Презентация к уроку "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Прокопчук Инна Валентиновна

Презентацию "В. Я. Брюсов- основоположник русского символизма" можно использовать на уроках литературы.Содержание презентации включает в себя наличие материала для повторения, изучение нового, самостоятельную работу для учащихся, литературоведческую задачу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. Я Брюсов – основоположник русского символизма Прокопчук И. В. ,учитель русского языка и литературы филиала №3 ГКОУ ЦО Самарской области

Слайд 2

Цель: у знать о фактах личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для русской поэзии; у меть анализировать поэтический текст.

Слайд 3

Что такое «Серебряный век» русской поэзии? Как связаны между собой понятия: «модернизм», «декаданс», «Серебряный век»? Каковы признаки литературного течения? С какой целью писатели объединялись в такие течения? Дайте определение символизма? Каковы его признаки?

Слайд 4

«Рыцарь литературы» – так назвал Валерия Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий В. Я Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он – вдохновитель и инициатор первого выступления «новых» поэтов.

Слайд 5

Длинный черный наглухо застегнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещённые на груди руки- такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».

Слайд 6

Русский символизм Символисты Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, З. Н. Гиппиус, Фёдор Сологуб, К. Д. Бальмонт «старшие» 1890-е г.г . Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях «младшие» 1990-е г. г. А. А. Блок, Андрей Белый, И. Ф. Анненский, В. И. Иванов Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным

Слайд 7

Основные черты творчества Брюсова Жизнеутверждающие начала: Пессимистические начала: любовь, завоевание жизни трудом, борьба за существование, созидание; действующее лицо -мужественный боец; с тремление к новаторству с мерть есть блаженство, «сладостная нирвана» действующее лицо - отчаявшийся в жизни человек; уход к формам классики

Слайд 8

Вклад В. Я. Брюсова в развитие формы стихотворения использовал неточные рифмы; «вольный стих»; разрабатывал «длинные размеры» стихотворения; и спользовал чередование строк разного метра. Новаторские эксперименты В. Я. Брюсова были восприняты младшими символистами

Слайд 9

Стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний» Глоссарий Выразительно почитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний». Чем объясняется обращение поэта к истории? Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта? Проанализируйте композицию стихотворения. Антоний Марк (80-30г.г. до н.э.)-один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюбленный в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую час времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами. В морской битве при Акциуме , в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившийся в бегство.

Слайд 10

АНТОНИЙ Ты на закатном небосклоне Былых, торжественных времен, Как исполин стоишь, Антоний, Как яркий, незабвенный сон. Боролись за народ трибуны И императоры — за власть, Но ты, прекрасный, вечно юный, Один алтарь поставил — страсть! Победный лавр, и скиптр вселенной, И ратей пролитую кровь Ты бросил на весы, надменный, — И перевесила любовь! Когда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй, — Венец и пурпур триумвира Ты променял на поцелуй. Когда одна черта делила В веках величье и позор, — Ты повернул свое кормило, Чтоб раз взглянуть в желанный взор. Как нимб, Любовь, твое сиянье Над всеми, кто погиб, любя! Блажен, кто ведал посмеянье, И стыд, и гибель — за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть, И в час, когда не кончен бой, Как беглецу, корабль свой кинуть Вслед за египетской кормой! Апрель 1905

Слайд 11

К началу 1900-х гг. в творчестве Брюсова складываются два основных тематических потока лирики: обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогии с современностью. Образцы героики в лирике В. Я. Брюсова («Александр Великий», «Антоний», « Ассаргадон »)

Слайд 12

1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сумерки». 2. В чём своеобразие нарисованной поэтом картины города? 3. Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной символический план. 4. Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

Слайд 13

Сумерки Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза - проходящих гетер. Как тихие звуки клавира - Далекие ропоты дня... О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

Слайд 14

Брюсов – один из первых поэтов-урбанистов В отличие от других символистов, Брюсов не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей.

Слайд 15

Самостоятельная работа Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами, подкрепите свои положения примерами из других стихотворений. Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчета, подведения «предварительных итогов» проделанного пути? Какие мифологические имена и исторические реалии использованы? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими? Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…». Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?

Слайд 16

Я (МОЙ ДУХ НЕ ИЗНЕМОГ...) Мой дух не изнемог во мгле противоречий , Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи , И всем богам я посвящаю стих. Я возносил мольбы Астарте и Гекате, Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь , И после подходил к подножиям распятий И славил сильную, как смерть, любовь. Я посещал сады Ликеев , Академий, На воске отмечал реченья мудрецов; Как верный ученик, я был ласкаем всеми, Но сам любил лишь сочетанья слов. На острове Мечты, где статуи, где песни, Я исследил пути в огнях и без огней , То поклонялся тем, чт о ярче, чт о телесней , То трепетал в предчувствии теней. И странно полюбил я мглу противоречий, И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи , И всем богам я посвящаю стих ... 24 декабря 1899

Слайд 17

Литературоведческая загадка Прослушайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сонет» («Отточенный булат – луч рдяного заката!») В чем загадка и уникальность этого текста? Сколько здесь сонет?

Слайд 18

В.Брюсов . Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката! Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны! Но иногда в клинок – из серебра и злата Судьба вливает яд: пленительные сны! Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата. Когда покой глубок. Чудесен сон весны! Но он порой жесток – и мы им пленены: За ним таится ад – навеки, без возврата. Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй. Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта! Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть, Порой в словах своих – певец находит власть: Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета. 1918 г

Слайд 19

Ответ Если мысленно «разрезать» сонет по вертикали, там, где стоит тире, то получится еще два сонета – левый и правый. Итого три сонета.

Слайд 20

В.Брюсов . Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката ! Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны ! Но иногда в клинок – из серебра и злата Судьба вливает яд: пленительные сны! Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата. Когда покой глубок. Чудесен сон весны! Но он порой жесток – и мы им пленены: За ним таится ад – навеки , без возврата. Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй. Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта! Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть , Порой в словах своих – певец находит власть: Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета. 1918 г

Слайд 21

Итоги урока Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем? В чем особенность понимания В. Я Брюсовым задач символизма? Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.

Слайд 22

Не плачь и не думай... Не плачь и не думай: Прошедшего - нет! Приветственным шумом Врывается свет . Уснувши, ты умер И утром воскрес,- Смотри же без думы На дали небес . Что вечно - желанно, Что горько - умрет... Иди неустанно Вперед и вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Русского символизма

История Русского символизма...

Программа интегрированного факультативного курса "Русский символизм" по предметам МХК и литература

Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного кур...

Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)

Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....

Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.

Проект  « Классическая музыка в детском саду.»...

Презентация на тему: "Основоположник русского городского пейзажа - Алексеев Федор Яковлевич"

Презентация ориентирована на учащихся 7, 10 классов, изучающих тему "Российская культура второй половины XVIII века", для более полного и глубокого ознакомления с личностью и творческой деятельностью ...