Презентация к уроку "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Презентацию "В. Я. Брюсов- основоположник русского символизма" можно использовать на уроках литературы.Содержание презентации включает в себя наличие материала для повторения, изучение нового, самостоятельную работу для учащихся, литературоведческую задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В презентации сделан акцент на проблематику и стиль произведений В. Я. Брюсова | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: у знать о фактах личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для русской поэзии; у меть анализировать поэтический текст.
Что такое «Серебряный век» русской поэзии? Как связаны между собой понятия: «модернизм», «декаданс», «Серебряный век»? Каковы признаки литературного течения? С какой целью писатели объединялись в такие течения? Дайте определение символизма? Каковы его признаки?
«Рыцарь литературы» – так назвал Валерия Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий В. Я Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он – вдохновитель и инициатор первого выступления «новых» поэтов.
Длинный черный наглухо застегнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещённые на груди руки- такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».
Русский символизм Символисты Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, З. Н. Гиппиус, Фёдор Сологуб, К. Д. Бальмонт «старшие» 1890-е г.г . Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях «младшие» 1990-е г. г. А. А. Блок, Андрей Белый, И. Ф. Анненский, В. И. Иванов Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным
Основные черты творчества Брюсова Жизнеутверждающие начала: Пессимистические начала: любовь, завоевание жизни трудом, борьба за существование, созидание; действующее лицо -мужественный боец; с тремление к новаторству с мерть есть блаженство, «сладостная нирвана» действующее лицо - отчаявшийся в жизни человек; уход к формам классики
Вклад В. Я. Брюсова в развитие формы стихотворения использовал неточные рифмы; «вольный стих»; разрабатывал «длинные размеры» стихотворения; и спользовал чередование строк разного метра. Новаторские эксперименты В. Я. Брюсова были восприняты младшими символистами
Стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний» Глоссарий Выразительно почитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний». Чем объясняется обращение поэта к истории? Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта? Проанализируйте композицию стихотворения. Антоний Марк (80-30г.г. до н.э.)-один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюбленный в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую час времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами. В морской битве при Акциуме , в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившийся в бегство.
АНТОНИЙ Ты на закатном небосклоне Былых, торжественных времен, Как исполин стоишь, Антоний, Как яркий, незабвенный сон. Боролись за народ трибуны И императоры — за власть, Но ты, прекрасный, вечно юный, Один алтарь поставил — страсть! Победный лавр, и скиптр вселенной, И ратей пролитую кровь Ты бросил на весы, надменный, — И перевесила любовь! Когда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй, — Венец и пурпур триумвира Ты променял на поцелуй. Когда одна черта делила В веках величье и позор, — Ты повернул свое кормило, Чтоб раз взглянуть в желанный взор. Как нимб, Любовь, твое сиянье Над всеми, кто погиб, любя! Блажен, кто ведал посмеянье, И стыд, и гибель — за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть, И в час, когда не кончен бой, Как беглецу, корабль свой кинуть Вслед за египетской кормой! Апрель 1905
К началу 1900-х гг. в творчестве Брюсова складываются два основных тематических потока лирики: обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогии с современностью. Образцы героики в лирике В. Я. Брюсова («Александр Великий», «Антоний», « Ассаргадон »)
1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сумерки». 2. В чём своеобразие нарисованной поэтом картины города? 3. Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной символический план. 4. Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?
Сумерки Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза - проходящих гетер. Как тихие звуки клавира - Далекие ропоты дня... О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!
Брюсов – один из первых поэтов-урбанистов В отличие от других символистов, Брюсов не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей.
Самостоятельная работа Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами, подкрепите свои положения примерами из других стихотворений. Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчета, подведения «предварительных итогов» проделанного пути? Какие мифологические имена и исторические реалии использованы? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими? Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…». Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?
Я (МОЙ ДУХ НЕ ИЗНЕМОГ...) Мой дух не изнемог во мгле противоречий , Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи , И всем богам я посвящаю стих. Я возносил мольбы Астарте и Гекате, Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь , И после подходил к подножиям распятий И славил сильную, как смерть, любовь. Я посещал сады Ликеев , Академий, На воске отмечал реченья мудрецов; Как верный ученик, я был ласкаем всеми, Но сам любил лишь сочетанья слов. На острове Мечты, где статуи, где песни, Я исследил пути в огнях и без огней , То поклонялся тем, чт о ярче, чт о телесней , То трепетал в предчувствии теней. И странно полюбил я мглу противоречий, И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи , И всем богам я посвящаю стих ... 24 декабря 1899
Литературоведческая загадка Прослушайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сонет» («Отточенный булат – луч рдяного заката!») В чем загадка и уникальность этого текста? Сколько здесь сонет?
В.Брюсов . Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката! Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны! Но иногда в клинок – из серебра и злата Судьба вливает яд: пленительные сны! Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата. Когда покой глубок. Чудесен сон весны! Но он порой жесток – и мы им пленены: За ним таится ад – навеки, без возврата. Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй. Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта! Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть, Порой в словах своих – певец находит власть: Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета. 1918 г
Ответ Если мысленно «разрезать» сонет по вертикали, там, где стоит тире, то получится еще два сонета – левый и правый. Итого три сонета.
В.Брюсов . Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката ! Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны ! Но иногда в клинок – из серебра и злата Судьба вливает яд: пленительные сны! Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата. Когда покой глубок. Чудесен сон весны! Но он порой жесток – и мы им пленены: За ним таится ад – навеки , без возврата. Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй. Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта! Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть , Порой в словах своих – певец находит власть: Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета. 1918 г
Итоги урока Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем? В чем особенность понимания В. Я Брюсовым задач символизма? Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.
Не плачь и не думай... Не плачь и не думай: Прошедшего - нет! Приветственным шумом Врывается свет . Уснувши, ты умер И утром воскрес,- Смотри же без думы На дали небес . Что вечно - желанно, Что горько - умрет... Иди неустанно Вперед и вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Русского символизма
История Русского символизма...
Программа интегрированного факультативного курса "Русский символизм" по предметам МХК и литература
Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного кур...
Мастера русского символизма: Врубель, Борисов-Мусатов.
План урока МХК в 11 классе....
Русский символизм в контексте Серебряного века (поэтические индивидуальности: Константин Бальмонт)
Основные модернистиские течения в литературе Серебряного века, символизм, особенности поэтики Константина бальмонта как яркого представителя символизма в русской литературе ХХ века....
Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыражения в искусстве.
конспект урока МХК 9класс...
Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Проект « Классическая музыка в детском саду.»...
Презентация на тему: "Основоположник русского городского пейзажа - Алексеев Федор Яковлевич"
Презентация ориентирована на учащихся 7, 10 классов, изучающих тему "Российская культура второй половины XVIII века", для более полного и глубокого ознакомления с личностью и творческой деятельностью ...