Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Готовая разработка урока по повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_n.v.gogolya_shinel.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Тема «маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Цель деятельности учителя:
- проследить развитие темы «маленького человека», затронутой в произведениях А. С. Пушкина, в повести Н.В.Гоголя;
- раскрыть образ главного героя произведения;
- прояснить авторское отношение к герою;
- вызвать у учащихся сочувствие к униженному герою.
Задачи: Актуализация ранее полученных знаний.
Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.
Отработка навыков составления интеллект-карты.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия «характеристика литературного героя», «портрет», «деталь»; уметь давать характеристику литературному герою, используя литературоведческие термины; анализировать текст.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала; умение вести поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной при чтении или аудировании.
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, уважительное отношение к личности человека.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук.
Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)
Словарь:
Департамент – в царской России отдел министерства высшего государственного учреждения.
Титулярный советник – чин 9-го класса.
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Содержание деятельности учащихся | УУД |
I. Организационный момент. Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.
| |||
Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности. | Подготовиться к уроку литературы. Познакомиться с листами оценки своей деятельности. | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. Актуализация знаний. Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.
| |||
Работают с иллюстрацией к произведению “Станционный смотритель” А. С. Пушкина. Формулируют свои мысли, дают развернутые ответы на поставленные вопросы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют предполагаемую тему занятия. | -Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите: с сюжетом какого произведения связана эта картина? (Демонстрирует «Возвращение блудного сына») - Вспомните, какую тему впервые в русской литературе поднял А.С.Пушкин в этом произведении? -. Что сближает «Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя? - Сформулируйте тему нашего урока. | - Со «Станционным смотрителем» А.С.Пушкина. - Тему «маленького человека». - Оба произведения поднимают одну и ту же тему. - Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: смыслообразование. Логические: подведение под понятие. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
III. Целеполагание. Цель этапа: постановка учебной задачи на этот урок. | |||
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. | - Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи будете решать? | - Анализировать произведение. - Дать характеристику главному герою. - Проследить, как развивается тема «маленького человека» в повести и т.д. | Регулятивные: целеполагание, планирование. |
IV. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | |||
Дают развёрнутые ответы на вопросы. Выполняют групповые задания. Анализируют текст, вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. Дают характеристику главному герою. Оперируют литературоведческими терминами. Составляют ассоциативные ряды, интеллект-карту. | Анализ текста. Проблемные вопросы. - Как многие выдающиеся русские писатели, Гоголь обращается к теме «маленького человека», бесправного, безмерно униженного, «забитого», который живет своей замкнутой жизни, в условиях, унижающих человеческое достоинство. Сегодня мы попробуем доказать, что повесть Гоголя «Шинель» звучит намного сильнее, чем произведения других авторов. В ходе работы вы будете составлять интеллект-карту по образу главного героя. - Можете ли вы обидеть человека? - Да, сейчас мы думаем иначе, чем Гоголь. Мы считаем, что человек должен за себя постоять. Что мы знаем о жизненных взглядах Гоголя? - Значит, Башмачкин выражает мысли самого автора. Обидели ли Башмачкина? Где и когда его обижают? (Даёт группам задания) - Получается, его обижают везде. Почему именно его обижают? Дайте ему характеристику по плану. (Даёт группам задания для характеристики героя) - Вы совершенно правы. А чем он занимается и как? - Чем занимаются другие чиновники этого же департамента? - Итак, перед нами пошлый, ничтожный мир чиновников и Башмачкин, который живёт своей службой. Так почему его обижают? - Действительно, Акакий Акакиевич - изгой в этом обществе, то есть возникает проблема «Я и Общество»(запись на интерактивной доске) Человек противопоставлен обществу. - Сейчас я вам задам вопрос, который, казалось бы, никакого отношения не имеет к Башмачкину. Есть у вас дорогие для вас вещи? - Почему они дороги для вас? - Дорога ли шинель Башмачкину? Почему? -Какие изменения произошли в жизни Башмачкина, когда он, наконец, получил свой заказ? - Почему случилось преображение? - Верно. Известный литературовед Ю.М.Лотман считает, что шинель – это дом. Прав ли он? Скажите, с чем ассоциируется у вас слово дом? В тетради запишите ассоциативные ряды, связанные с понятиями «дом – не дом». - Итак, дом, по-вашему, – это семья, счастье, свобода, отдых, тепло. Получает всё это Башмачкин в шинели? - Прочитайте обед героя до шинели и после того, как он получает шинель - Обратите внимание, впервые в жизни он позволил себе не работать, так велико было его счастье. Так что он теряет вместе со своей шинелью? - Прочитайте эпизод, когда Башмачкин выходит от значительного лица. Что он чувствует? - Какой холод ощутимей для главного героя: реальный или символический? -Почему Акакий Акакиевич умер? - Как вы думаете, получает ли развитие тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя? Докажите, что Гоголь в этой теме «идёт дальше»? | - Не знаю. - Да, если обидят меня и т.д. - Всё дело в том, что Гоголь был православным. А это значит: «Если ударили по левой щёке, подставь другую», «Поступайте с другими так, как вы хотите, чтобы они с вами поступали». Групповая работа. 1 группа – Башмачкин в департаменте; 2 группа – Башмачкин у портного; 3 группа – Башмачкин у значительного лица. Вывод: Башмачкина обижают везде Групповая работа: 1 группа – Портрет. 2 группа – речь; 3 группа – отношение к окружающим, чин. Выводы: В портрете Башмачкина ничего замечательного нет. «Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется, геморроидальным». - Речь. «Изъяснялся он большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Он не умел высказывать свою мысль. - Отношение к другим. Башмачкин никому ничего дурного не сделал, хотя сам много страдал. - Чин. Он «маленький человек», его можно обидеть, не боясь быть наказанным. - Он служит в одном департаменте переписчиком бумаг. Гоголь пишет: «Служил он ревностно, - нет, он служил с любовью». В переписыванье ему виделся разнообразный и приятный мир. - Чиновники предаются наслаждению. Идут в театр или на улицу рассматривать шляпы на витрине, кто-то отправляется играть в вист, кто-то просто в гости. - Он не похож на других. Он похож на белую ворону. - Да. Телефон, Мишка, кукла и т.д. - Потому что подарили дорогие люди: отец, подруга; потому что это память и т.д. - Да, дорога, потому что она досталась нелегко. У него не было денег на шинель, он экономил на всём: не пил чаю по вечерам, не зажигал свечи, редко отдавал бельё прачке, чтобы не занашивалось. - Преображение произошло ещё до того, как шинель была сшита. Его жизнь сделалось полнее, как будто он женился, говорит автор; шинель автор называет «подругой жизни». А когда он в первый раз надел шинель, весь день был для него большой торжественный праздник. После обеда он ничего не писал. Вечером вышел на улицу и остановился перед магазином, чтобы рассмотреть картину; пошёл на вечеринку к одному из чиновников. - Очень трудно было Башмачкину решиться заказать новую шинель, не имея нужной суммы. Ещё труднее было жить впроголодь, но появился смысл в жизни героя. - Дом: семья, отдых, свобода, счастье и т.д; не дом: холод, страх, неуют, опасности и др. - -Да, ему тепло, хорошо, он счастлив(рассказ об изменениях в жизни героя) - ДО: «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору». ПОСЛЕ: «Пообедал он весело» посибаритствовал на постеле», усмехался. - Он потерял дом, то есть всё. - «Он шёл по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков». Герою холодно. - У него холод в душе. Он потерял свой дом, своё место в этой жизни. - Мы делаем вывод: Башмачкин лишился подруги жизни, потерял смысл. Ему незачем жить. - Бюрократическая машина безжалостно давит его и уничтожает. - Н.В.Гоголь продолжает традиции А.С.Пушкина, но тема «маленького человека» в его творчестве расширяется. У Пушкина проблема всё-таки больше затрагивает семейные отношения, а у Гоголя мы видим конфликт «человек-общество», «человек-государство». | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение сравнивать, оценивать, доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. личностные УУД: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. регулятивные УУД:прогнозирование и получение конкретного результата. Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания. |
V.Самостоятельная работа. Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия. | |||
Представляют свои интеллект-карты, выбирают самые удачные; из каждой группы сдают одну карту учителю для оценивания. | Самостоятельная работа. Групповая работа. По презентации интеллект-карт. | Познавательные: сравнение, оценивание. | |
VI. Итог урока. Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | |||
Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его, что получилось, и чего не получилось, почему? Выбирают домашнее задание. | Рефлексия - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Оцените свою работу на уроке: 1. На уроке я работал…активно/пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? 3.Материал урока мне был понятен / не понятен? Домашнее задание (по выбору): 1. Подготовить тестовые задания для одноклассников по повести Гоголя «Шинель». 2. Написать небольшое сочинение на тему: «О чём заставила меня задуматься повесть Н.В.Гоголя «Шинель»?» | Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)
На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...
А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
урок конференция по повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"
урок конференция...
Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных лет, связать воедино слово и время. Т...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...