Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные методы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1.
Тема: «Странный человек» (повести «Бэла», «Максим Макимыч»)
Цель: начать работу над текстом, проанализировать повести «Бэла» и «Максим Максимыч», выяснить с учащимися, кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания:
- Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Сюжет и композиция.
2.Вступительное слово учителя.
Повесть «Бэла» открывает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Поэтому необходимо разобрать широкий круг вопросов:
-нужно понять образ Максим Максимыча, который первым знакомит читателей с Печориным;
-важно увидеть изображение природы, активно участвующей в сюжете и оценке происходящего;
-нужно разобраться в том, что представляет собой главный герой, в чем необычность его судьбы и личности.
3.Сообщения учащихся с последующей рецензией на тему: «Изображение природы Кавказа и быта горцев».
4. Беседа:
-Какое описание запомнили и чем оно привлекло вас? (Прочитать вслух, объяснить).
-Сравнить 2 пейзажных описания: Койшаурской долины и перевала через Гуд – гору.
(В пейзаже Койшаурской долины воспроизведен живописный ландшафт одного из уголков Кавказа и передано восхищение его красотой: яркостью красок, разнообразием, величием.Соседство такой природы многое оттенит в характере героя и прояснит идеалы М.Ю.Лермонтова.
В описании дороги на Гуд – гору важен не сам вид неба, ущелий, золотых снегов, а то чувство обновления, которое овладевает человеком, когда он удаляется от общества и приближается к природе).
-Воспроизведите картины.
-Найдите слова, передающие чувства автора и его состояние.
-На чем сосредоточено внимание автора в 1 и 2 – ом повествованиях и чем объяснить их различие?
5.Анализ повести «Бэла». Комментированное чтение:
-О чем рассказал Максим Максимыч путешественнику?
-Каким вы представляете Максим Максимыча ?
-Что узнали о Печорине из рассказов Максим Максимыча ? В чем его необычность? (противоречивая натура )
-Как произошло знакомство Печорина с Бэлой?
-Подслушанный разговор
-Как поступил Печорин с Бэлой? Почему?
Чем закончилась история?
-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч в характере Печорина?
-Какие чувства вызывает Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?
6.Комментированное чтение повести «Максим Максимыч»:
- известие о приезде Печорина ,
- ожидание Печорина,
- встреча, внешность Печорина.
7. Беседа с привлечением текста.
-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (В нем выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность).
-Помогают ли, по – вашему, эти описания понять что – либо в характере Печорина и в идеалах автора?
-Что в характере и жизни Максима Максимыча вызывает расположение к нему читателя и почему мы ему, безусловно, верим?
-Описание внешности Максим Максимыча.
-Слова его о службе и прошлой жизни.
-Отношение к Печорину и Бэле.
8.Обобщение.
-Особенности характера Бэлы.
-При каких обстоятельствах произошло знакомство Печорина с Бэлой?
-Как попала Бэла в крепость к Печорину?
-Почему изменилось отношение Печорина к Бэле ( исповедь Печорина; возле умирающей Бэлы).
-Что видит и чего не понимает Максим Максимыч в характере Печорина?
-Какие чувства вызывает в вас Печорин в этой повести, в какие моменты оно непонятно?
-Чем по настроению эта повесть отличается от повести «Бэла»? (Больше грусти, печальнее. Более горькая повесть).
-Почему здесь меньше пейзажных описаний и каким чувством они окрашены в этой повести? (Нарисованы скупо, либо овеяны тоскливым настроением).
-Как можно объяснить поведение Печорина при встрече с Максим Максимычем? (выразительное чтение).
Подводим учащихся к выводу:
-Печорин и Максим Максимыч – люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к Максим Максимычу – внешнее проявление его характера, а под этим кроется горькая обреченность на одиночество.
-Здесь, как и в сценах столкновения с контрабандистами и горцами, автор осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути.
-Но откуда же этот безграничный эгоизм? Откуда скука, преследующая Печорина повсюду, преждевременная душевная усталость, глубокое разочарование в жизни? Что это -временное состояние духа или неизлечимый нравственный недуг? Ответ найдём в дневнике Печорина.
Общий тон повести подготавливает читателя к последней встрече с Печориным и восприятию поведения героя во время его общения с Максим Максимычем.
В Печорине выросло равнодушие к жизни, безнадежность и опустошенность.
Путешествие в Персию – последняя попытка обрести хоть какую – нибудь цель, наполнить существование новыми впечатлениями.
Последняя его фраза «Авось, где – нибудь умру по дороге» - вызывает боль за него.
Вопрос:
-Что значила эта встреча для каждого из героев, какой след она оставила в их жизни?
Обобщение:
По сравнению с Печориным кругозор Бэлы, Максим Максимыча, горцев узок, их духовная жизнь бедна. Но это натуры цельные. Они не знают противоречий, сомнений, живут просто и естественно – любят, враждуют, радуются, страдают. Такими их изобразил автор. На фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.
Ведь Печорину можно предъявить много серьезных обвинений: он отнял коня у Казбича, сделал бездомным абрека Азамата, стал виновником смерти Бэлы и ее отца, нарушил покой в душе Максим Максимыча.
Но надо видеть и другое.
Трагичность судьбы самого Печорина.
Был ли он счастлив?Что он пережил и передумал, находясь в расцвете сил и молодости в заброшенной крепости? Какие чувства вызывает в вас Печорин в этих повестях и в какие моменты его поведение вам кажется менее понятным?
-Обратим внимание на портрет Печорина.
9.Задание на дом.
- Перечитать повесть «Тамань».
- Ответить письменно на вопросы:
В чем вы видите противоречие поведения Печорина в повести «Тамани» его состоянию в момент появления там?
С какой стороны раскрывается характер героя в отношениях с девушкой и слепым мальчиком?
Какие слова и с каким чувством произносит герой в конце повести?
Как вы понимаете эти слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/23/picture-69994.jpg)
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-86948-1571159878.jpg)
Методическая разработка урока литературы "Поэзия нашего края-Югры"
Урок внеклассного чтения.Знакомство с творчеством поэтов коренных народов Севера....
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...
Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.
Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/15/picture-13696.jpg)
Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"
Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-415934-1394093227.jpg)
Методическая разработка урока по теме: "Музыка в нашей жизни"
Методическая разработка урока по английскому языку: "Музыка в нашей жизни" Защита проектов: "Мой любимый стиль музыки", " Музыкальные предпочтения учеников и учителей&quo...