Конспект урока литературы по теме: «Поэзия Н. И. Родичева». 9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

 Бусс Нина Ивановна

Поэзия орловцев. Урок патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_orlovtsy.docx30.81 КБ
Файл n_rodichev.pptx285.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект к уроку литературы

Тема: «Поэзия  Н. И. Родичева.»

9 класс

                                           

 Составитель: Бусс Нина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

г. Выборг

2015

Главная дидактическая цель урока: формирование представления учащихся о художественном мире Н.И. Родичева через интерпретацию стихотворений поэта.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  • Сформировать знания о творчестве Н.И. Родичева как поэта.
  • Показать своеобразие  его поэтического стиха .
  1. Развивающие
  • Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств  в создании художественных образов.
  • Развивать творческое мышление.
  • Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.
  1. Воспитательные
  • Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.
  • Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
  • Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал группам для исследовательской работы.

Эпиграф:

 «Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…»

Николай Лесков  

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы. Постановка проблемного вопроса.

Город Орёл не случайно называют третьей литературной столицей.

работавших на орловской земле!

Орловская писательская организация родилась в январе 1960 года. Тогда, по поручению Секретариата Союза писателей СССР, поэт Николай Рыленков провел выборы её первого ответственного секретаря. Им стал Владимир Мильчаков. В 70-х годах этот почётный и ответственный пост занимали: Евгений Зиборов и Василий Катанов. В 80-х - Иван Подсвиров, Анатолий Шиляев, Леонард Золотарёв, Иван Рыжов. С 1989 по 1995 год - Леонид Моисеев. С 1995 года - Геннадий Попов.

Город помнит шаги Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Фёдора Тютчева, Михаила Пришвина, Ивана Бунина и многих других талантливых писателей и поэтов, живших и

На Орловщине работают 19 профессиональных писателей - членов Союза писателей России, многие из них так же талантливы, как наши именитые земляки. 
В тесном сотрудничестве с Орловским Домом литераторов работает издательство «Вешние воды», которое возглавляет Александр Иванович Лысенко. В 2007 году издательство было удостоено Всесоюзной литературной премии «Александр Невский» и получило специальный приз в номинации «Собиратели», как издательство, занимающееся возрождением и поддержкой интереса читателей к истории своей Родины.

Проблемный вопрос:

-О чем же писали и  сегодня пишут поэты Орловщины?

Одним из них является Николай Иванович Родичев. Познакомимся с его биографией и творчеством.

  1. Сообщение учащегося.

Странички из биографии поэта и писателя Н.И. Родичева

Николай Иванович Родичев родился 28 сентября 1925 г. в д. Тереховке Дмитровского района Орловской области в семье крестьянина.
Семья Родичевых славилась плотницким мастерством, дед будущего писателя работал над украшением алтарей в церквях, изготовлял музыкальные инструменты: мандолины, балалайки. Неслучайно образы народных умельцев-крестьян часто встречаются на страницах произведений Родичева. В 1933 г. семья Родичевых переехала в с. Касторное.
Родичев окончил авиационное училище, учился в Харьковском, а затем Киевском университетах.
 
Разнообразной была его трудовая деятельность: колхозник, затем рабочий (слесарь железнодорожного депо), летчик (в годы службы в Советской Армии), газетный корреспондент, издательский работник, главный редактор книжного издательства, профессиональный писатель.
Первые свои стихи и рассказы молодой автор опубликовал во фронтовой газете "Защитник Отечества" в годы "Великой Отечественной войны.                     
 
"Первая книга под названием "Стихи" была издана Харьковским книжным издательством в бытность мою там студентом, в 1953 году.
Затем в Брянске в 1955 году вышла книга "Брасовские аллеи", затем в журнале "Советская Украина" опубликована повесть "Карандух".
Позже он публиковал рассказы и повести в журналах "Огонек", "Москва", "Октябрь", "Советский воин", в газетах "Правда", "Известия", "Красная звезда" и др. Всего к нынешней поре вышло 28 отдельных изданий. Лучшими я считаю: "Девятый "Б", "Алимушкины полушубки", "Не отверну лица", "За сиреневыми звездами", "Анива" и "Теплый хлеб" - рассказы и повести разных лет" Военная тема занимает одно из ведущих мест в творчестве писателя - участника Великой Отечественной войны. Ей посвящена повесть "Полтора Ивана", рассказы "Девятый "Б", "Огонь на себя", "Степка вернулся", "Не отверну лица", "Стоял старик на обочине" и многие другие.
Наряду с темой войны большое место в творчестве писателя занимает рабочая тема. Его произведения проникнуты глубоким уважением к людям труда, к земле, на которой они живут и работают. Писатель стремится показать цельность, органичность своих героев, живущих в ладу с миром и самим собою.
Книга новелл о рабочем человеке "Вешка у родника" (1970) была отмечена премией на всесоюзном конкурсе на лучшее произведение о рабочем классе.
Писатель поддерживает постоянную творческую связь с орловцами. Часто посещает наш край. В 1979 г. в издательстве "Советская Россия" вышел очерк Родичева "В своей деревне - пророк", посвященный орловскому колхозу "Луч революции".
"С Орловским краем у меня, полагаю, постоянная связь: и по линии родства и творческая, - пишет Родичев. - Много раз меня печатали "Орловская правда" и "Орловский комсомолец". Мои книги, особенно рассказы, в основном написаны на материале из жизни людей орловского края, земляков: повесть "Полтора Ивана", рассказы - "Стоял старик на обочине", "Теплый хлеб", "Алимушкины полушубки", "Конопляный бог". Из произведений малой формы я мог бы скомплектовать целую книгу под названием "Тереховские рассказы"2.

В настоящее время Николай Иванович Родичев живет в Москве.

3.Чтение стихотворения учителем «Дорогое мое захолустье…»

Учитель:

-О чем заставляет задуматься это стихотворение? Что видится вам? (Ответы уч-ся)

        Нелегко  художнику иллюстрировать поэтическое произведение. Ведь здесь нужно не только уметь рисовать, а очень важно понять душу поэта и перенести это главное на холст или бумагу.

-Посмотрим   на иллюстрацию  Левитана И.И. Золотая осень. Слободка 1889

 и попытаемся ответить  на вопрос: удалось ли художнику воплотить замысел Н.И. Родичева? (Ответы уч-ся)

Учитель

В таких избах, а их на Руси множество, согревает душу заплутавшемуся путнику не только тепло русской печи, но и тепло человеческого сердца, сострадание. И пока в темной ночи как последняя надежда горит огонек, а в звездную ночь – звезда, душа не будет одинока.

По рядамработа:1-сформулировать тему стихотворения (тема малой Родины, Руси)

2-сформулировать идею стихотворения (любовь, нежность как к малой Родине, так и к России; обеспокоенность ее судьбой), 3 ряд- выписать образы.

Вывод: данное стихотворение сближает поэта с С. Есенином, который выражал свое  трепетное отношение к деревне и искренне был обеспокоен судьбой страны. В стихотворении звучат уже современные читателю мотивы.

На Руси, где обычаи святы,

европейский устав не святей,-

и когда ж прекратят демократы

эту воду таскать в решете?

Звучит , излюбленная Г. Державиным, тема справедливой власти в форме риторического вопроса.

В последних строках звучит идея единения Родины (отсылает нас к «Слову о полку Игореве»):

И ума занимать-что за дело?

Да минует нас чаша сия;

Только б воля к единству успела

Божьей милостью к нам просиять.

4.Чтение стихотворения «Обманул Иван-Купала…»

( читать по строфам)

-Определите тему стихотворения по первым  трем строфам (Ответы уч-ся, может быть тема женщины, труда и т. д.).

Дочитываем стихотворение до конца.

-А теперь что можно сказать о теме? (тема Родины)

В чьих еще стихах Родина представлена в образе женщины (А.Блок, С. Есенин)

- Поработайте со словом. Запишите все ключевые слова.

Обманул

Надломилась

Устала

Не с кем поделиться

Чужие лица мутна

Быдло

Пропить

Обрыдло

Шакалье и воронье

-Какова их стилистическая окраска? Сравните с предыдущим стихотворением, что общего, что различного. (просторечная, низкая лексика, неологизмы)

Учитель

Стихотворения Родичева вызывают раздумья, звучат как крик души, переживающего за путь своей страны.

5.Чтение стихотворений о ВОВ ( связь с 70-летием Победы)

 Н. И Родичев -участник Великой Отечественной войны. В 1943 году, чтобы побыстрее попасть на фронт, приписал себе несколько месяцев. С боями прошел по нескольким европейским странам, был ранен. Награжден медалями и орденом Отечественной войны второй степени. Окончил войну в Чехословакии (в последующем писатель в своём творчестве не раз обращался к теме этой страны).Это не могло отразиться на его поэзии.

Познакомимся со стихотворениями «Такая нежность к Приднепровью…», «…И хоть сам был в атаке неплох…»

- В чем особенность изображения войны? Почему данные стихи актуальны сегодня? (записать рассуждение из 5 предложений)( связь с войной на Украине)

Чтение предложений и их обсуждение.

-Выделите ключевые строфы в понимании смысла стихов.

1. Такая нежность к Приднепровью

Нисходит на душу не зря,

разлуку искупив любовью,

я слышу голос Кобзаря «Садок вышнэвый коло хаты…»

( любовь к Приднепровью,  он тоже был частью нашей страны)

2…И хоть все это-мистика, вздор,-

Под окном,

Украшавший весь двор

Куст сирени, что цвел, словно пел,

Не очнулся весной- омертвел..

(тема смерти не отделима от темы войны: все живое гибнет)

Вывод: Стихи Родичева о войне интересны и сегодня. Война у него связана с людскими страданиями, кровью, материнским сердцем. Автор изображает безрассудность этого события и осуждает.

6. Заключительное слово.

- Чем Вам запомнилась поэзия Н. И. Родичева?

(Она глубокая, как августовское небо, и печальная, как мелкий осенний дождь. В ней освещаются проблемы, актуальные во все времена. В то же время его поэзия самобытна, интересен слог и слово.

7.Домашнее задание

А. Выучить стихотворение Н. Родичева наизусть или

Б. Составить презентацию «Тематика стихов Н. Родичева».

Рекомендации для внеклассного чтения:

  1. Повесть "Полтора Ивана"
  2. Рассказы "Девятый "Б", "Огонь на себя", "Степка вернулся", "Не отверну лица", "Стоял старик на обочине"

Литература:

http://www.museum.ru/museum/lit_oryol/3.htm

http://www.veshnievody.ru/authpub/biography.php


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 класс « Поэзия Николая Ивановича Родичева» Материалы к уроку подготовлены учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37» г . Выборга Бусс Н.И.

Слайд 2

Эпиграф к уроку: «Орёл… вспоил на своих мелких водах столько литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город…» Николай Лесков

Слайд 3

Деревня Тереховка Дмитровского района Орловской области. 28 сентября 1925 года здесь родился Николай Иванович Родичев

Слайд 4

Николай Иванович Родичев.

Слайд 5

Дорогое мое захолустье – з а окном голубая гряда, г де нашла меня мама в капусте, с той землей породнив навсегда. Теплой пылью глухого проселка н оги в цыпках понежил я всласть; м не открыла секрет перепелка- как в раздолье полей не пропасть…

Слайд 7

Литература Литература: http://www.museum.ru/museum/lit_oryol/3.htm http://www.veshnievody.ru/authpub/biography.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Конспект урока литературы на тему "Есть женщины в русских селеньях..." ( по творчеству Н. А. Некрасова ) 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…» Тема:«Есть женщины в русских селеньях…»Образ русской крестьянки(урок по творчеству Н.А. Некрасова...

Конспект к уроку литературы на тему "Капитанская дочка" 8 класс.

Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык....

Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....