Открытый урок на тему "Чтение - интеллектуальное развитие человека"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Тема.

«Чтение - интеллектуальное развитие человека»

 

Собирать книги не трудно,

Трудно уметь просматривать

книги. Просматривать книги

не трудно, трудно уметь

читать.  Читать книги

не трудно, трудно уметь

использовать прочитанное.

Использовать прочитанное

Нетрудно, трудно уметь запоминать.

Чжан Чао«Тени спокойных снов».

 

Цели  и задачи урока:

- доказать, что чтение - интеллектуальное развитие человека;

-развивать вкус к чтению;

- представить способы чтения для использования их на практике;

- акцентировать внимание на осмысленном,  аналитическом чтении;

-провести  анкетирование.

 

Ход Урока.

1.Организация урока:

-объявления темы, цели и задач;

- работа с эпиграфом.

 

2. Вступительное слово учителя.

-Чтение- это прежде всего труд, и труд тяжелый.

Не вызывает сомнения  тот факт, что в решении задач эффективного использования огромных книжных богатств, повышении «активной работы каждой книги», решающая роль принадлежит процессу чтения. Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с информацией.

 -Давайте рассмотрим статистику  динамики чтения.

XV век  - за полвека отпечатано во всем мире 30 тыс.  различных книг.

VI век- 250 тыс. название книг.

XIX  век- более 7 мил.  Название книг.

XXвек- около 25 мил. Название книг.

А XXI век?

-Давайте зададимся вопросом, а умеем ли мы читать?

-Ответ учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_-literaturnoe_razvitie_cheloveka.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.

«Чтение - интеллектуальное развитие человека»

Собирать книги не трудно,

Трудно уметь просматривать

книги. Просматривать книги

не трудно, трудно уметь

читать.  Читать книги

не трудно, трудно уметь

использовать прочитанное.

Использовать прочитанное

Нетрудно, трудно уметь запоминать.

Чжан Чао«Тени спокойных снов».

Цели  и задачи урока:

- доказать, что чтение - интеллектуальное развитие человека;

-развивать вкус к чтению;

- представить способы чтения для использования их на практике;

- акцентировать внимание на осмысленном,  аналитическом чтении;

-провести  анкетирование.

Ход Урока.

1.Организация урока:

-объявления темы, цели и задач;

- работа с эпиграфом.

2. Вступительное слово учителя.

-Чтение- это прежде всего труд, и труд тяжелый.

Не вызывает сомнения  тот факт, что в решении задач эффективного использования огромных книжных богатств, повышении «активной работы каждой книги», решающая роль принадлежит процессу чтения. Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с информацией.

 -Давайте рассмотрим статистику  динамики чтения.

XV век  - за полвека отпечатано во всем мире 30 тыс.  различных книг.

VI век- 250 тыс. название книг.

XIX  век- более 7 мил.  Название книг.

XXвек- около 25 мил. Название книг.

А XXI век?

-Давайте зададимся вопросом, а умеем ли мы читать?

-Ответ учащихся

3. Способы чтения.

Чтобы повысить продуктивность чтения нужно использовать различные способы чтения, их -5.

-Углубленное чтение.    При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Углубленное чтение называют аналитическим, критическим, творческим.

- Быстрое чтение.   Быстрое чтение используется в тех случаях, когда оно достигает совершенства и частично переходит в углубленное чтение.

- Панорамное чтение.  Возникает эффект фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз.  За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения.

- Выборочное чтение.  В этом случае читатель как бы видит все и ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах в чтении, которое ему необходимы.  

-Чтение просмотр.  Используются для предварительного ознакомления с книгой или сканирования. Быстрый просмотр с целью поиска фамилий, слов, фактов.

 Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характер текста.

IV. Изучив основные особенности процесса чтения, проведем анализ своего чтения.

Анкета «Как вы читаете?»

     Для этого предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами соответствующим числом баллов.

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень чёткую и чтение мотивировано……………………………10

Всегда приблизительно и без мотива ………………………………………..6

Иногда…………………………………………………………………………………………..4

Лишь изредка……………………………………………………………………………….2

Никогда…………………………………………………………………………………………0

2. Меняете ли скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю…………………………………………………………………………10

Иногда……………………………………………………………………………………………6

Скорость определяют перед началом чтения заранее………………..4

Всегда читаю со средней скоростью……………………………………………..2

Всегда читаю очень медленно……………………………………………………….0

3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда………………………………………………………………………………10

В основном удается……………………………………………..………………………..6

Лишь в случае, если материал очень интересный………….…………….4

В редких случаях…………………………………………………………………………….2

Не удается……………………………………………………………………………………….0

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда……………………………………………10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро…….6

После прочтения небольшой части уже представляю себе

 структуру………………………………………………………………………………………..4

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь

текст………………………………………………………………………………………………..2

На структуру не обращаю внимания……………………………………………..0

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его?

Могу всегда…………………………………………………………………………………..10

Могу, если текст легкий………………………………………………………………….6

Иногда…………………………………………………………………………………………….4

Изредка…………………………………………………………………………………………..2

Не могу……………………………………………………………………………………………0

6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда…………………………………………………………………………………………10

Если есть незнакомые места, то возвращаюсь.……………………………6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов………………………….4

Иногда, если не понимаю смысла текста……………………………………..2

Возвращаюсь часто по различным поводам………………………………..0

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения……………………………………………10

Иногда двигаю головой………………………………………………………………..6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту……………………….4

Часто……………………………………………………………………………………………….2

Всегда так делаю…………………………………………………………………………….0

8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю……………….10

Не могу ответить точно………………………………………………………………..6

Произношу отдельные (трудные) слова……………………………………..4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст……..2

Всегда читаю с артикуляцией……………………………………………………….0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда…………………………………………………………………………….10

Иногда………………………………………………………………………………………………6

Затрудняюсь ответить………………………………………………………………………4

Очень редко…………………………………………………………………………….……….2

Никогда…………………………………………………………………………………………….0

10. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро посередине страницы…………………10

Зигзагообразно от строки к строке………………………………………………...6

По диагонали…………………………………………………………………………………..4

С остановками на каждой строчке………………………………………………….2

С остановками на каждом слове…………………………………………………….0

Результаты анкеты:

-Профессиональный читатель-100б.

В классе-0

-Обученный навыкам чтения-70 до 80б.

В классе-5 ч.

-Эрудированный (но не обученный быстрому чтению)- от 40 до 50б.

В классе- 10ч.

-Большинство читателей- от 20 до 30б.

В классе- 16ч.

V.Итоги урока.

«Книги читать для того чтобы постичь выше принципы, а  высшие принцы постигают, чтобы применить их в жизни чтобы развивать свой интеллект. Если же впитывать прочитанное, не вникая в суть, что доходя до такой тупости, что причиняют вред другим людям», сказал Цзи Юнь.

-Прослушайте притчу понимания чтения.

В одной из притч, сложенной мудрецами Индии, сказано: « И кто усиленно стремится собирать науки  и читать книги без разрешения о том, что он читает,  достоин того, чтобы его постигло тоже, что и постигло одного человека. Ученые говорят,  что он проходил мимо какой-то пещеры  и ему попались следы  клада.  Он начал рыть и напал на  большое количество золота и серебра. Он подумал:» Если я возьмусь переносить это богатство, то извлечение его и  занятие переноской лишат  меня того наслаждения, которое я могу от него получить.  Я лучше найду людей, которые перенесут его в мое жилище; сам я буду последним и не оставлю за собой ничего, что занимало мою мысль переносом или какие-нибудь действиями. Таким образом я получу избавление тела от труда за незначительную плату, которую вручу им.

    Потом он пришел с носильщиками и стал передавать каждому из них столько, сколько тот мог снести, и говорил ему:

-Ступай с этим к моему жилищу.

     Носильщик, однако, шел к своему собственному дому и обманывал его. Когда же от клада больше ничего не осталось, он сам пошел к своему жилищу и не увидел там никаких денег, обнаружив, что каждый из носильщиков воспользовался унесенным для себя; ему же от этого досталось только забота и утомление, потому что он не подумал о конце своего дела».

      Подобно этому и тот, кто читает эту книгу, не понимая ее цели, явной и тайной, не воспользуется тем, что ему выпадает на его собственную долю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Конспект открытого урока по МХК "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура"

Конспект урока изучения новой темы "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура" может использоваться при подготовке и проведении урока в 10 классе по предмету "Мировая художественная ...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

открытый урок "Правильная осанка-залог здоровья человека"

Урок по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы....

Театрализация на уроках как средство интеллектуального развития и повышения мотивации к изучению русского языка и литературы (из опыта работы)

В соответствии с требованиями ФГОС ООО в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Театрализации на уроках и подгото...