Программа интегрированного факультативного курса "Русский символизм" по предметам МХК и литература
рабочая программа (10 класс) на тему

Чернова Светлана Геннадьевна

Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) по учебным предметам мировая художественная культура и литература. Изучение данного курса предполагается с учащимися 10 и 11 классов. Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Факультативный курс конкретизирует содержание темы «Русский символизм» образовательного стандарта по школьным предметам «Литература» и «МХК». Программа имеет распределение факультативных часов по темам. Последовательность изучения тем составлена с учетом логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Также подготовленная программа определяет набор уроков-бесед, самостоятельной работы учащихся и практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный центр дистанционного обучения детей-инвалидов

Государственного автономного образовательного учреждения Республики Марий Эл

 «Лицей Бауманский»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель РЦДО ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

«____» _____________________ 20__г.

________________ /______________.

                                                                                                   (подпись/Ф.И.О.)

ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.ВРУБЕЛЯ И А.БЛОКА)

ПО ПРЕДМЕТАМ:

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Составитель: Чернова С.Г.,

учитель литературы и мировой художественной культуры

РЦДО ГАОУ «Лицей Бауманский»

Йошкар-Ола – 20__

Региональный центр дистанционного обучения детей-инвалидов

Государственного автономного образовательного учреждения Республики Марий Эл

 «Лицей Бауманский»

Рабочая программа факультативного курса

«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.ВРУБЕЛЯ И А.БЛОКА)

                                

                Учебные дисциплины: мировая художественная культура

                        и литература

  Класс:  10

      Учебная четверть:  II                    

   Классная работа - 12 часов

     Уроки-беседы - 9 часов

                Практические занятия - 3 часа

             Самостоятельная работа - 6 часов

                

Программа разработана Черновой С.Г.,

учителем литературы и мировой художественной культуры

РЦДО ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

Йошкар-Ола

20__ г.

Составитель: Чернова Светлана Геннадьевна, учитель литературы и мировой художественной культуры РЦДО ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

        Программа интегрированного факультативного курса «Русский символизм» (на примере творчества М.Врубеля и А.Блока) / сост. С.Г. Чернова. - Йошкар-Ола, 2013. - 20с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Русский символизм» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Факультативный курс конкретизирует содержание темы «Русский символизм» образовательного стандарта по школьным предметам «Литература» и «МХК». Программа имеет распределение факультативных часов по темам. Последовательность изучения тем составлена с учетом логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Также подготовленная программа определяет набор уроков-бесед, самостоятельной работы учащихся и практических занятий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Цели факультативного курса:

- познакомить учащихся с особенностями русского символизма на примере творчества М.Врубеля и А.Блока;                                  - сформировать информационно-коммуникативную компетенцию учащихся и их мотивированность к самостоятельной практической работе.

Задачи факультативного курса:

- познакомить учащихся с искусством рубежа веков;                          - развить способности видеть идейно-художественные связи между разными видами искусства (живопись и литература);                                   - познакомить с понятиями «символизм», «Серебряный век»;                   - охарактеризовать творчество русских символистов: М.Врубеля и А.Блока, в частности;                                                           - сформировать умения понимать многозначность образцов искусства; - развить навыки самостоятельного поиска информации для её практического применения;                                                  - воспитать эстетические чувства, чувство любви к русскому искусству.

5

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Ученики, изучившие факультативный курс, должны знать/понимать:

- отличия русского символизма от западноевропейского;

- отличие понятий «русский символизм» и «серебряный век русской культуры»;

- художественные принципы символизма;                                          - шедевры русского символизма: стихотворения А.Блока и картины М.Врубеля, в частности;

Ученики, изучившие факультативный курс, должны уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с изученной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации, посвящёнными культуре символического направления;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Возможно использование приобретенных учениками знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: при организации нетрадиционных для школы форм выражения знаний (коллективная выставка, конференция); самостоятельного художественного творчества; выбора путей своего культурного развития.

6

Объём факультативного курса и виды учебной деятельности

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

18

Классные занятия

в том числе:

12

Уроки - беседы

9

Практические занятия

(уроки итогового контроля:

 выставка,

конференция)

3

Самостоятельная работа

6

7

Содержание программы

  1. Предпосылки возникновения символизма как явления в культуре XX века, характеристика направления (1 час).

Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма. Общие черты с эстетикой роматизма. «Манифест символизма» Ж.Мореаса.

  1. Художественные принципы символизма (1 час).

Идея двойственности мира основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Интерпретация понятия «символ», развитие понятия об образе - символе. Глубина проникновения во внутренний мир героев, символическое звучание произведений. Символические представления о строении Вселенной, таинство мироздания в картине «Rex» М. Чюрлениса.

  1. Мастера слова и живописи символизма в Западной Европе (1 час).

Темы и сюжеты произведений символизма. Античные мотивы в творчестве Пюви де Шаванна - «Видение античности», «Священная роща» (Франция). «Синяя птица» М.Метерлинка (Бельгия), «Счастливый прииц» О.Уайльда (Англия).

  1.  Истоки русского символизма (1 час).                                  Серебряный век русской культуры. Манифест русского символизма - статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Старшее поколение символистов и младосимволисты. Творчество художников «Голубой розы» (П.В. Кузнецов. Н.Н. Сапунов).
  2. Яркие представители русскою символизма: М. Врубель, А.Блок (I час).

История жизни поэта и художника. Их связь с символическим направлением.

  1. Темы и образы ранней лирики поэта и раннего творчества художника (1 час).

Мифологические и сказочные персонажи картин: «Царевна - Лебедь». «Пан», «Пророк», «Снегурочка». «Стихи о Прекрасной

8

Даме» как представление молодого поэта о нежных чувствах.                                                                                                  7. «Демониада» М. Врубеля и тема идеала и действительности в     художественном мире А. Блока (1 час).                          Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий», «Демон поверженный» и «Демон летящий». «На железной дороге». «О подвигах, о доблести, о славе...».

  1. Сложность        художественного мира (1 час).

Поэма «Двенадцать» Л. Блока. Картина «Сирень» и новые сценические формы декорационной живописи М.Врубеля.

  1. Теоретическая экскурсия по памятным местам художника и поэта (1 час).

Мемориальная музей-квартира Александра Блока в Санкт Петербурге. Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока. Село Тараканово. Усадьба Шахматове.

Музей изобразительных искусств им. М. Л. Врубеля в Омске. В Москве имеется детская художественная школа им. М. Л. Врубеля.

  1. Коллективная выставка (1 час).                                                 Музыкальное сопровождение выставки - Л. Н. Скрябин. «Мечты». Поэма для симфонического оркестра. Чтение стихотворений наизусть учащимися.
  2. – 12. Конференция (2 часа).

Выступление учеников с докладами. Оценивание выступлений экспертной комиссией

9

Планы факультативных занятий

Занятие 1. Предпосылки возникновения символизма как явления в культуре XX века, характеристика направления.                             План занятия:                                                                        1.Непримиримый конфликт символизма с искусством реализма и натурализма (рассказ учителя). Раскрытие понятий «реализм», «натурализм», «романтизм» учащимися (задание для всех участников).                2.Общие черты с эстетикой романтизма (рассказ учителя).                3.«Манифест символизма» Ж.Мореаса (выразительное чтение манифеста учеником, обсуждение с классом).                                      Основные понятия и категории: реализм, натурализм, романтизм, символизм, манифест, эстетика.                                                     

Занятие 2. Художественные принципы символизма.                           План занятия (разговор с учащимися на темы):                                        1.Идея двойственности мира - основа искусства символизма.        2.Художник и поэт как посредники между миром видимым и невидимым.                                                                3.Интерпретация понятия «символ», развитие понятия об образе - символе. Глубина проникновения во внутренний мир героев, символическое звучание произведений.                                4.Символические представления о строении Вселенной, таинство мироздания в картине «Rex» М. Чюрлениса.                          Основные понятия и категории: символ, мироздание.                         

Занятие 3. Мастера слова и живописи символизма в Западной Европе.                                                                                     План занятия:                                                                1.Темы и сюжеты произведений символизма.                2.Античные мотивы в творчестве Пюви де Шаванна - «Видение античности». «Священная роща» (Франция).                        3.«Синяя птица» М.Метерлинка (Бельгия). «Счастливый принц» О.Уайльда (Англия) - нахождение символического в произведениях зарубежной литературы.                                                          Основные понятия и категории: античность, аллегория

10

Занятие 4. Истоки русского символизма.

План занятия:

1. Серебряный пек русской культуры.                                2.Манифест русского символизма - статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». - Выразительное чтение учеником «Манифеста...»        3.Старшее поколение символистов и младосимволисты. Опрос учеников о принципиальных различиях двух направлений.        4.Творчество художников «Голубой розы» (П.В. Кузнецов. H.II. Сапунов).                                                                                 Основные понятия и категории: Серебряный век русской культуры, старшие символисты, младосимволисты.                                    

Занятие 5. Яркие представители русского символизма: М. Врубель, А.Блок.                                                                   План занятия:                                                                1.История жизни М. Врубеля и А. Блока. - Сообщения учеников о некоторых моментах биографии символистов, рассказ учителя.                2.Связь поэта и художника с символическим направлением.      Основные понятия и категории:                                                

Занятие 6. Темы и образы ранней лирики поэта и раннего творчества художника.                                                                                План занятия:                                                1.Мифологические и сказочные персонажи картин «Пан». «Пророк». «Снегурочка». - Просмотр видеофильма.                        2.«Стихи о Прекрасной Даме» как представление молодого поэта о нежных чувствах. - Выразительное чтение стихотворений учителем и учениками, анализ, собственные мысли по прочитанному, обсуждение с классом.                                                                         Основные понятия и категории: мифология, пан, пророк.

Занятие 7. «Демониада» М. Врубеля и тема идеала и действительности в художественном мире А. Блока.                                             План занятия:                                                                1.Язык символов и метафор в картинах «Демон сидящий», «Демон поверженный» и «Демон летящий». - Обсуждение картин и крит ических заметок знаменитых людей о картинах.                2.Идеальное и реальное в поэзии Блока на примере стихотворений «На железной дороге». «О подвигах, о доблести, о славе...»                         Основные понятия и категории: демон, язык символов, идеал и действительность (реальность).

11

Занятие 8. Сложность художественного п поэтического мира произведении символистов.

План занятия:

  1. 1. Поэма «Двенадцать» А. Блока. - Чтение отрывков, обсуждение прочитанного.
  2. 2. Картина «Сирень» и новые сценические формы декорационной живописи М.Врубеля. Подготовка сообщения по декорационной живописи М.Врубеля.

Основные понятия и категории: поэма, декорационная живопись.

Занятие 9. Теоретическая экскурсия по памятным местам художника и поэта.

План занятия:

  1. Мемориальная музей-квартира Александра Блока  в Санкт-Петербурге. Государственный истрико-литературный и природный музей-заповедник А. Л. Блока. Село Гаракаиово. Усадьба Шахматове.
  2. Музей        изобразительных искусств им. М. А. Врубеля в Омске. Московская детская художественная школа им. М. А. Врубеля.
  3. Итоги по творчеству изученных личностей, вклад символистов в «копилку» русского и мирового искусства.                                                

Основные понятия и категории: мемориальный музей-квартира, музей-заповедник.

12

Планы практических занятии

Практическое занятие 1.(10-11)

План занятия:

1.Выступления учеников с докладами.                                   2. Просмотр подготовленных презентаций.                                                Рекомендуемые темы докладов:

  1. Романтизм, реализм, натурализм связь с символизмом.
  2. Символы, знаки, эмблемы: общее и различия.
  3. Влияние        западноевропейского символизма на творчество русских символистов.
  4. Старшие символисты: представители и их творчество.
  5. Младосимволисты. Создание кружка «Аргонавты».
  6. Деятельность художественного объединения «Мир искусства».
  7. Оценка творчества А.Блока и М.Врубеля современниками.
  8. Философские раздумья поэта (на примере стихотворения «Незнакомка»).
  9. История любви М. Врубеля и Н. Забелы-Врубель.
  10. М. Врубель и театр.
  11. Н. Забела - Врубель в творчестве М. Врубеля.
  12. Портретное искусство М. Врубеля.
  13. Символизм в архитектуре
  14. Символизм в театре.
  15. Символизм в музыке.
  16. Постсимволистские явления в культуре.

3.Оценка выступлении экспертной комиссией.

В экспертную комиссию могут входить: учителя MXК, учителя литературы, председатель и участники школьного научного общества, преподаватели Марийского государственного университета, другие приглашённые лица.                                                               Практическое занятие 2. (12). Коллективная итоговая выставка «Символизм и его значение»                                                       План занятия:

1. Декларирование «Манифеста символизма» Ж.Мореаса.                  2. Экскурсия по стендовой выставке репродукций картин представителей западноевропейского символизма: «Rex» М. Чюрлениса,

 

13

Пюви де Шаванна - «Видение античности». «Священная роща» (Франция) и репродукций картин представителей русского символизма: на примере творчества художников «Голубой розы».                                         3.Декларирование отрывка статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».                                      4.Стендовая выставка репродукций картин М. Врубеля: «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Демон летящий». «Сирень». «Царевна - Лебедь». «Пан». «Пророк». «Снегурочка».                                                5.Чтение учащимися стихотворений наизусть: ««На железной дороге». «О подвигах, о доблести, о славе...», стихотворения из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» - по выбору учеников, чтение отрывка из поэмы «Двенадцать».                                                         6.Музыкальное сопровождение выставки - Л. И. Скрябин. «Мечты». 11оэма для симфонического оркестра. Этюд №8.

Оборудование:

  1. Стенды с репродукциями картин западноевропейских и русских художников-символистов.
  2. Сборники стихов поэтов-символистов.

Музыкальный проигрыватель с дисками произведений символической музыки.

14

Список литературы для подготовки к занятиям

  1. Александр Блок. Исследования и материалы В.И. Быстров [и др.]. СПб.: Дм. Буланин, 1998. - 439 с.
  2. Аленов, М. Михаил Врубель / М. Аленов. - М.: Изобразительное нсусство, 1996. - 218 с.
  3. Алешина, Л. С. Русское искусство XIX - XX века / Л.С. Алешина, М.М. Ракова, Т.Н. Горина. - М.: Искусство, 1972. - 101 с.
  4. Ашукин, Н.С. Александр Блок в воспоминаниях современников и его письмах / Н.С. Ашукин. - М.: Советский писатель, 1985. - 24 с.
  5. Барсова, Л. Н.И.Забела-Врубель глазами современников / Л.Барсова. - Л.: Музыка. 1982. - Режим доступа: URL: http://lisabella.narod.ru/vrubel.litml. (дата обращения 12.05.2012).
  6. Бачинин, В.А. Культурология. Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 228 с.
  7. Врубель и театр - Режим доступа: URL: http://vrubel-lermontov .ru / theatre21.php. (дата обращения 17.03.2012)
  8. Гайдук, А.А. Михаил Врубель / А.А. Гайдук. - СПб: Аврора, 1989. - 262 с.
  9. Гордин, A.M. А. Блок и русские художники / A.M. Гордин. - Л.: Художники РСФСР, 1986. - 367 с.
  10. Двуязычный электронный словарь терминов по теории культуры и культурной антропологии - Режим доступа: URL: http: www.tlu.ee/files/arts/7820/Slovafa6052a9l585646538alcac40225e8f0.doс.
  11. Дмитриева, Н.А. Михаил Врубель: жизнь и творчество / Н.А. Дмитриева. - М.: Детская литература, 1988. - 140 с.
  12. Енишерлов, В.И Александр Блок: Петербург. Шахматов. Москва / В.И. Енншерлов. - М.: Советская Россия, 1986. - 205 с.
  13. Ильина, Т. B. История искусств. Западноевропейское искусство: учебник / Т.В Ильина. - М.: Высшая школа, 2002. - 368 с.
  14. Искусство Западной Европы. Живопись - Режим доступа: URL: http- atomas.ru / isk/isk107.htm. (дата обращения 17.04.2012).
  15. Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический словарь / В.М. Кожевников., II.А. Николаев. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
  16. Колчева Э.М. Русское искусство конца XIX начала XX веков: справочное пособие / Йошкар-Ола: ГОУВПО «Марийск. Гос. Ун-т», 2007. - 77 с.

15

  1. Кравченко. А.И. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. - 671с.
  2. Либединская. Л.Б. А. Блок: жизнь и стихи / Л.Б. Лебединская. - М.: Советская Россия, 1970. - 313 с.
  3. Либединская. Л.Б. Поэзия и проза Александра Блока / Л.Б. Либединская. - Л.: Советский писатель, 1979. - 552 с.
  4. Лидин, В.Г. А. Блок: люди и встречи / В.Г. Лидии. - М.: Советская Россия, 1957. - 333 с.
  5. Музей        квартира А.А. Блока - Режим доступа: URL: http:"community .livеjournal.com memiorialka spb/788.html. (дата обращения 12.05.2012)
  6. Орлов, В.Н. Поэма «Двенадцать» / В.Н. Орлов. - М.: Известия, 1967. -      719 с.
  7. Русские писатели 1800 - 1917 гг.: Биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев. – М.: Советская энциклопедия, 1989. - 672 с.
  8. Суздалев, П.К. Врубель П.К. / Суздалев. - М.: Советский художник, 1991. - 364 с.
  9. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр. – М.: Изобразительное искусство, 1983.-313 с.
  10. Тарабукин, Н.М. Михаил Александрович Врубель Н.М. / Тарабукин. - М.: Искусство,1974. - 174 с.

16

Краткий словарь к факультативному курсу

                                                                   

Аллегория — изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа.

Античность — в широком смысле слова он равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление  — в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции и Древнему Риму.

Демон — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами.                

Манифест — объявление, оглашение правительством о каком-либо государственном деле.                

Мироздание — то же, что и космос, мир, Вселенная.

Мифология — система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях.

Пан — древнегреческий бог пастушества, скотоводства, плодородия и дикой природы.

Реализм - стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Романтизм – идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века – первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека.

17

Серебряный век – период в истории русской культуры, хронологически ввязываемый с началом ХХ века, совпавший с эпохой модернизма.

Символ – идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвёрнутой форме некоторое иное содержание.

Символизм – художественное направление, сложившееся в западно-европейской культуре в к.60 – н.70-х гг. 19 века. Центральным компонентом символического миросозерцания является символ – обобщённый и условный знак, соединяющий в себе свойства абстрактного понятия или аллегории как формы иносказания.

Эстетика – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.

18

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие физика и английский язык по теме: « Исаак Ньютон – украшение рода человеческого»

Цель занятия:Повторение и закрепление материала по теме «Три закона динамики»;Формирование навыков общения по специальной теме;Знакомство с биографией великого учёного;Развитие познавательных интересо...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина ( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, разду...

Рабочая программа факультативного курса учебного предмета «Физическая культура», раздел «Волейбол»

Данная рабочая программа факультативного курса учебного предмета «Физическая культура», раздел «Волейбол» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании ...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...