Конспект урока литературы по теме: «Поэзия Н. И. Родичева». 9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Поэзия орловцев. Урок патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_orlovtsy.docx | 30.81 КБ |
n_rodichev.pptx | 285.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Конспект к уроку литературы
Тема: «Поэзия Н. И. Родичева.»
9 класс
Составитель: Бусс Нина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
г. Выборг
2015
Главная дидактическая цель урока: формирование представления учащихся о художественном мире Н.И. Родичева через интерпретацию стихотворений поэта.
Задачи урока:
- Образовательные
- Сформировать знания о творчестве Н.И. Родичева как поэта.
- Показать своеобразие его поэтического стиха .
- Развивающие
- Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.
- Развивать творческое мышление.
- Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.
- Воспитательные
- Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.
- Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
- Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал группам для исследовательской работы.
Эпиграф:
«Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…»
Николай Лесков
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Объявление темы. Постановка проблемного вопроса.
Город Орёл не случайно называют третьей литературной столицей.
работавших на орловской земле!
Орловская писательская организация родилась в январе 1960 года. Тогда, по поручению Секретариата Союза писателей СССР, поэт Николай Рыленков провел выборы её первого ответственного секретаря. Им стал Владимир Мильчаков. В 70-х годах этот почётный и ответственный пост занимали: Евгений Зиборов и Василий Катанов. В 80-х - Иван Подсвиров, Анатолий Шиляев, Леонард Золотарёв, Иван Рыжов. С 1989 по 1995 год - Леонид Моисеев. С 1995 года - Геннадий Попов.
Город помнит шаги Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и многих других талантливых писателей и поэтов, живших и
На Орловщине работают 19 профессиональных писателей - членов Союза писателей России, многие из них так же талантливы, как наши именитые земляки.
В тесном сотрудничестве с Орловским Домом литераторов работает издательство «Вешние воды», которое возглавляет Александр Иванович Лысенко. В 2007 году издательство было удостоено Всесоюзной литературной премии «Александр Невский» и получило специальный приз в номинации «Собиратели», как издательство, занимающееся возрождением и поддержкой интереса читателей к истории своей Родины.
Проблемный вопрос:
-О чем же писали и сегодня пишут поэты Орловщины?
Одним из них является Николай Иванович Родичев. Познакомимся с его биографией и творчеством.
- Сообщение учащегося.
Странички из биографии поэта и писателя Н.И. Родичева
Николай Иванович Родичев родился 28 сентября 1925 г. в д. Тереховке Дмитровского района Орловской области в семье крестьянина.
Семья Родичевых славилась плотницким мастерством, дед будущего писателя работал над украшением алтарей в церквях, изготовлял музыкальные инструменты: мандолины, балалайки. Неслучайно образы народных умельцев-крестьян часто встречаются на страницах произведений Родичева. В 1933 г. семья Родичевых переехала в с. Касторное.
Родичев окончил авиационное училище, учился в Харьковском, а затем Киевском университетах.
Разнообразной была его трудовая деятельность: колхозник, затем рабочий (слесарь железнодорожного депо), летчик (в годы службы в Советской Армии), газетный корреспондент, издательский работник, главный редактор книжного издательства, профессиональный писатель.
Первые свои стихи и рассказы молодой автор опубликовал во фронтовой газете "Защитник Отечества" в годы "Великой Отечественной войны.
"Первая книга под названием "Стихи" была издана Харьковским книжным издательством в бытность мою там студентом, в 1953 году.
Затем в Брянске в 1955 году вышла книга "Брасовские аллеи", затем в журнале "Советская Украина" опубликована повесть "Карандух".
Позже он публиковал рассказы и повести в журналах "Огонек", "Москва", "Октябрь", "Советский воин", в газетах "Правда", "Известия", "Красная звезда" и др. Всего к нынешней поре вышло 28 отдельных изданий. Лучшими я считаю: "Девятый "Б", "Алимушкины полушубки", "Не отверну лица", "За сиреневыми звездами", "Анива" и "Теплый хлеб" - рассказы и повести разных лет" Военная тема занимает одно из ведущих мест в творчестве писателя - участника Великой Отечественной войны. Ей посвящена повесть "Полтора Ивана", рассказы "Девятый "Б", "Огонь на себя", "Степка вернулся", "Не отверну лица", "Стоял старик на обочине" и многие другие.
Наряду с темой войны большое место в творчестве писателя занимает рабочая тема. Его произведения проникнуты глубоким уважением к людям труда, к земле, на которой они живут и работают. Писатель стремится показать цельность, органичность своих героев, живущих в ладу с миром и самим собою.
Книга новелл о рабочем человеке "Вешка у родника" (1970) была отмечена премией на всесоюзном конкурсе на лучшее произведение о рабочем классе.
Писатель поддерживает постоянную творческую связь с орловцами. Часто посещает наш край. В 1979 г. в издательстве "Советская Россия" вышел очерк Родичева "В своей деревне - пророк", посвященный орловскому колхозу "Луч революции".
"С Орловским краем у меня, полагаю, постоянная связь: и по линии родства и творческая, - пишет Родичев. - Много раз меня печатали "Орловская правда" и "Орловский комсомолец". Мои книги, особенно рассказы, в основном написаны на материале из жизни людей орловского края, земляков: повесть "Полтора Ивана", рассказы - "Стоял старик на обочине", "Теплый хлеб", "Алимушкины полушубки", "Конопляный бог". Из произведений малой формы я мог бы скомплектовать целую книгу под названием "Тереховские рассказы"2.
В настоящее время Николай Иванович Родичев живет в Москве.
3.Чтение стихотворения учителем «Дорогое мое захолустье…»
Учитель:
-О чем заставляет задуматься это стихотворение? Что видится вам? (Ответы уч-ся)
Нелегко художнику иллюстрировать поэтическое произведение. Ведь здесь нужно не только уметь рисовать, а очень важно понять душу поэта и перенести это главное на холст или бумагу.
-Посмотрим на иллюстрацию Левитана И.И. Золотая осень. Слободка 1889
и попытаемся ответить на вопрос: удалось ли художнику воплотить замысел Н.И. Родичева? (Ответы уч-ся)
Учитель
В таких избах, а их на Руси множество, согревает душу заплутавшемуся путнику не только тепло русской печи, но и тепло человеческого сердца, сострадание. И пока в темной ночи как последняя надежда горит огонек, а в звездную ночь – звезда, душа не будет одинока.
По рядамработа:1-сформулировать тему стихотворения (тема малой Родины, Руси)
2-сформулировать идею стихотворения (любовь, нежность как к малой Родине, так и к России; обеспокоенность ее судьбой), 3 ряд- выписать образы.
Вывод: данное стихотворение сближает поэта с С. Есенином, который выражал свое трепетное отношение к деревне и искренне был обеспокоен судьбой страны. В стихотворении звучат уже современные читателю мотивы.
На Руси, где обычаи святы,
европейский устав не святей,-
и когда ж прекратят демократы
эту воду таскать в решете?
Звучит , излюбленная Г. Державиным, тема справедливой власти в форме риторического вопроса.
В последних строках звучит идея единения Родины (отсылает нас к «Слову о полку Игореве»):
И ума занимать-что за дело?
Да минует нас чаша сия;
Только б воля к единству успела
Божьей милостью к нам просиять.
4.Чтение стихотворения «Обманул Иван-Купала…»
( читать по строфам)
-Определите тему стихотворения по первым трем строфам (Ответы уч-ся, может быть тема женщины, труда и т. д.).
Дочитываем стихотворение до конца.
-А теперь что можно сказать о теме? (тема Родины)
В чьих еще стихах Родина представлена в образе женщины (А.Блок, С. Есенин)
- Поработайте со словом. Запишите все ключевые слова.
Обманул
Надломилась
Устала
Не с кем поделиться
Чужие лица мутна
Быдло
Пропить
Обрыдло
Шакалье и воронье
-Какова их стилистическая окраска? Сравните с предыдущим стихотворением, что общего, что различного. (просторечная, низкая лексика, неологизмы)
Учитель
Стихотворения Родичева вызывают раздумья, звучат как крик души, переживающего за путь своей страны.
5.Чтение стихотворений о ВОВ ( связь с 70-летием Победы)
Н. И Родичев -участник Великой Отечественной войны. В 1943 году, чтобы побыстрее попасть на фронт, приписал себе несколько месяцев. С боями прошел по нескольким европейским странам, был ранен. Награжден медалями и орденом Отечественной войны второй степени. Окончил войну в Чехословакии (в последующем писатель в своём творчестве не раз обращался к теме этой страны).Это не могло отразиться на его поэзии.
Познакомимся со стихотворениями «Такая нежность к Приднепровью…», «…И хоть сам был в атаке неплох…»
- В чем особенность изображения войны? Почему данные стихи актуальны сегодня? (записать рассуждение из 5 предложений)( связь с войной на Украине)
Чтение предложений и их обсуждение.
-Выделите ключевые строфы в понимании смысла стихов.
1. Такая нежность к Приднепровью
Нисходит на душу не зря,
разлуку искупив любовью,
я слышу голос Кобзаря «Садок вышнэвый коло хаты…»
( любовь к Приднепровью, он тоже был частью нашей страны)
2…И хоть все это-мистика, вздор,-
Под окном,
Украшавший весь двор
Куст сирени, что цвел, словно пел,
Не очнулся весной- омертвел..
(тема смерти не отделима от темы войны: все живое гибнет)
Вывод: Стихи Родичева о войне интересны и сегодня. Война у него связана с людскими страданиями, кровью, материнским сердцем. Автор изображает безрассудность этого события и осуждает.
6. Заключительное слово.
- Чем Вам запомнилась поэзия Н. И. Родичева?
(Она глубокая, как августовское небо, и печальная, как мелкий осенний дождь. В ней освещаются проблемы, актуальные во все времена. В то же время его поэзия самобытна, интересен слог и слово.
7.Домашнее задание
А. Выучить стихотворение Н. Родичева наизусть или
Б. Составить презентацию «Тематика стихов Н. Родичева».
Рекомендации для внеклассного чтения:
- Повесть "Полтора Ивана"
- Рассказы "Девятый "Б", "Огонь на себя", "Степка вернулся", "Не отверну лица", "Стоял старик на обочине"
Литература:
http://www.museum.ru/museum/lit_oryol/3.htm
http://www.veshnievody.ru/authpub/biography.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку: «Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…» Николай Лесков
Деревня Тереховка Дмитровского района Орловской области. 28 сентября 1925 года здесь родился Николай Иванович Родичев
Николай Иванович Родичев.
Дорогое мое захолустье – з а окном голубая гряда, г де нашла меня мама в капусте, с той землей породнив навсегда. Теплой пылью глухого проселка н оги в цыпках понежил я всласть; м не открыла секрет перепелка- как в раздолье полей не пропасть…
Литература Литература: http://www.museum.ru/museum/lit_oryol/3.htm http://www.veshnievody.ru/authpub/biography.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс
Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...
Конспект к уроку литературы на тему "Капитанская дочка" 8 класс.
Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык....
Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс
Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...
конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....