Д. Кедрин "Зодчие". Любовь поэта к России, её истории и культуре
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Д. Кедрин. «Зодчие». Любовь поэта к России, ее истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Д. Кедрин. «Зодчие». Любовь поэта к России, ее истории и культуре.
Цель урока: познакомить обучающихся с личность поэта, с эпохой правления Ивана Грозного; дать понятие о жанре баллады; ввести в мир стихотворения, учить анализировать балладу; развивать умения высказывать, правильно формулировать свое мнение; совершенствовать творческие способностей обучающихся.
Оборудование: репродукция картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», репродукция иконы А.Рублева «Святая троица», раздаточный материал: «Опорные слова к уроку», «Таблица лексического минимума».
Эпиграф:
О этот звон…, звон-чудо, звон-виденье.
Мелкая суета дней гаснет.
И. Шмелев
Ход урока:
- Оргмомент. Эмоциональный настрой на рабочий лад.
- Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения и новых открытий на уроке, в конце которого определим самого творческого его участника.
- Определение темы и цели урока.
- Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Вступительное слово учителя.
Научиться понимать себя, других людей и окружающий мир стремится каждый человек. Не случайно вопросы «кто я есть в этом мире?», «зачем живу?», «в чем смысл жизни?» самые сложные и самые важные для каждого из нас.
Найти ответы на эти вопросы нам помогают произведения литературы, созданные великими мастерами слова. И таким мастером является Дмитрий Кедрин.
- Сообщение заранее подготовленного обучающегося, ассистента-литературоведа о личности Д.Кедрина.
- Слово учителя. Вы прочитали стихотворение Д.Кедрина «Зодчие». Надеюсь, оно вас не оставило равнодушными. Какой вы представили эпоху Ивана Грозного? (ответы обучающихся)
- Сообщение ассистента-историка «Краткая характеристика эпохи правления Ивана Грозного» (опережающее обучение).
4. Восприятие обучающимися учебного материала.
- Художественное чтение учителем стихотворения «Зодчие».
- Запись колокольного звона.
- Новая тема
- Анализ языка произведения. Язык произведения пестрит незнакомыми словами. Игра «Переводчик» (слова даны в сносках). Учитель обращается к «Таблице лексического минимума», включающей слова: лепота, тать, торовато, зело, правеж, благолепие, кружало.
Задание: дать лексическое толкование слов, сделать вывод, для чего Д. Кедрин использует в произведении устаревшие слова.
- Определение жанра произведения. Запись на доске, что называется балладой.
- Анализ системы образов.
- Характеристика образа Ивана Грозного.
- Словарная работа. Работа со словарем.
Благодетель (устар., иронич.) – человек, который оказывает покровительство кому-нибудь из милости.
- Как вы думаете, в каком значении использует это слово Д. Кедрин?
- Церковь – внутренний стержень произведения
- Какие художественно-изобразительные средства использует автор для описания красоты и величия храма Василия Блаженного?
- Составить ассоциативный ряд:
Церковь – это…
(Обучающиеся используют опорные слова раздаточного материала).
Вывод-обобщение. Для чего человек посещает церковь?
Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя: «светлеть душой должны мы беспрерывно»?
Включается запись: звон церковных колоколов.
(Обращение к эпиграфу урока).
- Характеристика образа зодчих.
- Проблемная ситуация.
- Э. Хемингуэй писал: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Вы согласны с такой точкой зрения?
Можно ли сказать, что в финале баллады зодчие побежденные? Почему вы так считаете? (Определение идеи произведения).
- - Зодчие совершили гражданский подвиг: явили миру храм Василия Блаженного, памятник архитектуры, переживший их на столетия (Обращение к репродукции картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»).
- Так почему же произведение называется «Зодчие», а не, например, «Храм Василия Блаженного»? (Определение темы произведения).
- Творческая работа.
Слово учителя. Евгений Евтушенко вспоминал, что вдохновленный балладой «Зодчие», Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев» о монахе-иконописце, написавшем картину «Троица». (Обращение к репродукции иконы А.Рублева «Святая троица»).
Попробуем и мы создать свой «фильм», хотя бы несколько его «кадров».
Работа в группах.
Задание: Что будем снимать, что общим планом, что крупным и почему? Продумайте звуковое сопровождение своей части фильма (Какая музыка должна звучать? Как передать дух, атмосферу эпохи? Реплики разговора)
- Начало фильма.
- Роспись внутренних стен храма.
- Восприятие храма окружающими.
- Царская «благодарность» за работу.
- Финал фильма.
Итоги работы над «фильмом». (Слово спикерам, возможны дополнения по ходу комментария кадров «фильма»).
5. Рефлексия
- Что интереснее, посмотреть фильм или прочитать балладу? Свой ответ обосновать.
6. Итоги урока.
- Определить самого творческого участника урока.
Комментарий оценок учителя за урок.
7. Домашнее задание: 1. выразительное чтение стихотворения, 2. составить сенкан на тему «Зодчие» или приготовить рисунок к произведению (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт"
Сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт" посвящен поэтам военного времени....
презентация "Поэт в России - больше. чем поэт"
Презентация дает краткое содержание жизни и творчества Бориса Пастернака....
открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"
Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....
Классный час « Поэт в России больше чем поэт»
…поэты ходят босиком по лезвию ножаи режут в кровь свои босые души…Цель классного часа:Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуально...
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Образовательные цели урока: · познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...
Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».
Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...
Презентация - Поэт Гавриил Романович Державин. История России 8 класс.
Эта презентация поможет учащимся 8 класса изучить тему о деятелях культуры России 18 века....