Методическая разработка конспекта урока "Развёрнутая метафора"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Зябрикова Марина Евгеньевна

Конспект урока "Развёрнутая метафора" по стихотворению А.С.Пушкина "Телега жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon an_telegi_zhizni_2.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

1. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым видом метафоры – с развёрнутой метафорой.

2. Мы сегодня будем читать стихотворение А.С.Пушкина. А на чём, как вы думаете, путешествовали в пушкинские времена?

Подсказкой могут послужить строки из стихотворения «Дорожные жалобы»:

(записать заранее на внеш.доске)

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,        

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком…

(Выписать на правую доску)

Прочитайте, пожалуйста, начало другого стихотворения Пушкина (задание2):

                                     Хоть тяжело подчас в ней бремя,

                                     Телега на ходу легка;

                                     Ямщик _________, седое время,

                                     Везёт, не слезет с облучка.

Какой эпитет пропущен ???

                                     - называются варианты . Запись – лихой.

                                Синонимы 1) удалой, решительный, бесстрашный, быстрый.

                                                                 (На правой доске.)

А какие антонимы есть в ст.?   -тяжело(бремя) – легка(телега)

 Объясняем слова БРЕМЯ, ЯМЩИК, ОБЛУЧОК.

  Предложите свой вариант названия (ЗАПИСЬ № 4)

             На левой доске – варианты названия.

3. Теперь пришло время познакомиться со стихотворением целиком (со всем стихотворением). Вам раздадут по три листочка, скреплённых скрепками, на них написаны недостающие три строфы стихотворения. Вы должны восстановит их порядок, обязательно советуясь друг с другом. Вам надо найти и подчеркнуть в четверостишиях те слова, которые вам помогли в этом, СЛОВА -ПОМОЩНИКИ (на доске посередине).

  Листочки закрепите в нужном порядке на вашем листе скрепками (ПОКАЗЫВАЮ  КАК). Итак, читаем, работаем. На всё – минута.

4.                                      ОСНОВНАЯ           РАБОТА

- Ученики объясняют порядок, читают стихи.

Слова-помощники – на доске и на листе ЗАДАНИЕ  № 3:

             - Как меняется поведение пассажиров?

  1. С утра – рады голову сломать, презирая лень и негу, кричим…
  2. В полдень – нет отваги, порастрясло, страшней…
  3. Под вечер – по-прежнему, привыкли, дремля…
  4. До ночлега

Стихотворение читается учителем ещё раз. Как бы вы озаглавили стихотворение теперь?

                Варианты – на правую доску.  ЗАПИСИ

Пушкин назвал его «Телега жизни».   (Записываю как заголовок на доске)

        (Если они не догадались сами) – как название помогает по-новому осмыслить стихотворение, по-другому взглянуть на него?

(ТЕЛЕГА – сниженное, простое, доступное, насмешка над собой. Ироническое отношение)

  Стихотворение представляет собой развёрнутую метафору, в основе которой лежит сравнение жизни… С   ЧЕМ?

        Утро, день, вечер, ночь – один день

        Возница –время :  утро-молодость,

                                       День – середина жизни,

                                      Вечер – старость

                                     НОЧЛЕГ – смерть, смертный сон, покой, отдых

 (ОПЯТЬ – об изменении состояния «пассажиров»!!!)

Итак, жизнь как один день (краткость, мимолётность жизни).

5. Попробуйте теперь записать расшифрованную нами метафору (ЗАДАНИЕ   5), не забыв ни об изменении настроения пассажиров, ни о категориях времени, ни о вознице («Ямщик лихой, седое время»,  «А время гонит лошадей») – т. е. перескажите смысл стихотворения, который теперь стал вам понятен.

УЧЕНИКИ  СНАЧАЛА  ПИШУТ, А  ПОТОМ    ЧИТАЮТ сочинения-миниатюры.

6.                 РЕФЛЕКСИЯ

Урок подходит к концу. Напишите два заголовка:

                +!     ЧТО на уроке понравилось? (Плюсы урока, ах!)

                -  ? Что показалось трудным или непонятным (минусы урока и вопросы)

Читаем .     ВСЕМ  СПАСИБО!

7.  Объяснение домашнего задания:

Выполните одно задание по выбору:

  1. Нарисуйте иллюстрацию - план к стихотворению А.С.Пушкина «Телега жизни».
  2. Сочините свою метафору, объясняющую вашу жизнь (можно снабдить сочинение рисунком). Подумайте, как озаглавить своё сочинение.
  3.  Опишите с помощи метафоры любой урок в школе (можно снабдить сочинение рисунком). Придумайте интересный заголовок к сочинению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...

Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы по теме "Путешествие на остров сокровищ" конспект составлен Табацкой Ксенией Васильевной воспитателем ГБДОУ №14 Кронштадтского р-на

Методическая разработкаконспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП с детьми старшей группыпо теме "Путешествие на остров сокровищ"конспект составленТабацкой Ксенией Васильевнойвоспита...