Слово и время. Читательская конференция по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
учебно-методический материал по литературе (8, 9 класс) на тему
Анализируя повесть Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" , мы хотели погрузить учащихся в лексическую атмосферу тех далеких военных лет, связать воедино слово и время. Такая нетрадиционная форма работы на уроке литературы над художественным произведением, как читательская конференция, способствует активизации читательского интереса учащихся к произведениям о Великой Отечественной войне , помогает воспитывать личностные качества учащихся на примере жизни главного героя; обучать комплексному анализу текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Авторы: Банных Елена Николаевна и Кульщикова Наталья Николаевна,
учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
Слово и время.
Читательская конференция по повести Б. Полевого
«Повесть о настоящем человеке»
Цели:
- активизировать читательский интерес к произведениям о Великой Отечественной войне;
- связать исторические события, художественный текст, лексику эпохи;
- воспитывать личностные качества учащихся на примере жизни главного героя;
- обучать комплексному анализу текста.
Оборудование:
- выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне;
- текс повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»;
- компьютер, проектор, экран для просмотра презентации.
Раздаточный материал:
- тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке".
- вопросы для беседы по содержанию повести (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Предварительный этап:
За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы предлагаем вам не совсем обычное обсуждение повести Б.Н. Полевого. Разбирая это произведение, мы хотим погрузить вас в лексическую атмосферу тех далеких лет, связать воедино слово и время.
Итак, обратимся к нашему предмету.
2. Несколько слов об авторе (выступление ученика ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
3. Вспомните, какие слова из сообщения можно назвать устаревшими? Положим их пока в нашу копилочку.
4. Несколько слов о человеке, который стал прототипом главного героя .
(выступление ученика ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
5. Вспомните, какие слова из сообщения можно назвать устаревшими? Положим их пока в нашу копилочку.
6. С чего начинается повесть? К какому периоду войны относится начало повести? (зима 1941) Дадим слово историку-кнсультанту для исторической справки.
7. Выступление историка-консультанта (Историк-консультант рассказывает о том, что происходило на фронте зимой 1941г)
8. Какие слова остались в той эпохе? Пополним ими копилку.
9. Беседа по повести:
- Сколько суток и как боролся летчик со смертью?
- Как вы думаете, что помогло ему выжить?
- Это хорошо или плохо, что он упал в лес?
- Что вселяло ему надежду на спасение?
- Расскажите, кто и как участвовал в спасении летчика?
- Госпитальный период жизни А. Мересьева. Как пережил, перенес его летчик? ( историк-консультант поясняет слова, термины военной эпохи)
- Какими словами вы охарактеризуете летчика, научившегося не только ходит, но и танцевать, добившегося отправки на фронт?
- Что такое лето 42? (историк-консультант дает справку о положении на фронте летом 1942 года)
10. Прежде, чем мы увидим летчика в боевом строю, вспомним о самолетах?
(рассказ подготовленного ученика о самолетах времен Великой Отечественной войны)
11.Мы забыли про нашу копилку. Вспомните, какие слова, из звучавших здесь, остались в том времени?
12. Беседа по повести:
- самый яркий эпизод из боевой жизни летчика?
- как вы думаете, почему победа осталась за советским летчиком?
- завершая разговор по повести, пережившей свое время, прославившей на весь мир имя советского летчика, скажите, какой эпизод показался самым ярким, важным, запоминающимся?
13. А теперь обратимся к нашей копилке. Здесь уместно напомнить , из каких словесных пластов состоит лексика. (сообщение ученика о лексическом составе языка)
14. Откроем копилку военных слов.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА двойные клещи, конвой, гашетка, немецкий ас, передовые немецкие дивизии, броневики, канонада, зондеркоманда СС, эскадрилья, пикировщик, истребительный полк,френч, ВВС, лобовая атака военврач первого ранга,«ушки», «уточки», командный пункт, пикировщик, дивизия «Рихтгофен», немецкие укрепления, гвардейский истребительный авиаполк, истребители – штурмовики, истребители – штурмовики, «Мессершмиты», «Фокке-Вульф», «Юнкерсы», танк-Т34, Ла-5, эссесовец, блиндаж, дзот, «лаптёжник». | ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА немецкие самолеты, Герой Советского Союза, плен, пленный немец, линия фронта, грузовик, оккупированная территория, поле боя, партизаны, партизанить, раненый, гимнастерка, сиделка, госпиталь, землянка, Красная Армия, советские войска, фронтовик, кирзовые сапоги. |
Посмотрите, как сплелись, неразрывно срослись слова и время. Возьмите любое слово, и перед вами мгновенно всплывет эпоха, то далекое, но незабытое время. И долго еще, для ваших детей, а может, даже для внуков, эти слова будут воскрешать то горестное, героическое, незабываемое время.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Вопросы для беседы по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
- Какому историческому событию посвящена повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»?
- Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?
- Как характеризует Мересьева сцена с медведем?
- Третий эпизод – движение Мересьева на восток:
- В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели?
- Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?
- Что поддерживает его в трудном пути к своим?
- Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?
- Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя?
- Кто его первые спасители? (Портреты, речь)
- История деревни Плавни (что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? )
- Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
- Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости?
- Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара.
- Как добивался Мересьев возвращения в строй?
- Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория. Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.
- Первый учебный полет. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?
- Что показывает читателю автор в этом эпизоде?
- Какова роль природы в данном эпизоде?
- Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
- В чем смысл названия повести?
- Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?
- Как относится автор к своему герою?
- Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него?
- Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. С 1913 года его семья жила в Твери. После окончания в 1926 году промышленного техникума он работал на местной текстильной фабрике "Пролетарка". Журналистикой Борис Полевой занялся очень рано: уже в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете "Тверская правда" свою первую корреспонденцию, а с 1924 года его заметки регулярно публиковались в городских газетах. В 1928 году оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах. В 1939 году вышла его первая повесть "Горячий цех" - о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе. Борис Полевой участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: "От Белгорода до Карпат" (1944), "Мы - советские люди" (1948), "Золото" (1949-1950). Широкую известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног. С 1962 года Борис Полевой бессменно занимал пост главного редактора молодежного журнала "Юность". С 1967 года он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского общества культуры. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью другими орденами, а также медалями, Золотой медалью Мира, иностранными орденами и медалями, удостоен Государственной премии. В 1974 году Борису Полевому было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многие произведения Полевого переведены на иностранные языки. Похоронен в 1981 году на Новодевичьем кладбище.
В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю. Подбитый фашистами истребитель рухнул в чащу леса. Летчик, выброшенный из самолета взрывной волной, упал на огромную ель и сполз по ее ветвям в снег. В жестокую зимнюю стужу, без пищи и воды, теряя сознание от острой боли в раздробленных ступнях, раненый летчик 18 суток упрямо полз к своим. "Повесть о настоящем человеке" - одна из любимых книг многих людей. С интересом и волнением ее читают и взрослые и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. "Повесть о настоящем человеке" написана в 1946 году, спустя год после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году автор удостоен Государственной премии. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз. Она дорога еще и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству. Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о не вернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, заканчивающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны. "Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как писателю отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Критики, кажется, высказали всё об этой книге. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит то новое, что еще не высказано до него, потому что нет на земле человека, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге Маресьева. Да и сам Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник, Алексей Петрович Маресьев родился в 1916 году в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончив школу, пошел работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его ЯК-1 был подбит немецким "мессершмиттом". Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев в лесу по снегу к своим. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки. В госпитале имени Н.Н. Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре - до ранения, семь - после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Полковник в отставке А.П. Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знаком Почета, "За заслуги перед Отечеством III степени, медалями, иностранными орденами. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Маресьев похоронен на Новодевичьем кладбище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция по книге Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Разработка мероприятия по теме: «Настоящий человек»Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Полевого; раскрыть характер главного героя в повести; воспитывать такие ...
Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке" Тест по чтению
Материал к уроку внеклассного чтения. Вопросы теста помогут проверить прочтение книги (не в кратком изложении)...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
урок конференция по повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"
урок конференция...
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человек».
Материал для внеклассного мероприятия в городской библиотеке по произведению Б. Полевого...
Читательская конференция по книге Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Читательская конференция. Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"...