Работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка": Четыре встречи Гринева и Пугачева.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Рассмотрение сюжетной линии о встречах Гринёва и Пугачёва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Четыре встречи Гринёва и Пугачёва | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Четыре встречи Гринева и Пугачева. Встреча первая.
Всего встреч Гринева и Пугачева – четыре. Пронумеруйте их в хронологическом порядке:
- Сцена казни. Кивок Пугачева в эпилоге романа.
- Буран. На постоялом дворе.
- В Белогорской крепости. Диалог с Пугачевым после взятия крепости и расправы над гарнизоном.
- В Бердской слободе. Освобождение Маши. Разговор в кибитке по дороге в крепость.
Мы будем анализировать четыре встречи Гринева и Пугачева, для того чтобы понять, что произошло во время этих встреч? Как изменились герои, или кто из них изменился и как? Для начала ответим на вопрос – есть ли у двух героев что-то общее, могли бы они сблизиться в мирной жизни?
Гринев | Пугачев |
Вывод:
Итак, встреча первая. Завязка действия.__________________________________________________
Выберите из череды цитатных заголовков один и запишите его:
- «…Беда – буран!»
- «Дороги нет, и мгла кругом»
- «Бог знает…волк или человек»
- «Все было мрак и вихорь»
Большое место в повествовании, предшествующем встрече, занимает пейзаж. Это пейзаж очень динамичный, показывающий нарастание беды – непогоды. Запишите его кратко.
Туча тяжело подымалась, росла, облегала небо…(продолжите сами)________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Основной художественный прием, использованный здесь__________________________________
В каких словах ямщика звучит безнадежность и обозначается мотив тупика, сбоя в пути?________
_____________________________________________________________________________________
Как в картине мутного кружения метели возникает образ Пугачева? Какой цвет предшествует его появлению?
_____________________________________________________________________________________
Что это может символизировать?________________________________________________________
Какие качества встречного мужичка, ставшего проводником, отмечает повествователь?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Какой художественный прием (метафора, сравнение, олицетворение) в описании кибитки к постоялому двору предвещает бурное течение событий?
___________________________________________________________________________________
Перечитайте сон Петруши. Запишите, какие моменты в сне Петруши окажутся пророческими?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Далее следует сцена на постоялом дворе, в ней дан первый портрет Пугачева. Какие черты в описании Пугачева кажутся вам важными?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Каковы особенности речи и поведения Пугачева?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Понаблюдаем за отношением Гринева и Савельича к встречному мужичку. Как называют Пугачева Гринев и его слуга?
Пугачев для Гринева | Пугачев для Савельича |
Подведем итоги. Каково отношение Гринева к миру и людям, судя по словам, обращенным к встречному человеку? Какой он – Петруша Гринев? Чем станет заячий тулупчик в судьбе Петруши, как определит будущие отношения героев: Петра Гринева и Пугачева?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Встреча вторая
Это 8 глава. Вспомните и запишите трагические события, предшествующие разговору Гринева и Пугачева.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С чего начинается разговор наших героев?______________________________________________
Задумывались ли вы когда-нибудь о смысле и значении молчания?
Допишите пословицу: Слово – серебро, молчание - ___________________________
Чем заканчивается молчание?________________________________________________________
Доброе ли это начало для разговора?
Перечитайте еще раз разговор, делая пометы – самые трудные вопросы Пугачева, самые дерзкие ответы Гринева. Запишите их в таблицу.
самые трудные вопросы Пугачева | самые дерзкие ответы Гринева |
В каком месте Пугачев начинает говорить с Гриневым не с позиции силы?_________________
Где в разговоре уже ясно, что Гринев одерживает победу?______________________________
Какие понятия для Гринева святы, и через них он не может переступить ни при каких условиях?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О чем задумался Пугачев?____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто изменился в этой сцене: Гринев или Пугачев?________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите описание пейзажа, следующего сразу после разговора. Как пейзаж перекликается с душевным состоянием героя?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третья встреча Гринева и Пугачева.
Какая –то высшая сила, стечение обстоятельств снова и снова сталкивает Гринева и Пугачева лицом к лицу. Оказывается, частная жизнь Гринева тесно связана с исторической судьбой пугачевского бунта. Все социальные противоречия оказываются неважными и враги становятся друзьями. По дороге в Белогорскую крепость между героями происходит кульминационный разговор. И сама поездка их в одной кибитке становится символичной. Диалог Гринева и Пугачева снова начинается с _______________________________
О чем задумался Гринев? ________________________________________________
_______________________________________________________________________
Что волнует Пугачева? Оказывается, этому человеку, преступившему моральные нормы, «сжегшему за собой мосты», важно в чужих глазах не быть_____________
_______________________________________________________________________
Найдите слова Пугачева о воле. Как Пугачев понимает понятия «свобода, воля»? Можно ли такой волей насытиться? Куда она ведет? __________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Из чего в тексте видно, что Пугачев трезво оценивает ситуацию своего самозванства?___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Тогда Пугачев пускает в ход свой последний «козырь», калмыцкую притчу. Вчитайтесь в этот текст. Сформулируйте, каков смысл сказки по мнению Пугачева?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
По – Вашему, действительно так: лучше прожить мало, получив от жизни все, или тихо, трудно, честно и незаметно делать свое дело и терпеть? ________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как относится к этому Пушкин? ___________________________________________
______________________________________________________________________
Пушкин еще раз устами героя – повествователя скажет: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный…» Как вы понимаете эпитеты бессмысленный и беспощадный, определяющие понятие «бунт»?_____________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Кто одерживает нравственную победу в этом диалоге? ________________________
Снова наступает ___________________, которое позволяет пережить и осмыслить разговор?
Чем заканчивается третья встреча Гринева и Пугачева? С какими словами расстаются герои? Происходит ли чудо общения?_____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по произведениям 20 века.
Контрольная работа охватывает произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына, Бунина, Достоевского. 2 варианта....
Тестовая работа-презентация по тексту повести "Капитанская дочка"
Данная работа выполнена в виде презентации , она содержит выдержки из текста произведения, в которых описываются действующие лица или приводится реплика, ярко характеризующая персонаж повести, з...
Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"
Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....
Контрольная работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Контрольная работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс...
Методическая работа РАЗНЫЕ СТАДИИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Работа учащихся над музыкальным произведением чрезвычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - его содержания, пианистических трудностей, встречающихся в нём. Кр...
Самостоятельная работа по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Самостоятельная работа по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Контрольная работа по произведению "Капитанская дочка"
Задания с кратким ответом....