и образа Бабы-Яги, я пришла к выводу, что Баба-Яга - это не выдуманный персонаж, а образ, созданный на реальных событиях, измененный временем.
Рассмотрев разнообразие образов Бабы-Яги в волшебных сказках можно сделать вывод, что Баба-Яга – самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. В ходе исследования были выделены четыре типа Бабы-Яги:
Яга-дарительница; Яга-похитительница; Яга-воительница; Яга-прародительница.
А также три подтипа Яги-дарительницы:
Яга-советчица;
Яга-повелительница;
Яга-охранительница.
Я прочитала много волшебных сказок с участием Бабы-Яги. Проанализировав их, я составила таблицу, по которой сделала следующие выводы:
- в большинстве волшебных сказок Баба-Яга является положительным персонажем;
- чаще всего встречается тип Бабы-Яги – Яга-дарительница; подтипы – Яга-повелительница; Яга-советчица.
Проведенное анкетирование среди учеников 5 «б» класса позволило сделать следующие выводы: для большинства учеников Баба-Яга - отрицательный персонаж;
чаще всего учащиеся встречались в сказках с типом Яги-похитительницы.
Исследовав образ Бабы-Яги, я изготовила продукт моего проекта – написала и оформила сказку «БАБА-ЯГА» с Бабой-Ягой в главной роли.
Закончив свой проект, я могу сказать, что всё из того, что было задумано получилось. Я полностью раскрыла тему проекта и достигла его целей – исследовала образ Бабы-Яги, написала и оформила сказку с Бабой-Ягой в главной роли.
Это произошло, потому что тема проекта меня очень заинтересовала. Я очень ответственно и с большим желанием подошла к решению поставленных задач.
Работа над проектом показала мне, что анализируя сказки, надо всегда относится очень внимательно к чтению любого литературного произведения, так как вдумчивое чтение позволит сделать новые, интересные открытия.
До начала исследования я, как и большинство учеников моего класса, считала, что Баба-Яга отрицательный персонаж, но на самом деле при внимательном анализе сказок и изучении её образа можно сделать вывод: Баба-Яга не отрицательная и не положительная героиня сказок. Она неодназначный, яркий, многообразный сказочный персонаж. Она может быть злой, коварной, но при этом смешной и забавной. Может быть доброй, мудрой, в чем-то наивной, часто она помогает герою, спасает его.
Приложение.
Анкета
1.C каким образом Бабы-Яги: положительным или отрицательным, тебе чаще всего приходилось встречаться в волшебных сказках:
а) положительный;
б) отрицательный
2.Какое описание Бабы-Яги ближе всего соответствует твоему представлению о ней:
а) Стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. Сидит в избушке Баба-Яга, костяная нога, нос у ней в потолок врос, возле ступа да пест стоят.
б) Послышался в лесу страшный шум, деревья затрещали, сухие листья захрустели. Выехала из лесу Баба-Яга. В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает.
в) Стоит дом Бабы-Яги. Кругом дома двенадцать шестов, на одинадцати шестах по человечьей голове, только один не занятый.
Сидит Баба-Яга золотая нога, из угла в угол нос в потолок.
3.Выберите тип Бабы-Яги, с каким ты чаще всего встречался в волшебных сказках:
а) Яга-дарительница;
б) Яга-похитительница;
в) Яга-воительница.
Литература.
1. В.Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки» СПб., 1996г.;
2. Энциклопедический словарь «Славянская мифология».-М.:, «Эллис лак», 1995.- 416с.;
3. Зеленин Д.К. «Восточнославянская этнография» (Пер.с нем); (Примеч. Т.А.Бернштам и др.; АН СССР, Ин-т этнографии им Миклухо-Моклая);
М.: Наука, 1991.-507с.;
4. А.Н.Афанасьев «Народ-художник: Мифы.Фольклор» Литература М.;1986;
5. «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трёх томах». М., Гослитиздат,1958;
6. Русские народные сказки: Кн.для самост.чтения. 4-6кл.Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю.Г. Круглов.-М.: Просвещение, 1983.-320с.,- (Школ. б-ка).
7. «Русские народные сказки»/ Сост., предисл.,словарь Н. Сидориной; Худож. И.Билибин.-М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. 555с.;
8. Русские сказки / Ил. А. Басюбиной. – М.: Эксмо, 2007.-160 с.: ил.- (Золотые сказки).
а также информация из итернет – ресурсов:
(http://godsbay.ru/slavs/babayaga );
http://fotto.ru/tag/izobrazheniya_babyi_yagi ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ИЗО на тему "Волшебный мир сказок"
урок-путешествие...
Программа курса по английскому языку "Путешествие в мир волшебных сказок Великобритании"7 класс.
Учебная программа для ведения хозрасчетного курса по английскому языку . Рекомендуемый возраст учащихся 12-13 лет...
Исследовательская работа "Ложный и истинный герой волшебной сказки"
Данная работа представлена учащимся 5 класса на научно - практической конференции "Первые шаги в науке"...
РЕФЕРАТ на тему: «Психология волшебных сказок»
Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень...
Урок литературы. Защита проекта «Сборник волшебных сказок народов мира».
Данный урок литературы является завершающим этапом в реализации ряда занятий по техногогии проекта. Учащиеся 5 класса самостоятельно изучали сказки народов мира, а затем на завершающем занятии предста...
Использование волшебных сказок при обучении ознакомительному чтению.
Использование на уроке сказок позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру младших школьников, развивает языковую догадку, чувство языка, повыш...
Создание волшебных сказок
В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр для детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, разли...