Работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка": Четыре встречи Гринева и Пугачева.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Сёмина Татьяна Александровна

Рассмотрение сюжетной линии о встречах Гринёва и Пугачёва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четыре встречи Гринева и Пугачева. Встреча первая.

Всего встреч Гринева и Пугачева – четыре. Пронумеруйте их в хронологическом порядке:

  • Сцена казни. Кивок Пугачева в эпилоге романа.
  • Буран. На постоялом дворе.
  • В Белогорской крепости. Диалог с Пугачевым после взятия крепости и расправы над гарнизоном.
  • В Бердской слободе. Освобождение Маши. Разговор в кибитке по дороге в крепость.

Мы будем анализировать четыре встречи Гринева и Пугачева, для того чтобы понять, что произошло во время этих встреч? Как изменились герои, или кто из них изменился и как? Для начала ответим на вопрос – есть ли у двух героев что-то общее, могли бы они сблизиться в мирной жизни?

Гринев

Пугачев

Вывод:

Итак, встреча первая. Завязка действия.__________________________________________________

Выберите из череды цитатных заголовков один и запишите его:

  1. «…Беда – буран!»
  2. «Дороги нет, и мгла кругом»
  3. «Бог знает…волк или человек»
  4. «Все было мрак и вихорь»

Большое место в повествовании, предшествующем встрече, занимает пейзаж. Это пейзаж очень динамичный, показывающий нарастание беды – непогоды. Запишите его кратко.

Туча тяжело подымалась, росла, облегала небо…(продолжите сами)________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Основной художественный прием, использованный здесь__________________________________

В каких словах ямщика звучит безнадежность и обозначается мотив тупика, сбоя в пути?________

_____________________________________________________________________________________

Как в картине мутного кружения метели возникает образ Пугачева? Какой цвет предшествует его появлению?

_____________________________________________________________________________________

Что это может символизировать?________________________________________________________

Какие качества встречного мужичка, ставшего проводником, отмечает повествователь?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какой художественный прием (метафора, сравнение, олицетворение) в описании кибитки к постоялому двору предвещает бурное течение событий?

___________________________________________________________________________________

Перечитайте сон Петруши. Запишите, какие моменты в сне Петруши окажутся пророческими?

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Далее следует сцена на постоялом дворе, в ней дан первый портрет Пугачева. Какие черты в описании Пугачева кажутся вам важными?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Каковы особенности речи и поведения Пугачева?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Понаблюдаем за отношением Гринева и Савельича к встречному мужичку. Как называют Пугачева Гринев и его слуга?

Пугачев для Гринева

Пугачев для Савельича

Подведем итоги. Каково отношение Гринева к миру и людям, судя по словам, обращенным к встречному человеку? Какой он – Петруша Гринев? Чем станет заячий тулупчик в судьбе Петруши, как определит будущие отношения героев: Петра Гринева и Пугачева?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Встреча вторая

Это 8 глава.  Вспомните и запишите трагические события, предшествующие разговору Гринева и Пугачева.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С чего начинается разговор наших героев?______________________________________________

Задумывались ли вы когда-нибудь о смысле и значении молчания?

Допишите пословицу: Слово – серебро, молчание - ___________________________

Чем заканчивается молчание?________________________________________________________

Доброе ли это начало  для разговора?

Перечитайте еще раз разговор, делая пометы – самые трудные вопросы Пугачева, самые дерзкие ответы Гринева. Запишите их в таблицу.

самые трудные вопросы Пугачева

самые дерзкие ответы Гринева

В каком месте Пугачев начинает говорить с Гриневым не с позиции силы?_________________

Где в разговоре уже ясно, что Гринев одерживает победу?______________________________

Какие понятия для Гринева святы, и через них он не может переступить ни при каких условиях?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О чем задумался Пугачев?____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто изменился в этой сцене: Гринев или Пугачев?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите описание пейзажа, следующего сразу после разговора. Как пейзаж перекликается с душевным состоянием героя?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третья встреча Гринева и Пугачева.

Какая –то высшая сила, стечение обстоятельств снова и снова сталкивает  Гринева и Пугачева лицом к лицу. Оказывается, частная жизнь Гринева тесно связана с исторической судьбой пугачевского бунта.  Все социальные противоречия оказываются неважными и враги становятся друзьями. По дороге в Белогорскую крепость  между героями происходит кульминационный разговор. И сама поездка их в одной кибитке становится символичной. Диалог Гринева и Пугачева снова начинается с _______________________________

О чем задумался Гринев? ________________________________________________

_______________________________________________________________________

Что волнует Пугачева? Оказывается, этому человеку, преступившему моральные нормы, «сжегшему за собой мосты», важно в чужих глазах не быть_____________

_______________________________________________________________________

Найдите слова Пугачева о воле. Как Пугачев понимает понятия «свобода, воля»? Можно ли такой волей насытиться? Куда она ведет? __________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Из чего в тексте видно, что Пугачев трезво оценивает ситуацию своего самозванства?___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Тогда Пугачев пускает в ход свой последний «козырь», калмыцкую притчу. Вчитайтесь в этот текст. Сформулируйте, каков смысл сказки по мнению Пугачева?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

По – Вашему, действительно так: лучше прожить мало, получив от жизни все, или тихо, трудно, честно и незаметно делать свое дело и терпеть? ________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как относится к этому Пушкин? ___________________________________________

______________________________________________________________________

Пушкин еще раз устами героя – повествователя скажет: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный…» Как вы понимаете эпитеты бессмысленный и беспощадный, определяющие понятие «бунт»?_____________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Кто одерживает нравственную победу в этом диалоге? ________________________

Снова наступает ___________________, которое позволяет пережить и осмыслить разговор?

Чем заканчивается третья встреча Гринева и Пугачева? С какими словами расстаются герои? Происходит ли чудо общения?_____________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по произведениям 20 века.

Контрольная работа охватывает произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына, Бунина, Достоевского. 2 варианта....

Тестовая работа-презентация по тексту повести "Капитанская дочка"

Данная работа выполнена в виде презентации , она содержит выдержки из текста произведения, в которых описываются действующие лица или  приводится реплика, ярко характеризующая персонаж повести, з...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Контрольная работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Контрольная работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс...

Методическая работа РАЗНЫЕ СТАДИИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Работа учащихся над музыкальным произведением чрез­вычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - его содержания, пианистических трудностей, встречающихся в нём. Кр...

Самостоятельная работа по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Самостоятельная работа по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...