Д. Кедрин "Зодчие". Любовь поэта к России, её истории и культуре
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Д. Кедрин. «Зодчие». Любовь поэта к России, ее истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Д. Кедрин. «Зодчие». Любовь поэта к России, ее истории и культуре.

Цель урока: познакомить обучающихся с личность поэта, с эпохой правления Ивана Грозного; дать понятие о жанре баллады; ввести в мир стихотворения, учить анализировать балладу; развивать умения высказывать, правильно формулировать свое мнение; совершенствовать творческие способностей обучающихся.

Оборудование: репродукция картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», репродукция иконы А.Рублева «Святая троица», раздаточный материал: «Опорные слова  к уроку», «Таблица лексического минимума».

Эпиграф:

О этот звон…, звон-чудо, звон-виденье.

Мелкая суета дней гаснет.

                                                                                               И. Шмелев

 Ход урока:

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на рабочий лад.

- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения и новых открытий на уроке, в конце которого определим самого творческого его участника.

  1. Определение темы и цели урока.
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  • Вступительное слово учителя.

Научиться понимать себя, других людей и окружающий мир стремится каждый человек. Не случайно вопросы «кто я есть в этом мире?», «зачем живу?», «в чем смысл жизни?» самые сложные и самые важные для каждого из нас.

Найти ответы на эти вопросы нам помогают произведения литературы, созданные великими мастерами слова. И таким мастером  является Дмитрий Кедрин.

  • Сообщение заранее подготовленного обучающегося, ассистента-литературоведа о личности  Д.Кедрина.
  • Слово учителя. Вы прочитали стихотворение Д.Кедрина «Зодчие». Надеюсь, оно вас не оставило равнодушными. Какой вы представили эпоху Ивана Грозного? (ответы обучающихся)
  • Сообщение   ассистента-историка «Краткая характеристика эпохи правления Ивана Грозного» (опережающее обучение).

4. Восприятие обучающимися учебного материала.

  • Художественное чтение учителем стихотворения «Зодчие».
  • Запись колокольного звона.
  1. Новая тема
  • Анализ языка произведения. Язык произведения пестрит незнакомыми словами. Игра «Переводчик» (слова даны в сносках). Учитель обращается к «Таблице лексического минимума», включающей слова: лепота, тать, торовато, зело, правеж, благолепие, кружало.

 Задание: дать лексическое толкование слов, сделать вывод, для чего          Д. Кедрин использует в произведении устаревшие слова.

  • Определение жанра произведения. Запись на доске, что называется балладой.
  •  Анализ системы образов.
  1. Характеристика образа Ивана Грозного.
  2. Словарная работа. Работа со словарем.

Благодетель (устар., иронич.) – человек, который оказывает покровительство кому-нибудь из милости.

- Как вы думаете, в каком значении использует это слово Д. Кедрин?

  1. Церковь – внутренний стержень произведения
  2. Какие художественно-изобразительные средства использует автор для описания красоты и величия храма Василия Блаженного?
  • Составить ассоциативный ряд:

                Церковь – это…

(Обучающиеся используют опорные слова раздаточного материала).

          Вывод-обобщение. Для чего человек посещает церковь?

   Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя: «светлеть душой должны мы беспрерывно»?      

   Включается запись: звон церковных колоколов.

            (Обращение к эпиграфу урока).

  1. Характеристика образа зодчих.
  • Проблемная ситуация.

- Э. Хемингуэй писал: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Вы согласны с такой точкой зрения?

Можно ли сказать, что в финале баллады зодчие побежденные? Почему вы так считаете? (Определение идеи произведения).

  • - Зодчие совершили гражданский подвиг: явили миру храм Василия Блаженного, памятник архитектуры, переживший их на столетия (Обращение к  репродукции картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»).

 - Так почему же произведение называется «Зодчие», а не, например, «Храм Василия Блаженного»? (Определение темы произведения).

  1. Творческая работа.

Слово учителя. Евгений Евтушенко вспоминал, что вдохновленный балладой «Зодчие», Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев» о монахе-иконописце, написавшем картину «Троица». (Обращение к   репродукции иконы А.Рублева «Святая троица»).

      Попробуем и мы создать свой «фильм», хотя бы несколько его «кадров».

      Работа в  группах.

      Задание: Что будем снимать, что общим планом, что крупным и почему? Продумайте звуковое сопровождение своей части фильма (Какая музыка должна звучать? Как передать дух, атмосферу эпохи? Реплики разговора)

  1. Начало фильма.
  2. Роспись внутренних стен храма.
  3. Восприятие храма окружающими.
  4. Царская «благодарность» за работу.
  5. Финал фильма.

      Итоги работы над «фильмом». (Слово спикерам, возможны дополнения по ходу комментария кадров «фильма»).

 5. Рефлексия

 - Что интереснее, посмотреть фильм или прочитать балладу? Свой ответ обосновать.

6. Итоги урока.

 - Определить самого творческого участника урока.

Комментарий оценок учителя за урок.

7. Домашнее задание: 1. выразительное чтение стихотворения, 2. составить сенкан на тему «Зодчие» или приготовить рисунок к произведению (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт"

Сценарий   "Поэт в России - больше, чем поэт"  посвящен поэтам военного времени....

презентация "Поэт в России - больше. чем поэт"

Презентация дает краткое содержание жизни и творчества Бориса  Пастернака....

открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"

Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....

Классный час « Поэт в России больше чем поэт»

…поэты ходят босиком по лезвию ножаи режут в кровь свои босые души…Цель классного часа:Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуально...

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Образовательные цели урока: ·        познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...

Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...

Презентация - Поэт Гавриил Романович Державин. История России 8 класс.

Эта презентация поможет учащимся 8 класса изучить тему о деятелях культуры России 18 века....