Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Хузина Милауша Рафисовна

Готовая разработка урока по повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_n.v.gogolya_shinel.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Тема «маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Цель деятельности учителя:

- проследить развитие темы «маленького человека», затронутой в произведениях     А. С. Пушкина, в повести Н.В.Гоголя;

- раскрыть образ главного героя произведения;

-  прояснить авторское отношение к герою;

- вызвать у учащихся сочувствие к униженному герою.

Задачи: Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления интеллект-карты.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия «характеристика литературного героя», «портрет», «деталь»; уметь  давать характеристику литературному герою, используя литературоведческие термины; анализировать текст.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала; умение вести поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной при чтении или аудировании.

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, уважительное отношение к личности человека.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук.

Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». (Ф. М. Достоевский)

Словарь:        

Департамент – в царской России отдел министерства высшего государственного учреждения.
Титулярный советник – чин 9-го класса.
Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Содержание деятельности учащихся

УУД

I. Организационный момент. Цель этапа: Организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных умений.

 

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с листами оценки своей деятельности.

Подготовиться к уроку литературы. Познакомиться с листами оценки своей деятельности.

Регулятивные:                         самоконтроль

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.

 

Работают с иллюстрацией к произведению “Станционный смотритель” А. С. Пушкина.

Формулируют свои мысли, дают развернутые ответы на поставленные вопросы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы,  формулируют предполагаемую тему занятия.

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите: с сюжетом какого произведения связана эта картина? (Демонстрирует «Возвращение блудного сына»)

- Вспомните, какую тему впервые в русской литературе поднял А.С.Пушкин в этом произведении?

-. Что сближает «Станционный смотритель» Пушкина и «Шинель» Гоголя?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Со «Станционным смотрителем» А.С.Пушкина.

- Тему «маленького человека».

-  Оба произведения поднимают одну и ту же тему.

- Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: смыслообразование.

Логические: подведение под понятие.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. 

III. Целеполагание. Цель этапа: постановка учебной задачи на этот урок.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы.

- Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи будете решать?

- Анализировать произведение.

- Дать характеристику главному герою.

- Проследить, как развивается тема «маленького человека» в повести и т.д.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

IV. Проблемное объяснение нового знания. Цель этапа: Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Дают развёрнутые ответы на вопросы.

Выполняют групповые задания. Анализируют текст, вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. Дают характеристику главному герою. Оперируют литературоведческими терминами. Составляют ассоциативные ряды, интеллект-карту.

Анализ текста. Проблемные вопросы.

- Как многие выдающиеся русские писатели, Гоголь обращается к теме «маленького человека», бесправного, безмерно униженного, «забитого», который живет своей замкнутой жизни, в условиях, унижающих человеческое достоинство. Сегодня мы попробуем доказать, что повесть Гоголя «Шинель» звучит намного сильнее, чем произведения других авторов. В ходе работы вы будете составлять интеллект-карту по образу главного героя.

- Можете ли вы обидеть человека?

- Да, сейчас мы думаем иначе, чем Гоголь. Мы считаем, что человек должен за себя постоять. Что мы знаем о жизненных взглядах Гоголя?

- Значит, Башмачкин выражает мысли самого автора. Обидели ли Башмачкина? Где и когда его обижают? (Даёт группам задания)

- Получается, его обижают везде. Почему именно его обижают? Дайте ему характеристику по плану. (Даёт группам задания для характеристики героя)

- Вы совершенно правы. А чем он занимается и как?

- Чем занимаются другие чиновники этого же департамента?

- Итак, перед нами пошлый, ничтожный мир чиновников и Башмачкин, который живёт своей службой. Так почему его обижают?

- Действительно, Акакий Акакиевич - изгой в этом обществе, то есть возникает проблема «Я и Общество»(запись на интерактивной доске) Человек противопоставлен обществу.

- Сейчас я вам задам вопрос, который, казалось бы, никакого отношения не имеет к Башмачкину. Есть у вас дорогие для вас вещи?

- Почему они дороги для вас?

- Дорога ли шинель Башмачкину? Почему?

-Какие изменения произошли в жизни Башмачкина, когда он, наконец, получил свой заказ?

- Почему случилось преображение?

- Верно.  Известный литературовед Ю.М.Лотман считает, что шинель – это дом. Прав ли он?

Скажите, с чем ассоциируется у вас слово дом? В тетради запишите ассоциативные ряды, связанные с понятиями «дом – не дом».

- Итак, дом, по-вашему, – это семья, счастье, свобода, отдых, тепло. Получает всё это Башмачкин в шинели?

- Прочитайте обед героя до шинели и после того, как он получает шинель

- Обратите внимание, впервые в жизни он позволил себе не работать, так велико было его счастье. Так что он теряет вместе со своей шинелью?

- Прочитайте эпизод, когда Башмачкин выходит от значительного лица. Что он чувствует?

- Какой холод ощутимей для главного героя: реальный или символический?

-Почему Акакий Акакиевич умер?

- Как вы думаете, получает ли развитие тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя? Докажите, что Гоголь в этой теме «идёт дальше»?

- Не знаю.

- Да, если обидят меня и т.д.

- Всё дело в том, что Гоголь был православным. А это значит: «Если ударили по левой щёке, подставь другую»,

«Поступайте с  другими так, как вы хотите, чтобы они с вами поступали».

Групповая работа.

1 группа – Башмачкин в департаменте;

2 группа – Башмачкин у портного;

3 группа – Башмачкин у значительного лица.        

Вывод: Башмачкина обижают везде

Групповая работа:

1 группа – Портрет.

2 группа – речь;

3 группа – отношение к окружающим, чин.

Выводы: В портрете Башмачкина ничего замечательного нет.  «Низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется, геморроидальным».

- Речь. «Изъяснялся он большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Он не умел высказывать свою мысль.

- Отношение к другим. Башмачкин никому ничего дурного не сделал, хотя сам много страдал.

- Чин. Он «маленький человек», его можно обидеть, не боясь быть наказанным. 

- Он служит в одном департаменте переписчиком бумаг. Гоголь пишет: «Служил он ревностно, - нет, он служил с любовью». В переписыванье ему виделся разнообразный и приятный мир.

 - Чиновники предаются наслаждению. Идут в театр или на улицу рассматривать шляпы на витрине, кто-то отправляется играть в вист, кто-то просто в гости.

-  Он не похож на других. Он похож на белую ворону.

- Да. Телефон, Мишка, кукла и т.д.

- Потому что подарили дорогие люди: отец, подруга; потому что это память и т.д.

- Да, дорога, потому что  она досталась нелегко. У него не было денег на шинель, он экономил на всём: не пил чаю по вечерам, не зажигал свечи, редко отдавал бельё прачке, чтобы не занашивалось.

- Преображение произошло ещё до того, как шинель была сшита. Его жизнь сделалось полнее, как будто он женился, говорит автор; шинель автор называет «подругой жизни». А когда он в первый раз надел шинель, весь день был для него большой торжественный праздник. После обеда он ничего не писал. Вечером вышел на улицу и остановился перед магазином, чтобы рассмотреть картину; пошёл на вечеринку к одному из чиновников.

- Очень трудно было Башмачкину решиться заказать новую шинель, не имея нужной суммы. Ещё труднее было жить впроголодь, но появился смысл в жизни героя.

- Дом: семья, отдых, свобода, счастье и т.д;

не дом: холод, страх, неуют, опасности и др.

-

 -Да, ему тепло, хорошо, он счастлив(рассказ об изменениях в жизни героя)

-  ДО: «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору». ПОСЛЕ: «Пообедал он весело» посибаритствовал на постеле», усмехался.

- Он потерял дом, то есть всё.

- «Он шёл по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков». Герою холодно.

- У него холод в душе. Он потерял свой дом, своё место в этой жизни.

- Мы делаем вывод: Башмачкин лишился подруги жизни, потерял смысл. Ему незачем жить.  

- Бюрократическая машина безжалостно давит его и уничтожает.

- Н.В.Гоголь продолжает традиции А.С.Пушкина, но тема «маленького человека» в его творчестве расширяется. У Пушкина проблема всё-таки больше затрагивает семейные отношения, а у Гоголя мы видим  конфликт «человек-общество», «человек-государство».

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение сравнивать, оценивать, доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД:  самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

регулятивные УУД:прогнозирование и  получение конкретного результата.

 Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания.

V.Самостоятельная работа. Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении творческого задания пробного учебного действия.

Представляют свои интеллект-карты, выбирают самые удачные; из каждой группы сдают одну карту учителю для оценивания.

Самостоятельная работа.

Групповая работа.  По презентации интеллект-карт.

Познавательные: сравнение, оценивание.

VI. Итог урока.  Цель этапа: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его,  что получилось, и чего не получилось, почему?

Выбирают домашнее задание.

Рефлексия

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

-

Оцените свою работу на уроке:                                                1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Домашнее задание (по выбору): 1. Подготовить тестовые задания для одноклассников по повести Гоголя «Шинель».

2. Написать небольшое сочинение на тему: «О чём заставила меня задуматься повесть Н.В.Гоголя «Шинель»?»

Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...

Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»

   Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных  лет, связать воедино слово и время. Т...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...